Планирование жизни
Считается, что умение планировать деятельность-половина успеха любого менеджера.
Прежде всего позвольте заявить свое кредо: планировать нужно все, всегда и везде,
поскольку это прекрасный способ сконцентрировать свое внимание на первоочередных
задачах, мобилизовать силы на их выполнение и в результате получать то, что действительно
хочешь. Не во всем стоит быть чисто русским человеком (вспомним Даля: русский человек
на трех китах держится: авось, небось и как-нибудь:). В качестве примера метода
планирования позвольте представить свой собственный (хотя частично заимствованный
из классической системы бизнес - планирования) многострадальный способ, которым
я пользуюсь уже несколько лет.
Итак, суть метода. Как известно, планирование деятельности предприятия
осуществляется на трех уровнях:
- стратегический (планирование деятельности на несколько лет, в условиях российской
действительности, как правило, максимум на пять);
- оперативный (годовой план)
- текущий (ежемесячное, еженедельное, ежедневное планирование и контроль.
Чем, собственно говоря, человек отличается от предприятия? Это такая же сложная
материально - социально - интеллектуално - экономическаясистема, деятельность которой
в той или иной степени подвержена формализации. Свою жизнь я планирую аналогичным
образом.
1.Раз в год я пересматриваю или составляю заново свой <стратегический план> , включающий
в себя глобальные цели, достижение которых требует значительных трудозатрат. Например:
<поднять> французский до уровня свободного владения; написать кандидатскую; сдать
IELTS и GMAT и т.д. Одновременно я раскидываю во времени и пространстве основные
этапы работ, требуемых для достижения данных целей, а также определяю степень важности
для каждой цели (приоритетности перед другими). Да и, кстати, прикидываю, сколько
времени, сил и , главное, средств мне это будет стоить.
2. 3-4 раза в год я пересматриваю свой оперативный план, состоящий из следующих
разделов:
1. Годовые цели. Сюда я вношу, во-первых, шаги этапов, запланированных на предыдущем
уровне; во-вторых, цели не жизненно важные, но весьма полезные (типа заняться плаванием;
получить права; тренироваться в скорочтении, дабы к концу года добиться определенной
скорости чтения и т.д.)
2. План чтения, разбитый на несколько тематических блоков (например, экономика;
ИС; философия; художественная литература, периодика)
3. План доходов и расходов (список покупок и источники финансирования) (мой мини-
бюджет)
4. Work-plan- основные цели, которых я хочу добитьсяна работе (поднять такой-то
вопрос, изучить такую- то проблему, наконец, занять такое-то место).
3. Наконец, текущее планирование. Я веду также несколькоуровневый учет дел, причем
потематический (например, рабочие и учебные планы меняются достаточно быстро, что
требует ежедневной корректировки; личного характера- значительно реже, посему можно
ограничиться ежедекадным планированием, и т.д.)
1.Раз в месяц с последующей ежедекадной корректировкой я составляю план остромоментных
дел по всем сферам своей деятельности с точностью исполнения 3-4 дня - просто <свалка>,
единый список, напротив каждого пункта в котором стоит пометка из двух оценок (1-срочность:очень
срочно, срочно, время терпит;2- важность: сверхважно, важно, может подождать). Далее,
формируя еженедельные и ежедневные планы, я ориентируюсь на свои метки и выполняю
в первую очередь самые важные и срочные дела (причем приоритетна срочность, за исключением
комбинаций с меткой <время терпит>). В принципе, дела в этот список добавляются
постоянно, иногда несколько раз в день; корректировка заключается в переоценке и
вычеркивании выполненных
дел.
2. Перед глазами я постоянно держу разворот ежедневника с недельным планом: как
правило, с большой точностью я планирую дела на ближайшие три-четыре дня, на более
дальний срок проставляю только фиксированные во времени события (совещания, звонки,визиты
и т.д.) Очень удобно, потому что если неожиданно возникает какое- то дело, мгновенно
можно сориентироваться в своем времени и решить, на какой день можно его вынести
(опять-таки, с учетом срочности и важности).
3. Наконец, 10 минут в конце предыдущего дня или начале текущего я трачу на составление
пооперационного дневного плана, исходя из списка дел, зафиксированных в еженедельном
плане- с точностью до получаса, хотя в течение дня я могу <жонглировать> своим временем.
Преимущества такой системы в том, что я в течение дня выполняю именно самые важные
и срочные дела, зная, что я делаю все, что в моих силах. Я живу в очень быстром
темпе, и ситуация постоянно изменяется; появляются новые цели, задачи, и в результате
мой первоначальный годовой план претерпевает значительные изменения. Это не означает,
что моя система планирования плоха; это означает, что она мобильна. Зато я точно
знаю, что она позволяет мне делать по крайней мере все, что в моих силах, на пути
к достижению моих целей.
Возможно, на первый взгляд предложенная мною система сложна и громоздка. Однако,
поверьте, ее исполнение занимает совсем немного времени, но зато Вы избавлены от
ситуации растерянности, когда, закончив одно дело,
Вы не можете решить, чем же теперь заняться, хотя помните, что у Вас было очень
много срочных дел- верный способ заработать невроз.
С уважением, Юлия Бровкина
Виды жизненных целей и планирование жизни.
Цели могут быть следующих типов:
Не материальные цели:
-
Отношения √ завести новые связи.
-
Мировоззрение √ изменить систему (или часть) взглядов.
-
Навыки √ научиться чем-то практически.
-
Способности √ выработать в себе новые качества характера.
-
Убеждения √ убедить себя в чем-либо.
-
Знания √ узнать что-то новое.
Материальные цели:
Как планировать время, чтобы оставалось время на
что либо еще?
- Все очень просто - выделите главные задачи, а второстепенные отбросьте. 20% действий
приносят 80% результата.
- Нужно знать чего Вы хотите, чем занимаетесь... Либо
опишите ситуацию и что конкретно хочется изменить (абстрактно оптимизировать, как
показывает практика - неэффективно), либо обратитесь к специалистам.
- Ясное представляйте, что вы хотите.
- Ищите драйв - дело должно вас заводить, опьянять. Вы должны получать от этой работы удовольствие.
- Спите не меньше 7 часов, сонный организм превратит работу в мучение.
Использование технических средств и планировании жизни
Чтение умных книг по тайм-менеджменту - это еще не все. Попробуйте использовать
Outlook. Начните записывать "Встречи" ик "Задания" - в итоге получается великолепный
механизм планирования времени.
Ну а следующим этапом будет оптимизации затрат времени, уже имеет смысл
применять "технологии" из классики тайм-менеджмента. Главное - не отступать и не
сдаваться, а вести свой рабочий календарь вопреки желанию на все плюнуть.
Попробуйте органайзеры, напоминатели, персональные менеджеры.
Но есть главный и, наверное, самый страшный враг: ЛЕНЬ как только Вы сделаете поблажку,
и пропустите планирование, - считайте, что дело загублено
Что еще почитать по планированию жизни
Существует целая область техник, методологий... Обратите внимание в сети на сайты,
связанные с тайм менеджментом. Среди примеров могу привести сайты по GTD,
"GTD ≈ это стратегия управления деятельностью и система приемов и техник, цель
которой ≈ помочь человека успевать больше, а уставать меньше. Аббревиатура GTD ≈
от Getting Things Done, названия книги американского бизнес-тренера Дэвида Аллена.
Знакомство с тайм-менеджментом можно начать с Глеба
Архангельского, купив книгу или ознакомившись со статьями на сайте.
|