В начале шестидесятых, когда Патрик Фланган
было еще подростком журнал Life отметил его как
одного из ведущих ученых мирового сообщества.
Среди его многочисленных изобретений было
электронное устройство, которое он назвал
Нейрофон, способное передавать человеческую
речь через контакт с кожей. Когда он попытался
запатентовать это устройство, патентное
ведомство потребовало, чтобы он доказал, что эта
штука работает. Когда же он сделал это, Агентство
Национальной Безопасности (NSA - National Security Agency)
конфисковало у него прибор и засекретило
результаты его исследований в этой области
сроком на пять лет.
А.Патрушев
1998г.
В
ЗДОРОВОЙ КОЖЕ - ЗДОРОВЫЙ СЛУХ.
⌠Слышал
звон - да не знает где он...■
(из научного
отчета: http://www.flantech.com)
В печати нередко появляются сообщения, что, мол,
тот или иной человек видит кожей, слышит запахи
или, наоборот, нюхает звуки. Это явление известно
в медицине и психологии как синестезия и для
человека может быть как проклятием, когда все
органы чувств как бы перемешиваются между собой
(обычно в результате травмы или болезни мозга),
так и божьим даром, обладатель которого может
стать гением. Например, великий Моцарт, пользуясь
этим даром с детства, мог видеть, ощущать фактуру,
вкус и запах звуков, когда создавал свои
гениальные произведения. В принципе, каждый
человек, в той или иной мере, обладает
способностью к синестезии. Например, полифония
композитора Альфреда Шнитке специально
направлена на создание в теле слушателя
синестетических эффектов. Как говорится, надо
себе только разрешить и вы поймете, что, вобще-то,
всегда это делали.
Раньше нейрофизиологи считали, что мозг имеет
жесткие связи с каждым органом восприятия. В
настоящее время на первый план выдвигается
концепция голографической структуры мозга,
выдвинутая нейрофизиологом Карлом Прибрамом в
начале семидесятых двадцатого века. Эта теория
утверждает, что мозг использует голографическую
кодирующую систему, так что способен многогранно
кодировать через все органы чувств сенсорные
сигналы. Поэтому любой стимул, как звук, например,
может быть передан через любой другой орган
чувств, таким образом, что мозг может распознать
входящий сигнал именно как звук, используя
особенный для звука тип сигнального кода.
Другими словами, было научно объяснено явление
синестезии, известное, вероятно, на протяжении
всей жизни человечества - мы можем слышать,
видеть и так далее через любые другие органы
чувств.
Похоже, сам того не желая, весомый вклад в
подтверждение этой теории сделал Патрик
Фланаган (Patrick Flanagan), когда будучи еще подростком
изобрел прибор, позволяющий любому человеку
(даже полностью глухому, даже с удаленным
хирургическим путем средним ухом и, более того,
даже с полностью атрофированным слуховым нервом)
слышать через кожу. Патрик назвал свой прибор -
⌠Нейрофон■ (Neurophone).
История
Нейрофона.
Первый Нейрофон был сделан, когда Патрику было
всего 14 лет, в 1958. На следующий год Фланаган
прочитал лекцию в Houston Amateur Radio Club, где
демонстрировал возможности своего изобретения.
На следующий день после лекции ему позвонил
репортер из Houston Post. Он спросил, - нельзя ли
попробовать Нейрофон на его родственнике,
который оглох в результате менингита спинного
мозга. Эксперимент оказался весьма удачным. И на
следующий же день после успешного эксперимента
вышла статья о нейрофоне, как о потенциальном
слуховом аппарате для глухих.
Известность росла с каждым годом. В 1961
корреспонденты из журнала Life буквально
поселились в доме Патрика. Они сделали около
тысячи снимков, повсюду следуя за ним, куда бы он
ни пошел. Статья появилась 14 сентября 1962 года. В
статье Патрик был назван, ни много ни мало, одним
из ведущих ученых Америки. После этой публикации
Патрика пригласили сняться в телепрограмме Гари
Мура (Gary Moore) ⌠I▓ve got a Secret Show■ (У меня есть один
секретик). Трансляция телепередачи велась из
студии NBC в Нью-Йорке на многомиллионную
аудиторию. Во время передачи, на глазах у всей
Америки, юный Патрик приладил электроды
Нейрофона на очаровательную... попку манекенщицы
Бесс Мейерсон (Bess Meyerson), в то время как она
пыталась догадаться, что же такое он с ней делает.
