Троллейбуса долго не было. Люди на
остановке начинали нервничать, поглядывать
на часы и на дорогу. Было уже нераннее утро.
Лица людей выглядели не такими заспанными,
как у стоявших здесь час или два назад.
Дождавшись, наконец, средства передвижения
в виде городского транспорта с двумя
рожками, ожидавшая толпа дружно атаковала
его. Двери шумно захлопнулись, и машина со
скрипом покатила дальше.
Относительно тихую обстановку
внутри троллейбуса прервал чей-то голос.
Обернувшись к задней двери, все увидели
говорившего. Это был седой старичок в
старом довольно потрепанном плаще и черных
очках. Он попросил помочь подняться по
ступенькам и, очутившись в салоне,
обратился ко всем с необычной для слепого
требовательностью:
- Добрый день, дорогие земляки!
Усадите меня пожалуйста куда-нибудь, я
только что после тяжелой операции.
Один немолодой мужчина вместе с
сидящим рядом парнем поднялись, помогая
сесть загадочному пассажиру к окну. Мужчина
сел рядом. Очутившись на сиденьи, старичок
почувствовал себя уверенней. Он раскрыл на
вытянутой руке большой женский кошелек и,
повернувшись вполоборота, продолжил
громким властным голосом:
- Уважаемые харьковчане, земляки! Я
недавно перенес сложнейшую операцию. Я
старый поэт, для которого теперь
единственным способом зарабатывания на
жизнь осталось чтение стихов. Я вам прочту
немного:
С добрым утром, небо и земля!
С добрым утром, люди, птицы, звери!
В переплетах тьмы ночной не зря
Я в свиданье с вами так поверил┘
Говорил поэт отрывисто, делал
большие паузы и ставил логические ударения
почти на каждом слове. Иногда чтение он
прерывал и спрашивал, какая сейчас
остановка.
Странно, но почему-то большинство
людей делало вид, что вообще не замечают
поэта. Складывалось такое впечатление, что
они предпочли бы увидеть этого старичка в
переходе метро с протянутой рукой или
играющим на баяне. Может их пугал сам
процесс чтения. Может, смущала
необходимость отблагодарить поэта. Или им
не нравилось, что мимо него нельзя быстро
пройти, как в метро, и приходится всю дорогу
слушать.
Трое студентов, с не очень умными
улыбками, смотрели на поэта, как на клоуна, и
переговаривались меж собой. Одна студентка
смотрела на старичка со злобой. А женщина
уже средних лет, зашедшая через несколько
остановок, увидев читающего стихи поэта,
скривилась, отошла подальше и отвернулась.
Неуютно чувствовал себя сидящий с
старичком мужчина. Ему казалось, что все
смотрят не на поэта, а на него. Он предпочел
бы постоять, но вставать было уже неудобно.
По-настоящему поэта слушали
немногие: пожилая женщина, две молодые
девушки интеллигентного вида и студент-романтик,
дружески смотревший на старичка. Сидящий
рядом мужчина все-таки освоился и с
задумчивым видом стал слушать.
Я живу в ожиданьи стихов,
В ожиданьи сиянья огня,
Осветившего б тайны миров
В ставших чем-то привычными днях┘
Прошла половина пути, а ни одна
монета не опустилась в кошелек. Паузы между
стихотворениями становились все длиннее.
Старичок вдруг произнес:
- Если бы вы знали, как трудно
выворачивать душу наизнанку. Два-три часа в
день такой работы - и я прихожу домой совсем
опустошенный. Остаются силы только что-нибудь
приготовить, и то, если есть из чего┘
Стали появляться руки, кидающие
монеты, но все равно их было намного меньше,
чем слушателей. Казалось, что слепой с
протянутой рукой у них вызывает больше
жалости, чем слепой, читающий стихи.
Поездка подходила к концу. Старичок
защелкнул кошелек.
- Спасибо, земляки, за внимание.
Спасибо, что выслушали. Дай вам бог здоровья┘
Сейчас будет конечная?
Было видно, что поэт не ожидал такой
холодной аудитории. Уже перед выходом он
сказал, обращаясь скорее к самому себе:
- Поэт читал стихи как будто бы
глухим┘
Когда раскрылись двери, он попросил
помочь ему выйти. Мужчина, уступивший ему
место, и студент-романтик помогли поэту
спуститься по ступенькам.
Пассажиры, выйдя из троллейбуса,
разошлись кто куда, но наверное, у некоторых
из них еще долго вертелись в голове строчки
из стихотворения старичка-поэта:
Стихи - не безразмерные колготки,
Их не натянешь на кого-нибудь┘
|