Препятствия в обучении и как с ними
справиться.
(2) Нарушение принципа постепенности.
Физиологические признаки: что-то вроде
замешательства и ощущения, что голова идет
кругом.
Методы исправления: Нарушения
постепенности ярко выражены в области делания,
хотя влияют также и на область понимания. В
случае диагностики нарушения принципа
постепенности нас интересует именно действие.
Скажем, вы имеете дело с учащимся, который
изучает моторы, он запутался, и его голова идет
кругом. Он перешел от изучения простых
моторчиков к изучению моторов сложного вида. И
приписывает все свои трудности сложному
устройству этого нового типа моторов.
Спрашиваете у него, в чем проблема. Он подробно
поясняет, но легче ему от этого не становится.
Как справиться с этим, вам станет
совершенно ясно, если вы усвоите, что раз что-то
не исправляется, значит то, из-за чего у студента,
на первый взгляд, возникли неприятности, не
является истинной причиной этого. А иначе бы
все разрешилось, не так ли? Неприятность кроется
в более раннем моменте. Если бы ему было
известно, чего он не понимает, то справился бы с
этим самостоятельно. Так что обсуждение с ним
вопроса о том, чего он, по его мнению, не понимает,
никуда не приведет.
Средство от этого нарушения принципа
постепенности состоит в том, чтобы вернуться
назад. Выясните, на каком этапе студент не
чувствовал замешательства, а затем, какое новое
действие он начал выполнять. Выясните, какое
действие он понимал хорошо как раз перед тем, как
запутался. Вы обнаружите, что замешательство
находится прямо в конце того, что ему было
понятно. Сразу после того он нарушил принцип
постепенности, либо что-то вовсе пропустив, либо
не вполне освоившись с практическим пониманием
предыдущего уровня.
Задание: Вы учитесь плавать. Вы
научились держаться на воде, и теперь вам дают
задание переплыть бессейн шириной в 50 метров, и у
вас это не получается. Ваши действия?
Задание: Вспомните, были ли в вашей
учебе нарушения постепенности. Что вы тогда
чувствовали? Как вы могли бы справиться с этим?
Продолжение следует...
Revenimus <scientol@mail.ru>
pager: (095) 913-5353 abonent Chayka
http://scio.da.ru "Applied Philosophy"
|