В результате манекенщица смогла услышать
стихотворение, записанное на магнитофон другим
гостем телепередачи Энди Гриффитом (Andy Griffith). Во
время воспроизведения стихотворения голос
Гриффита звучал как бы внутри головы мисс
Мейерсон (подумать только, какая связь!) но она
так и не смогла понять, что же, в конце концов, с
ней сделали. В результате статьи в журнале Life и
телепередачи Патрик получил более миллиона
писем.
Тем не менее, эксперт Патентного Бюро упорно
утверждал, что данный прибор не может работать в
принципе и отказывался регистрировать патент
вплоть до 1967 года. Только после того как Патрик со
своим адвокатом появились с действующей моделью
в патентном ведомстве, дело сдвинулось с мертвой
точки. Эксперт, однако, заявил, что
зарегистрирует патент только после того, как
Патрик, с помощью своего устройства, заставит
слышать одного глухого клерка из этой конторы. К
счастью, клерк услышал и патент на Нейрофон был
наконец-то зарегистрирован.
Вскоре Патрик встретил двух ученых, которые
стали его друзьями на многие годы. Это были
доктор Генри Мария Конда (Dr. Henri Marie Coanda), отец
гидродинамики и Дж. Харри Стин (G. Harry Stine), ученый и
автор многих книг. Харри Стин написал книгу
⌠Силиконовые Боги■ (Silicon Gods. - Bantam Books), которая
была посвящена Нейрофону, как потенциальному
интерфейсу между мозгом и компьютером.
Следующая стадия исследований началась в
университете Туфтса (Tufts), где Патрик Фланаган
начал работать в качестве ученого-исследователя.
Он был вовлечен в проект по разработке системы
общения между дельфином и человеком. Были
заключены контракты с Военно-морской
Артиллерийской Испытательной Станцией США (United
States Naval Ordnance Test Station), расположенной на озере China Lake
в Калифорнии. Научным руководителем проекта был
близкий друг Патрика и партнер по бизнесу доктор
Дуайт Вэйни Баттяу (Dr. Dwight Wayne Batteau), профессор
физики и инженерной механики университетов
Гарварда (Harvard) и Туфтса.
В ходе исследований были записаны голоса
дельфинов и китов в открытом море и разработана
система идентификации и точной пеленгации любых
морских млекопитающих. Эта система использовала
те же принципы, которые использует человеческий
мозг для определения местонахождения источников
звука.
Человек способен определять местоположение
источников звука благодаря способу, которым
внешнее ухо обрабатывает поступающие звуковые
сигналы (внешнее ухо - то, что мы видим. Оно
собирает и направляет звуковые волны во
внутреннюю часть уха). Именно внешнее ухо
обеспечивает так называемый ⌠эффект
вечеринки■.
⌠Эффект вечеринки■ -
способность выделять определенные голоса в
шумной компании. Это возможно благодаря
способности нашего мозга определять разность
фаз и затем выделять определенную зону в
пространстве. Так что мы можем не только узнать
кто говорит, но и определить местоположение
говорящего. Для соблюдения особой секретности
⌠задушевные беседы■ обычно проводят в
специальных ⌠глухих■ комнатах с деревянными
полом и стенами. Поставленный в такую комнату
⌠жучок■ соберет все отражения от стен и это
значительно ⌠забьет■ голос. Фактически все
посольства имеют такие ⌠глухие■ комнаты для
соответствующих бесед. Но если вы поставите в эту
комнату ⌠жучок■ с дубликатом ушной раковины, вы
сможете различать голоса и отстраиваться от эха,
так же, как вы делаете это на вечеринке.
Для того чтобы определять местонахождение
китов и дельфинов были изготовлены
металлические уши диаметром 18 дюймов,
присоединенные к гидрофонам. Когда эти уши
установили под водой, появилась возможность
локализовать подводные звуки в трехмерном
пространстве, при прослушивании через гидрофоны.
Под водой звуки распространяются в пять раз
быстрее, чем на воздухе, поэтому искусственные
уши сделали больших размеров, чтобы обеспечивать
такую же кодировку сигналов по времени, что и на
воздухе.
Тут некоторые читатели, которые регулярно
смотрят по телевизору передачу ⌠В мире
животных■, могут резонно заметить, что сами
дельфины и киты, без сомнения, непревзойденные
специалисты в подводном ориентировании,
почему-то не спешат обзаводиться ушами величиной
с небольшой телевизор. И уж совсем редко, кто
сможет вспомнить, что еще в 1943 году советские
гидроакустики разработали систему для подводных
лодок, использовав в качестве модели строение
уха морского тюленя.
