Препятствия в обучении и как с ними
справиться.
(3) Неверно понятое слово и связанные с ним
явления.
Физиологические признаки: отчетливые
ощущения пустоты или изможденности. После этого
≈ чувство ⌠отсутствия■ (⌠ворон в окне
считает■) и что-то вроде нервной истерики.
Другие явления: Когда ученик пропускает
неясное слово, то раздел, следующий сразу за этим
словом, из его памяти как бы исчезает. Такой
⌠пробел■ можно всегда отследить назад, к
непонятому слову, стоящему как раз перед
⌠пробелом■, прояснить его, и обнаружить
чудесную вещь: то, что только что отсутствовало,
вдруг появилось в тексте.
Второе проявление возникает в том
случае, когда ученик пропустил множество неверно
понятых или совсем непонятых слов. Он начинает
все больше и больше не любить изучаемый предмет.
Потом возникают различные умственные и
физические проблемы и жалобы, придирки и
высказывания типа
⌠посмотрите-что-вы-со-мной-сделали■. Это служит
оправданием для ухода, ⌠срыва■ с изучаемого
предмета. Столкнувшись с двумя предыдущими
препятствиями, человек не обязательно бросит
обучение √ они не несут в себе настолько
серьезных потрясений. Они представляют собой
чисто физиологические явления.
Система образования, которая на самом
деле относится к таким ситуациям весьма
отрицательно, вынуждает ученика действительно
отстраниться от предмета изучения (что бы он ни
изучал) и установить вместо себя некий ⌠контур■,
способный принимать и выдавать предложения и
фразы.
И вот мы видим ⌠способного ученика■,
который почему-то никогда не применяет то, что
изучил. Он способен заучивать слова и целые
тексты и выдавать их, и все же не быть при этом
участником действия. Этот ученик получает 5+ на
экзамене, но почему-то никогда не проявляет
способности пользоваться своими знаниями.
Зубрила, одним словом.
Здесь ключевая вещь ≈ это демонстрация
(см. первое письмо). Способность запоминать
слова или идеи может быть основано полностью ⌠на
контурах■. Как только вы просите его
использовать это слово в конкретном примере,
ученику придется что-то делать с ним. И он
проваливается. ⌠Тупой■ ученик просто застрял в
смысловом пробеле, последовавшим за каким-то
непонятым словом. ⌠Самый блестящий■ ученик,
неспособный применять знания, вообще не
присутствует. Он давным-давно перестал
воспринимать суть изучаемого им предмета.
Средством излечения от любого из этих
состояний ≈ ⌠блестящего непонимания■ и
⌠тупости■ ≈ является нахождение упущенного
определения слова.
Читайте продолжение┘
Revenimus <scientol@mail.ru>
|