Она пристально
смотрела на меня, а я все не мог понять,
где прежде я видел эту девушку. Ее
влажный тревожный взгляд заблестел в
неровном свете керосиновой лампы, и я
вспомнил - мне каждую ночь снится эта
комната и лампа, и каждую ночь я
встречаю здесь девушку с тревожными
глазами. Да-да, именно ее я вижу каждый
раз, переступая зыбкую грань
сновидений, грань яви и сна. Я отыскал
сигареты и закурил, откинувшись на
спинку стула и балансируя на его задних
ножках, - терпкий кисловатый дым
заструился кольцами. Мы молчали. Я -
покачиваясь на стуле, она - грея тонкие
белые пальцы над стеклянным колпаком
лампы. Тени дрожали на ее веках. Мне
показалось, я должен что-то сказать, и я
произнес наугад: "Глаза голубой
собаки", - и она отозвалась печально:
"Да. Теперь мы никогда этого не
забудем". Она вышла из светящегося
круга лампы и повторила: "Глаза
голубой собаки. Я написала это повсюду".
Она повернулась и отошла к
туалетному столику. В круглой луне
зеркала появилось ее лицо - отражение
лица, его оптический образ, двойник,
готовый раствориться в трепетном свете
лампы. Грустные глаза цвета остывшей
золы печально посмотрели на меня и
опустились, она открыла перламутровую
пудреницу и коснулась пуховкой носа и
лба. "Я так боюсь, - сказала она, - что
эта комната приснится кому-нибудь еще,
и он все здесь перепутает." Она
щелкнула замочком пудреницы, поднялась
и вернулась к лампе. "Тебе не бывает
холодно?" - спросила она. "Иногда
бывает..." - ответил я. Она раскрыла
озябшие руки над лампой, и тень от
пальцев легла на ее лицо. "Я, наверно,
простужусь, - пожаловалась она. - Ты
живешь в ледяном городе".
Керосиновый огонек делал ее
кожу медно-красной и глянцевой. "У
тебя бронзовая кожа, - сказал я. - Иногда
мне кажется, что в настоящей жизни ты
должна быть бронзовой статуэткой в
углу какого-нибудь музея". "Нет, -
сказала она. - Но порой мне и самой
кажется, что я металлическая - когда я
сплю на левом боку и сердце гулко
бьется у меня в груди". - "Мне
всегда хотелось услышать, как бьется
твое сердце". - "Если мы встретимся
наяву, ты сможешь приложить ухо к моей
груди и услышишь". - "Если мы
встретимся наяву..." Она положила
руки на стеклянный колпак и промолвила:
"Глаза голубой собаки. Я всюду
повторяю эти слова".
Глаза голубой собаки. С помощью
этой фразы она искала меня в реальной
жизни, слова эти были паролем, по
которому мы должны были узнать друг
друга наяву. Она ходила по улицам и
повторяла как бы невзначай: "Глаза
голубой собаки". И в ресторанах,
сделав заказ, она шептала молодым
официантам: "Глаза голубой собаки".
И на запотевших стеклах, на окнах
отелей и вокзалов выводила она пальцем:
"Глаза голубой собаки". Люди
вокруг лишь недоуменно пожимали
плечами, а официанты кланялись с
вежливым равнодушием. Как-то в аптеке
ей почудился запах, знакомый по снам, и
она сказала аптекарю: "Есть юноша,
которого я вижу во сне. Он всегда
повторяет: "Глаза голубой собаки".
Может быть вы знаете его?" Аптекарь в
ответ рассмеялся неприязненно и отошел
к другому концу прилавка. А она
смотрела на новый кафельный пол аптеки,
и знакомый запах все мучил и мучил ее.
Не выдержав, она опустилась на колени и
губной помадой написала на белых
плитках: "Глаза голубой собаки".
Аптекарь бросился к ней: "Сеньорита,
вы испортили мне пол. Возьмите тряпку и
сотрите немедленно!" И весь вечер она
ползала на коленях, стирая буквы и
повторяя сквозь слезы: "Глаза
голубой собаки. Глаза голубой собаки".
А в дверях гоготали зеваки, собравшиеся
посмотреть на сумасшедшую.
Она умолкла, а я все сидел,
покачиваясь на стуле. "Каждое утро, -
сказал я, - я пытаюсь вспомнить фразу, по
которой должен найти тебя. Во сне мне
кажется, что я хорошо заучил ее, но
проснувшись, я не могу вспомнить ни
слова". - "Но ты же сам придумал их!"
- "Да. Они пришли мне в голову потому,
что у тебя пепельные глаза. Но днем я не
могу вспомнить даже твоего лица". Она
стиснула в отчаянии пальцы: "Ах, если
бы нам знать по крайней мере название
моего города!"
Горькие складки легли в уголках
ее губ. "Я хочу до тебя дотронуться",
- сказал я. Она вскинула глаза, я язычки
пламени заплясали в ее зрачках. "Ты
никогда не говорил этого", - заметила
она. "А теперь говорю". Она
опустила глаза и попросила сигарету.