Действительно, американцам свойственна
некоторая техническая прямолинейность. Зато в
деловом подходе им не откажешь. Например, также
были изготовлены большие пластиковые уши,
которые испытали во Вьетнаме. Уши имели такие же
пропорции, что и настоящие, но были значительно
больших размеров. Это позволило, используя уже
специально разработанный процессор,
прослушивать в джунглях даже сильно удаленные
звуки и точно определять их местоположение.
Таким образом, при разработке проекта
⌠Дельфин■ были заложены основы многих
потенциально новых технологий. Был открыт
кодирующий механизм, используемый человеческим
мозгом для фиксации источников звука в
трехмерном пространстве. Эти исследования
позволили создать 3-D стереофоническую
голографическую аудио-систему, с помощью которой
можно было ⌠помещать■ звуки в любую точку
трехмерного пространства слушателя. Другими
словами, стало возможным запрограммировать
воспроизведение звука таким образом, что
слушателю будет казаться, как чей-то голос
раздается прямо из воздуха, из определенной
точки пространства.
Невольно вспоминается, как в свое время,
великий физик Роберт Вуд, просто из озорства,
посылал через огромный рупор из папье-маше
громким шепотом пророчества и шутки постовому
полицейскому, одиноко стоящему в центре площади.
Но можно найти и более полезные применения.
Например, используя эту систему можно так
записать оркестр, что при прослушивании будет
создаваться полная иллюзия присутствия на
концерте.
В результате открытия кодирующей системы,
используемой мозгом для обнаружения звуков в
пространстве и для распознавания речи, появилась
возможность создания цифрового Нейрофона.
Цифровой Нейрофон переводит звуковые волны в
дискретные сигналы, соответствующие фазовой
кодировке, понятной для мозга. Эти сигналы
используются мозгом не только для распознавания
речи, но также и для определения местонахождения
источников звука в трехмерном пространстве.
Когда заявка на изобретение цифрового
нейрофона была направлена в патентное ведомство,
Агентство Национальной Безопасности (NSA) США
засекретило ее на пять лет. В результате Патрик
потерял возможность не только работать над
устройством, но и говорить о нем кому-либо в
течение пяти последующих лет. Это было ужасно
обескураживающе. Первый патент отнял двенадцать
лет и теперь, после проделанной огромной работы,
второй патент оказался заключенным в сейфах
Агентства Национальной Безопасности.
В конце концов, цифровой Нейрофон был запущен в
производство и продавался в виде моделей Mark XI и
Thinkman Model 50.
Как
это работает?
В начале семидесятых, в университете штата
Вирджиния, Доктор Мартин Ленхардт (Dr. Martin Lenhardt) со
своими коллегами показал, что как нормально
слышащие люди так и полностью глухие люди могут
воспринимать ультразвуковые частоты в диапазоне
от 28000 Гц до 100000 Гц, если звук подводится к телу
через непосредственный контакт с излучателем.
С помощью экспериментов было установлено, что
существуют два отдельных канала, через которые
мозг может слышать. Один канал - для частот от 20 Гц
до 20000 Гц (обычный звук). Этот канал проводит
звуки в улитку (внутреннее или среднее ухо) через
воздух или через костную проводимость.
Второй канал слуха был открыт Патриком
Фланаганом в 1958 году и исследован в 70-х Доктором
Ленхардтом и его коллегами. Второй канал
проводит ультразвуковые волны через кости,
биологические жидкости или через кожу к недавно
открытому новому органу слуха.
Ленхардт утверждает, что инструментом
восприятия ультразвуковых вибраций является
маленький орган, расположенный в мозге и
известный как лабиринт (орган равновесия) -
важнейшая часть вестибулярного аппарата. Этот
орган размером примерно со снежинку. Лабиринт
используется организмом для восприятия
гравитации. Он заполнен жидкостью и имеет тонкие
волоски, которые расширяются к основанию. Когда
положение головы меняется, движение жидкости
стимулирует волоски, сообщая нам куда мы
отклонились от вертикального положения.
Кожа - самый большой и сложный орган. В
дополнение к тому, что она является первой линией
обороны организма от инфекции, кожа является
гигантским жидко-кристаллическим мозгом. Любой
орган восприятия эволюционировал из кожи. Когда
человек начинает жить в качестве эмбриона, его
сенсорные органы развиваются из кожных складок.
