Роберт Дилтс при анализе стратегий таких
гениальных людей, как Леонардо да Винчи, Моцарт,
Аристотель, Эйнштейн, Фрейд, Дисней, и Шерлок
Холмс выявил общие свойства продуктивной
мыслительной деятельности этих людей . Эти
стратегии подробно рассмотрены в трехтомнике
Р.Дилтса "Стратегии гениев", издание фирмы
"Класс". В статьях рассылки мы будем
подробно останавливаться на упражнениях,
развивающих каждую указанную способность.
Статья предоставлена Еленой Шугалей
1. Хорошо развитая способность к визуализации.
Зрение было основным "навигационным"
инструментов гениев. "Мыслящее мыслит формы в
образах" (Аристотель).
2. Создание и использование множественных
связей между органами чувств (синестезия). Гениальные
личности склонны использовать все остальные
чувства и образовывать синестетические связи
между ощущениями. Эта способность возвращает нас
к истокам восприятия, свойственного детям, к
истокам формирования понятий.
3. Использование множественности перспектив.
Теория относительности Эйнштейна - по своей сути
описание взаимодействия различных перспектив.
Поиск деталей, не вписывающихся в привычные
картины мира и нахождение новой точки зрения -
общая стратегия гениев.
4. Высокоразвитая способность постоянно
переключаться с одной позиции восприятия на
другую.
Гении обладают способностью идентифицироваться
с различными позициями восприятия: первой (я сам,
моя точка зрения, мои чувства), второй (другой,
объект исследования, его точка зрения и чувства)
и третьей (позиция стороннего наблюдателя за
взаимодействием нашего "Я" и объекта).
5. Способность легко переходить с одного
уровня мышления на другой и пользоваться
"кусками информации" разного размера.
Гении умели работать с мелочами ("Мелочи
создают совершенство, а совершенство - не
мелочь" Микеланджело) и одновременно не
тонули в деталях; могли видеть картину целиком,
не теряя из виду ее мельчайшие компоненты,
обладали уникальной способностью находить
равновесие между большим и малым.
6. Поддержание обратной связи между
абстрактным и конкретным.
Гении формируют стойкую и динамичную петляю
братной связи между абстрактными образами и их
реальным выражением, позволяющая постоянно
корректировать и совершенствовать и то, и другое.
Согласно Эйнштейну, единственным оправданием
теории является "мера обозрения опыта,
полученного от наших органов чувств, которой мы
можем достичь с ее помощью".
7. Баланс мыслительных функций: Мечтатель,
Реалист, Критик.
Гении не только обладают развитой
способностью мечтать, но и способностями и
умениями воплощать свои мечты в конкретные формы
и критически относиться к своим идеям и их
воплощениям. Тесла утверждал, что способность
быть "тщательным" мечтателем облегчала
реализацию идей и изобретений.
8. Постановка фундаментальных вопросов.
Гениям свойственно придавать большее значение
вопросам, нежели ответам. Ключевой
характеристикой всех гениев является их
неукротимая любознательность и восторженность.
Гений больше задает прямых вопросов, чем ищет
"правильных" ответов. Неудача - трамплин для
успешного решения.
9. Употребление метафор и аналогий.
Гении постоянно прибегают к метафорам и
латеральным, или нелинейным, стратегиям
мышления. Метафора или аналогия лежит в основе
каждого гениального действия. Эйнштейн широко
использовал метафорические конструкции: плоский
мир двумерных созданий, жук, ползущий по мячику и
т.д.
10. Предназначение помимо собственной
личности (Миссия).
Всех гениев объединяет то, что они
воспринимают свою работу служащую чему-то
большему, чем они сами. Во введении к своей
анатомии Леонардо смело заметил: "Я хочу
делать чудеса┘, даже если я буду иметь меньше
покоя в жизни, чем другие люди, и мне придется
долгое время жить в крайней бедности". О
причинах своих занятий физикой Эйнштейн писал: "Я
хочу знать мысли Бога, все остальное - детали".
Статья сокращена в два раза. Полную статью вы
можете прочитать по адресуwww.citycat.ru/iq/article/001.htm
|