"Почему же, - повторила она, - мне
никак не вспомнить название своего
города?" - "А мне - наши заветные
слова", - сказал я. Она грустно
улыбнулась: "Эта комната снится мне
так же, как и тебе". Я поднялся и
направился к лампе, а она в испуге
отступила назад, опасаясь, что я
случайно заступлю за невидимую черту,
пролегающую между нами. Взяв
протянутую сигарету, она склонилась к
огоньку лампы. "А ведь в каком-то
городе мира все стены исписаны словами
"глаза голубой собаки", - сказал я. -
Если я вспомню эти слова, я отправлюсь
утром искать тебя по всему свету". Ее
лицо осветилось красноватым огоньком
сигареты, она глубоко затянулась и,
покручивая сигарету в тонких пальцах
сказала: "Слава богу. Я, кажется,
начинаю согреваться", - и проговорила
нараспев, будто повторяя за пишущим
пером: "Я... начинаю... - она задвигала
пальцами, будто сворачивая в трубочку
невидимый листок бумаги по мере того,
как я прочитывал написанные на нем
слова, - согреваться..." - бумажка
кончилась и упала на пол - сморщенная,
крохотная, превратившаяся в пыль золы.
"Это хорошо, - сказал я. - Мне всегда
страшно, когда ты мерзнешь".
Так мы и встречаемся с ней, вот
уже несколько лет. Порою в тот момент,
когда мы находим друг друга в лабиринте
снов, кто-то там, снаружи, роняет на пол
ложечку, и мы просыпаемся. Мало-помалу
мы смирились с печальной истиной - наша
дружба находится в зависимости от
очень прозаических вещей. Какая-нибудь
ложечка на рассвете может положить
конец нашей короткой встрече.
Она стоит за лампой и смотрит на
меня. Смотрит так же, как в первую ночь,
когда я очутился среди сна в странной
комнате с лампой и зеркалом и видел
перед собой девушку с пепельными
глазами. Я спросил: "Кто вы?" А она
сказала: "Не помню..." - "Но мы,
кажется, уже встречались?" - "Может
быть. Вы могли сниться мне, в этой самой
комнате". - "Точно! - сказал я. - Я
видел вас во сне". - "Как забавно, -
улыбнулась она. - Значит, мы с вами
встречаемся в сновидениях?"
Она затянулась, сосредоточенно
глядя на огонек сигареты. И мне опять
показалось, что она - из меди, но не
холодной и твердой, а из теплой и
податливой. "Я хочу дотронуться до
тебя", - повторил я. "Ты все
погубишь, - испугалась она. -
Прикосновение разбудит нас, и мы больше
не встретимся". - "Вряд ли, - сказал
я. - Нужно только положить голову на
подушку, и мы увидимся вновь". Я
протянул руку, но она не пошевелилась.
"Ты все погубишь... - прошептала она. -
Если переступить черту и зайти за лампу,
мы проснемся заброшенные в разные
части света". - "И все же", -
настаивал я. Но она лишь опустила
ресницы: "Эти встречи - наш последний
шанс. Ты же не помнишь ничего наутро".
И я отступил. А она положила руки на
лампу и пожаловалась: "Я никогда не
могу заснуть после наших встреч. Я
просыпаюсь среди ночи и больше не могу
сомкнуть глаз - подушка жжет лицо, и я
все твержу: "Глаза голубой собаки.
Глаза голубой собаки".
"Скоро рассвет, - заметил я. -
Последний раз я просыпался в два часа, и
с тех пор прошло много времени". Я
подошел к двери и взялся за ручку. "Осторожнее,
- предупредила она. - За дверью живут
тяжелые сны". - "Откуда ты знаешь?"
- "Совсем недавно я выходила туда и с
трудом вернулась назад. А проснувшись,
заметила, что лежу на сердце". - Но я
все же приоткрыл дверь. Створка
подалась, и легкий ветерок принес
снаружи запах плодородной земли и
возделанной пашни. Я повернул к ней
голову и сказал: "Тут нет коридора. Я
чувствую запах поля". - "Там, за
дверью, - сказала она, - спит женщина,
которая видит поле во сне. Она всегда
мечтала жить в деревне, но так никогда и
не выбралась из города". За дверью
светало, и люди повсюду уже начали
просыпаться. "Меня, наверное, ждут к
завтраку", - сказал я.
Ветер с поля стал слабее, а потом
стих. Вместо него послышалось ровное
дыхание спящего, который только что
перевернулся в постели на другой бок.
Стих ветерок, а с ним умерли и запахи.
"Завтра мы непременно узнаем
друг друга, - сказал я. - Я буду искать
женщину, которая пишет на стенах: "Глаза
голубой собаки". Она улыбнулась
грустно и положила руки на остывающий
колпак лампы: "Ты ничего не помнишь
днем". Ее печальный силуэт уже начал
таять в предутреннем свете. "Ты
удивительный человек, - сказала она. - Ты
никогда не помнишь своих снов". |