Многие примитивные организмы и животные могут
видеть и слышать посредством кожи.
Кожа обладает пьезо-электрическими свойствами.
Если приложить к ней вибрацию или потереть, она
генерирует электрические сигналы и плоские
волны.
Когда вы используете Нейрофон кожа вибрирует
на амплитудно модулированной несущей
ультразвуковой частоте 40 кГц и переводит в звук электрические сигналы, по
многочисленным каналам идущие в мозг.
Излучатели в первых моделях Нейрофона имели
весьма оригинальную конструкцию. Они
представляли собой объемные медные сетки для
чистки сковородок и кастрюль (сетка Брилло),
заключенные в пластиковые мешки. К сеткам
подавалось напряжение с частотой 40 кГц,
амплитудно модулированное с размахом до 3000 Вольт
(при крайне низком токе). Хотя аналогичные
аппараты применяются еще с конца прошлого века╥
для лечения воспалительных процессов и
ускорения регенерации пораженных тканей и
абсолютно безопасны, но постоянно иметь дело с
высоким напряжением не очень-то приятно - волосы
шевелятся и ⌠мурашки■ по коже ⌠бегают■...
Поэтому, чтобы сделать процесс более
комфортным и более эффективно передавать
вибрацию, в 1974 году, уже Доктор Фланаган
разработал специальные пьезо-керамические
дезакаторы (ультразвуковые излучатели на
керамических кристаллах с пьезоэлектрическими
свойствами). Кристаллы, обладающие
пьезо-электрическиими свойствами сжимаются и
расширяются с частотой, равной частоте
электрического тока, протекающего по их
поверхности. Вибрация от кристаллов механически
передается коже на несущей частоте 40 кГц
Нейрофона. Когда излучатели Нейрофона прижаты к
коже, или когда их соединяют вместе, они
вибрируют в двух режимах. Один - это обычное
звучание, второй - это ультразвук, который может
быть услышан только кожей или через костную
проводимость. Когда ⌠наушники■ от Нейрофона
приводятся в соприкосновение с кожей,
ультразвуковой голос или музыка начинаю
восприниматься лабиринтом вместо улитки.
Выбор в пользу ультразвука, видимо, не случаен.
Недавними исследованиями было установлено, что,
оказывается, мы живем в мире ультразвуковых
колебаний. Даже когда человек просто идет по
траве, генерируется ультразвук. Каждое дерево
является генератором ультразвука, который оно
использует, чтобы качать воду по капиллярам от
корней к вершине. И наконец, от ладоней человека
зарегистрированы ультразвуковые колебания с
частотой 28000 Герц.
Ключ к пониманию работы Нейрофона лежит в
стимуляции нервных окончаний кожи дискретными
кодированными сигналами, которые, согласно
голографической модели мозга, имеют такие
фазовые соотношения, что распознаются любым
нервом в теле, как звуки.
Зачем
это надо?
Все звуки стимулируют тонкие кости,
расположенные в среднем ухе. Иногда, когда
повреждена барабанная перепонка, кости среднего
уха могут стимулироваться вибратором,
расположенным за ухом на основании челюсти.
Костная проводимость звуков работает даже через
зубы. Когда одному американцу поставили
металлическую пломбу с микроскопическим зазором
(попросту говоря, с браком), то зуб с пломбой
превратился в аналог детекторного
радиоприемника. В результате мужчина начал
слышать у себя в голове голоса (радиопередачи и
переговоры по радиотелефонам) и... обратился к
психиатру. К счастью, тамошний психиатр, подробно
расспросив о содержании ⌠галлюцинаций■ и узнав,
когда это все началось, не стал торопиться со
своим диагнозом, а отправил горемыку к обратно
зубному врачу. Пломбу заменили, а американец
получил страховку.
Но для того чтобы работала костная
проводимость, в первую очередь необходимо, чтобы
могла функционировать улитка, которая соединена
со слуховым нервом. Люди с атрофированным
слуховым нервом так же не могут слышать с помощью
костной проводимости.
