КТО ЗАМЕТИТ БОЛЬШЕЕ ЧИСЛО
ПРОТИВОРЕЧИЙ В СТАТЬЕ О ПАРАДОКСАХ АРИФМЕТИКИ?
Подумайте, какое противоречие лежит в
следующей статье? Чего не заметил (что скрыл,
по-вашему) автор статьи? Почему, несмотря на
выявленное автором противоречие, математика
успешно используется в нашей жизни? Почему вы не
будете сомневаться, что если к рублю прибавить
рубль, то получится два рубля?
Лучшие ответы будут опубликованы в следующей
рассылке!
19991004 Парадоксы арифметики (н.п)
Всегда ли дважды два четыре?
И не удивляйтесь... В наше время можно
засомневаться даже, казалось бы, в прописных
истинах, но на этот раз будьте внимательны. Это -
не шутка!
- Позвольте, вернитесь в первый класс и Вам
покажут, как прибавить к двум яблокам еще два!
Если уж Вы и в этом сомневаетесь, то что для Вас
прописные истины?
-Не горячитесь... Я же не говорю, что дважды два
не четыре. Я утверждаю, что дважды два не всегда
четыре.
Представьте себе, что мы вместо яблок начали
считать овечек. Сначала запустили в загон двух
овечек, затем еще двух.
Пока они заходили, у одной родился ягненок - и
стало их пятеро...
- Ну, это уж курам на смех!
- Курам может быть и на смех, а арифметика - наука
строгая, тут не до смеха.
Согласитесь, что все расчеты, в том числе и
дважды два, имеют смысл только в том случае, если
мы успеваем считать быстрее, чем меняется число
объектов.
Для некоторых задач это условие не выполняется.
Согласитесь, что окружив атомную бомбу миллионом
датчиков и тысячью самых современных
компьютеров, все равно не удастся подсчитать
число вылетевших из килограмма урана нейтронов.
- Ну и что же из этого следует?
- Из этого следует, что даже для таких простых
вещей, как дважды два четыре, существует область
определения, выходя за которую, мы должны
отдавать себе отчет в том, что формула становится
по большому счету неработоспособной. В этих
редких случаях мы можем получить парадоксальные
результаты, если не будем учитывать области
определения этой формулы...
- Тогда и формула 1=1 не всегда верна!?
- Конечно. Она верна в той же статической
ситуации, когда число объектов не меняется.
- Неужели это так Важно?
- Многие научные проблемы заходят в тупик
именно потому, что изучив в школе "простые"
вещи, часто забывают или не запоминают, что
область применения данной формулы, закона,
понятия ограничена. А цена этой небрежности
может быть очень высокой. Например, можно
десятками лет изучать теорию относительности с
ее парадоксами; дуализм, который "живет"
именно из-за неучета области определения понятий
"точка" и "волна"; квантовые скачки,
которые в классической физике именуются
переходными процессами; принцип
неопределенности, который связан с нарушением
все той же области определения понятий...
Подробные объяснения этих примеров даются в
энциклопедии "Наномир" http://ftp.decsy.ru/nanoworld/index.htm
Как ни обидно, иногда обнаруживаешь, что
проблема пряталась в казалось бы очевидных
вещах, только прописные истины бывают не всегда
просты...
А. Кушелев
лаборатория Наномир
|