Как запоминать цифры
(ШКОЛА ЭЙДЕТИКИ)
И.Ю.Матюгин, Е.И.Чакаберия, И.К.Рыбникова, Т.Б.Слоненко,
Т.Н.Мазина
1997
ВСТУПЛЕНИЕ
Считают,
что научиться запоминать цифры сложнее всего. Недаром именно для телефонов
существуют записные книжки. Номера домов, квартир, коды мы всегда записываем,
а если теряем - переспрашиваем.
Нередко случается, что
по радио или телевизору идет важная информация, а под рукой нет ручки,
карандаша. Вы не знаете, что делать: то ли ручку искать, то ли попытаться
запомнить телефон...
Во всем мире для запоминания
цифр используют метод цифро-буквенного кода /цифры надо перекодировать
в буквы, буквы в слова, слова в текст.../. Я пробовала пользоваться им.
Сначала стало немного легче, а потом цифры стали путаться, и я перестала
его применять. Теперь я применяю методы, о которых узнала в "Школе
Эйдетики". Больше всего в школе мне понравилось многообразие методов. Тут
остается очень много места для фантазии.
С каждым новым способом,
который я узнавала, увеличивалось количество цифр, запоминаемых за один
раз. Я научилась чередовать эти способы. Ведь так легче: первые десять
цифр превращаю в предметы и составляю из них фильм. Потом, цепляясь за
конец этого фильма, я начинаю применять другой способ. Например, цифры
4 и 6 запоминаю методом образования крючков. Вижу дверь - это 4, на ней
замок - это 6. Дотрагиваюсь до замка, дергаю его - и следующие цифры уже
чувствую пальцами, а это уже способ тактильной памяти.
На запоминание 30 цифр
уходит 15 секунд.
Но, чтобы научиться
так быстро запоминать, надо долго тренироваться. Я начала с запоминания
10 цифр и тратила на это 2 минуты. Потом стала запоминать 20, 30, 60 цифр;
потом 120. Следующий мой рекорд был 205 цифр. На всесоюзных соревнованиях
между Центрами развития памяти (Москва, Рига, Пятигорск, Ижевск, Красноярск,
Тбилиси и др., 1989 г.) я уже запомнила 400 цифр за 30 минут, с тремя ошибками.
Вы можете спросить,
зачем так много запоминать?
Ну, во первых, чем больше
цифр вы научитесь звпоминать, тем легче запомнить маленькое количество.
При запоминании большого количества цифр развивается фантазия, образное
мышление, начинаешь "быстрее соображать".
А, во-вторых, я придумала
применение большому объему цифр. Например, я стою в телефонной будке, мне
нужна моя подруга Настя. Представляю ее лицо - и сразу же вспоминается
ее телефон, за ним вспоминается ее день рождения, адрес, и номера всех
автобусов, которые едут к ее дому. Если подруги нет дома, то я вспоминаю
ее рабочий телефон.
Неожиданно для себя
я стала придумывать новые способы. Запоминание цифр своим методом мне кажется
намного легче.
Однажды летом я слушала
радио на кухне; говорили об интересной выставке, объявили телефоны. В этот
момент я ела спелые фрукты. На столе лежали: клубника, черешня, яблоки...
Вдруг мне пришло в голову запомнить номер телефона с помощью этих фруктов,
их вкуса, формы. Так получился новый способ. Конечно, больше 10 цифр запомнить
таким способом трудно, но в сравнении с другими методами, этот - как приятный
отдых.
Сейчас мой рекорд составляет
две тысячи цифр в числе "пи" после запятой. Могу их воспроизвести в прямом
и обратном порядке. (3,14159265358979323846233832795028941971...)
К концу года я планирую
дойти до десяти тысяч. Я использую методы, изложенные в этой книге.
Не стесняйтесь своих
причудливых ассоциаций. Благодаря им вам станет намного легче развить свою
память.
По этой книге дети смогут
играть самостоятельно. Но лучше, если с ними будут заниматься школьные
психологи, педагоги, воспитатели, а также родители.
Студентка ф-та психологии МГУ,
чемпионка всесоюзных соревнований
в г. Риге в 1989 году
Таня Слоненко
|