Трудно поверить, но люди с полностью
атрофированным слуховым нервом и люди с
полностью удаленной, в результате операции,
улиткой могут слышать с помощью Нейрофона. Тем не
менее, по каким-то причинам, не все глухие
начинают слышать с помощью этого устройства с
первого раза. Особенно это касается взрослых
людей, глухих с детства, или потерявших слух в
самом раннем детстве. Вероятно, в их сознании как
бы отсутствует понятие звука, поэтому, поначалу,
они не могут выделить звуковой сигнал из общего
сенсорного фона (Это явление еще раз самым
драматичным образом доказывает, что все наши
органы чувств воспринимают окружающую
реальность не ⌠как она есть■, а в соответствие с
нашими ожиданиями и установками). Дети же,
напротив, очень быстро понимают, что к чему. А
дети, слепые и глухие с рождения, обучаются
пользоваться специальным вариантом Нейрофона (с
3-D ультразвуковым локатором, дающим тональные
сигналы в зависимости от расстояния до
препятствий) столь виртуозно, что незнакомые с
ними люди не могут поверить, что перед ними
инвалиды.
Стереофонический Нейрофон имеет прекрасное
кристально-чистое звуковое воспроизведение, при
этом, куда бы вы ни приложили излучатели, кажется,
что звук образуется внутри головы.
Если вы купите в радиомагазине адаптер для
стерео-наушников с двумя выходами, это позволит
вам включить стерео-наушники в одно гнездо
адаптера, а в другое подключить Нейрофон.
Присоединив адаптер к магнитофону или
проигрывателю компакт-дисков вы можете слушать
музыку одновременно через Нейрофон и наушники.
Через некоторое время отключите Нейрофон и
почувствуйте различие. Это очень глубокое
различие. Нейрофон дает расширенное
звуковосприятие для любых источников звука. Этот
тест демонстрирует значительную разницу
восприятия звука через два различных канала.
Сейчас выпускаемый Нейрофон имеет в дополнение
цифровой процессор, который значительно
улучшает качество звучания.
Нейрофон оказался особенно полезен для
ускоренного обучения. Если прослушивать
различные учебные материалы через Нейрофон, то
информация очень быстро инкорпорируется в банк
долгосрочной памяти нашего мозга.
Постоянные читатели уже знают о магии
бинауральных биений и их применении для
достижения измененных состояний сознания (╧╧...
статьи...). Нейрофон - это очень мощное средство
изменения сознания. Если транслировать через
Нейрофон соответствующие частоты, можно
достигать любых желаемых состояний сознания.
Фактически Нейрофон это парадный вход в
измененные состояния сознания. Он обеспечивает
прямую коммуникацию с центрами мозга, обходя
различные ⌠фильтры■ или внутренние механизмы,
ограничивающие нашу способность коммуникации с
мозгом.
Нейрофон, в действительности, является
генератором плоских волн, поскольку сигналы с
электродов, идущие в противофазе, смешиваются в
нелинейной структуре диэлектрика, который
представляет собой кожа. Сигналы с каждого
конденсаторного электрода сдвинуты по фазе на 180
градусов. Каждый сигнал поступает в сложную
диэлектрическую систему тела, где, в свою
очередь, имеет место фазовый сдвиг. В результате
получается вектор. Этот факт не был известен
изобретателю в начале исследований. Знания эти
пришли позже, когда было установлено, что нервная
система человека особенно чувствительна к
векторным сигналам.
В настоящее время исследования на базе
Нейрофона продолжаются. Недавно было
разработана другая модальность нейрофонической
передачи. Принцип нейрофонического
звуковосприятия был обращен, и в результате
появилась возможность детектировать, записывать
и передавать по обычным средствам связи плоские
волны, генерируемые живыми системами. Эти
исследования плюс появление новых полимерных
пленок с сильными пьезоэлектрическими
свойствами были положены в основу создания
специальных костюмов виртуальной реальности,
позволяющих моделировать, записывать на
магнитные носители и передавать ⌠по проводам■
различные прикосновения. Появились даже статьи
типа ⌠Секс по телефону■, ⌠Массажист принимает в
Интернет■ и т.д..
При помещении электродов на затылок (поверх
зрительной зоны мозга) в голове начинают
возникать различные визуальные эффекты.
Существование этого явления дает основания
предполагать, что со временем можно будет
использовать мозг напрямую как монитор
компьютера или телевизионный экран.
Если можно открыть секрет прямой
аудио-коммуникации с мозгом, то также можно
открыть секрет прямой видео-коммуникации с
мозгом. Кожа имеет рецепторы, реагирующие на
вибрацию, свет, температуру, давление и трение.
Все, что необходимо сделать - это стимулировать
кожу правильно закодированными во времени
сигналами.
