Препятствия в обучении и как с ними
справиться.
(1) Отсутствие массы (человек изучает то, чего нет
рядом с ним).
Физиологические признаки: ощущение
придавленности, пригнутость, слабость,
головокружение, состояние безжизненности, скука,
сильное раздражение, напряжение в области лица,
головная боль, ⌠бабочки■ в животе, болят глаза.
Методы исправления:
(а) Демонстрация реального объекта
(например, ⌠Что такое трактор?■ ≈ ⌠Вот
трактор■, ⌠Как на самом деле выглядит работа на
тракторе?■ ≈ ⌠Вот учебный кинофильм, в котором
показана работа на тракторе■). Как подкласс, сюда
же входит все то, что именуют ⌠наглядными
пособиями■ (плакаты, схемы, фотографии, фильмы,
макеты и т.п.) Убедитесь в том, что учащийся
действительно понимает, где что нарисовано и как
это сочетается и работает.
(б) Графическая демонстрация (зарисовка).
Используется при разработке или прояснении
последовательностей, линий, потоков, того, как
вещи действуют или согласуются, и для выявления в
этом ошибок. Полезная быстрая форма разработки
чего-либо нового и сообщения другим концепций,
последовательностей и схем.
Задание: С помощью ручки и бумаги
продемонстрируйте графически путь, по которому
вы добираетесь от места своей работы до места,
где живете.
Особые и малоизвестные в преподавании способы:
(в) Демонстрационные наборы. Демонабор √
это коробка с мелкими предметами типа резинок,
скрепок, частей от сломанных игрушек и т.п. Каждый
учащийся должен собрать собственный демонабор.
Заметив у учащегося ⌠отсутствие массы■, вы
подходите и просите его показать изучаемое с
помощью демонабора, используя предметы из него
для представления вещей, людей и т.п., и перемещая
их для демонстрации действия и соотношения
предметов.
Задание: соберите собственный демонабор.
Продемонстрируйте самому себе с его помощью
какой-нибудь известный вам принцип.
Задание: покажите на демонаборе, как
переходить улицу, не подвергая себя опасности.
(г) Пластилиновая демонстрация. (самый
удивительный способ, применяющийся на наших
занятиях на постоянной основе, а не только для
устранения проявлений). Учащийся выбирает
конкретную ситуацию, иллюстрирующую изучаемый
им принцип. Вылепливает эту ситуацию, используя
для этого пластилиновые фигурки с
ярлычками-обозначениями фигурок (человечков,
предметов и т.п.), и соблюдая при этом два правила.
1. Все показывает пластилин. Ярлычки
(тонкие полоски бумаги с названиями) служат
только для уравновешивания массы (показываемой
пластилином) и значимости (показываемой словом
на ярлыке). Студент должен усвоить разницу между
массой и значимостью. Демонстрация должна быть в
принципе понятна и БЕЗ ярлычков. Ярлычки должны
быть простыми и короткими, многословность тут не
приветствуется.
2. Масса должна соответствовать значимости,
т.е. не допускается лепить на фигурку человека
ярлык ⌠собака■, или изображать ⌠мысль■ в виде
буханки хлеба. ⌠Безмассовая■ значимость
(например, ⌠мысль■) обычно обозначается тонким
кольцом из пластилина, внутри которого
помещаются соответствующие предметы,
изготовленные по тем же правилам.
Допускается изображение последовательности
нескольких картинок-сценок с соответствующим
обозначением каждой.
Художественность не является целью в работе с
пластилином. Формы грубы.
Когда ученик выполнил свою пластилиновую
демонстрацию, он делает для нее общий ярлык
(название того, что показывает вся композиция).
Перед проверкой он его убирает. Проверяющий
просто смотрит и пытается разобраться, что это
такое, не задавая никаких вопросов. Ученик при
этом молчит. Затем проверяющий высказывает свое
мнение ученику, а тот только тогда показывает ему
общий ярлык. Если проверяющий не понял, что было
продемонстрировано, демонстрация считается
неудовлетворительной.
Здесь основной принцип ≈ простота. Если
поработать, можно продемонстрировать все что
угодно. Понимание достигается только при работе
над тем, как продемонстрировать это или сделать
это в пластилине и обозначить. Во фразе ⌠как я
представляю это в пластилине■ содержится секрет
обучения. Если вы можете представить это в
пластилине, то есть в массе и значимости, вы
понимаете это. Если не можете, вы действительно
не понимаете, что это.
Задания, обычно предлагаемые новичкам:
1. Карандаш.
2. Человек.
3. Человек думает о дереве.
4. Мужчина говорит женщине, что стул сломался.
Все четыре метода √ часть нашей технологии
обучения. Надеюсь, я не вызвал отсутствия массы
описанием этих методов. ;-)
Продолжение следует...
Revenimus <scientol@mail.ru>
http://scio.da.ru "Applied Philosophy"
|