Подобные исследования ведутся по всему миру.
Например, техника детектирования, применяемая
доктором Патриком Фланаганом очень похожа на
процесс, взятый на вооружение Доктором Хироши
Мотояма (Dr. Hiroshi Motoyama), из Японии, который
использует конденсаторные электроды для
исследования энергетических центров тела,
известных как чакры. Заметим, что и в России эту
тему разрабатывают в нескольких лабораториях. И
разработки наших ученых были бы вполне
конкурентноспособны, если бы появились на рынке.
Не отстает и родной Екатеринбург. В лаборатории
медицинской кибернетики Уральской
Государственной Медицинской Академии доктором
медицинских наук профессором Валерием
Ивановичем Баньковым создан уникальный и
эффективный лечебно-диагностический комплекс.
По словам Валерия Ивановича, теоретические
наработки и практический опыт в данной области у
него огромны и ему вполне по плечу создание
аналогичного слухового аппарата, причем
патентно-защищенного и конкурентноспособного.
Дело в том, что изобретенная Патриком
Фланаганом аппаратная схема, возможно, далеко не
идеальна. Описываемый эффект наблюдается и на
других частотах электромагнитного спектра.
Действительность такова, что во всем диапазоне
электромагнитных излучений имеются так
называемые ⌠окна■ - резонансные частоты тех или
иных физиологических контуров человеческого
организма. На частотах из ⌠окон■ или их
гармониках и наблюдаются подобные эффекты. При
этом, чем выше несущая частота, тем больше
информации можно в нее ⌠закачать■.
Например, мало кому известен анекдотичный
случай имевший место в США, во время
сверхсекретных испытаний самолетов-невидимок
(⌠Стэлс■). Суть в том, что когда домохозяйки
небольшого городка, расположенного недалеко от
секретной авиабазы, стирали в эмалированных
тазиках белье (тазик, между прочим, по форме и по
некоторым качествам похож на параболическую
антенну), то начинали слышать у себя в голове
переговоры летчиков с авиабазой. А дело все в том,
что несущая частота радиостанций, из соображений
секретности, была выбрана нестандартной, но
оказалась равной одной из резонансных частот
организма.
Рискуя посеять в читателе мрачные подозрения,
однако замечу, что все психотронное оружие
основано на использовании эффекта ⌠окон■.
Те, кто побогаче могут по новому услышать
любимые музыкальные произведения, поучить
английский или побалдеть в трансе, заказав себе
Нейрофон по адресу в Интернете, указанному в
эпиграфе. А что делать тем, кому уже не до музыки, -
и доход не тот и диагноз неумолимо настаивает на
полной глухоте и навсегда?
Фактически, действующую модель Нейрофона можно
сделать в домашних условиях (как это сделал
когда-то Патрик). Излучатели одной из первых
моделей Нейрофона были очень похожи на аппарат
для ультратонотерапии, предложенный в 60-х годах
изобретателем Д.Синицким. Те же газоразрядные
электроды с напряжением - 3000 Вольт и частота
отличается всего в два раза - 22 кГц против 40 кГц.
Сейчас аналогичный аппарат под названием
⌠Ультратон-АМП■, разработанный НПО
⌠Алтаймедприбор■ совместно с одним из
конверсионных предприятий Новосибирска, имеется
в свободной продаже. Поэтому умельцы могут
сделать себе неплохой Нейрофон немного
покопавшись в схеме, - заменив кое-какие номиналы
и добавив блок амплитудной модуляции по
напряжению, подключаемый к аудио-усилителю, или к
магнитофону. Добавим, что в таком варианте
⌠доморощенный■ Нейрофон обойдется им примерно
в 1000 рублей против 758-и долларов за фирменный.
Кстати ⌠Ультратон АМП■ запущен в массовое
производство (видимо, еще до кончины ⌠эпохи
исторического материализма■), что довольно
редкое явление для российской действительности.
Обычно получается, что разработки наших ученых
не выходят за рамки лабораторий. Толи нашим не
хватает ихней коммерческой жилки, толи причина в
том, что в нашей стране никто никому ни за что не
хочет платить, начиная с Государства. А может
быть руки надо помыть тем, кто с котелками и
большими ложками толпятся на российской
законодательной кухне?..
Вот и уходит опять валюта за границу за то, что
преспокойно можно делать и у нас, но в десять раз
дешевле, умнее и лучше.
Патрушев А.В. <patrua@evsh.nexcom.ru>