|
Глава 2. Симонид с острова Кеосс.
Для начала послушайте притчу. Не известно,
правда это или нет, но история так красива, что даже если этого и не было
на самом деле, ее стоило бы придумать.
Давным давно, в Греции, на острове
Кеосс (или Хеосс), жил-был поэт Симонид (556 - 468 гг. до н.э.). Самое
известное из его произведений описывало несколько типов женщин, которые
сравнивались со всевозможными живыми существами, наиболее безобидное из
которых было пчелой, жалящей своего кормильца. Но прославился Симонид не
этим. Он был учителем риторики, то есть обучал людей искусству красноречия.
Однажды, известный Фессалийский богач Скопа (в некоторых версиях это победитель
боксерского матча) заказал ему оду в свою честь, договорившись заплатить
определенную сумму. У Симонида к тому времени уже был написан стих о братьях
близнецах Касторе и Поллуксе, за который ему не заплатил предыдущий заказчик,
и, дабы сэкономить творческий потенциал, он добавил в конце всего несколько
строк, которые объясняли, что данное произведение прославляет все-таки
Скопу.
Когда ода была прочитана на пирушке,
то богача обуяла жадность, и он решил уменьшить гонорар вполовину, предложив
Симониду получить остальное с божественных братьев. На той же самой вечеринке
уже порядком набравшиеся гости решили подшутить над пиитом. Ему сказали,
что двое юношей ждут его снаружи и хотят заплатить за какую-то старую работу.
Совершенно захмелевший Симонид, не поняв шутки, вышел наружу и стал их
искать.
Естественно, что он ни кого там не
нашел, и все бы забыли об этом мелком инциденте через час, но как раз в
это время случилось землетрясение, которое завалило дом богача и всех пировавших
в нем. Когда людей наконец раскопали, то по останкам трудно было определить,
кому они принадлежат. Спросили Симонида, и он довольно легко вспомнил,
кто где сидел и что делал, когда он выходил на улицу. По месторасположению
определили всех. Так родственники нашли тела своих близких, а греки - метод
для запоминания большого количества материала. Теперь они стали мысленно
располагать нужные для запоминания предметы в известных им комнатах, а
потом, по мере надобности, так же мысленно доставать их оттуда. Это искусство
назвали мнемоника от греческого слова "мнеме" (память).
У данной истории существует не менее
четырех вариантов. И даже два различных города претендуют на роль места
событий. Есть предположение, что Симонид, уже до этого преподавая риторику,
учил запоминанию, а после землетрясения лишь придумал понятие фон - loci
(произносится - локи) и топологическую мнемонику. Само учение состояло
теперь из двух важных понятий - ассоциация и фон.
Ассоциация - это мысленная связь между
двумя образами. Допустим, вам предложили запомнить несколько пар слов.
После окончания работы вам будут давать слово, а вы должны будете назвать
его пару. Я не знаю, сколько времени вы затратите на это, если не свяжете
слова ассоциативно. Например, первая пара это верблюд и фотоаппарат. Представьте
мысленно верблюда и также мысленно повесьте ему на шею фотоаппарат. Как
это ни парадоксально, но теперь, когда вам будут говорить слово верблюд,
вы будете легко вспоминать и фотоаппарат, который висит на нем. Точно также
поступив и с другими словами, вы обнаружите, что легко запомнили все, что
от вас требуется. Ассоциации можно создавать не только парами, но и цепочками,
когда каждый последующий образ связан с предыдущим. Так вы сможете запомнить
длинный ряд слов. Искусство заключается в способности быстро и четко создавать
связи между, казалось бы, совершенно несвязанными словами.
Теперь давайте разберемся с важным
понятием - фон. Он существует для того, чтобы было с чем ассоциировать
задаваемые предметы. Им может быть ваша комната, ваш дом, улица, на которой
вы живете, как делал это Шерешевский, город, который вы хорошо знаете,
земной шар, карта страны и даже тело самого человека. Короче, фоном может
быть все, что вы хорошо знаете, желательно до мельчайших подробностей.
Когда вы систематизируете свой фон, то для запоминания новых, требуемых
слов, вам надо будет лишь присоединять их к хорошо изученным местам.
Следующая глава
Вернуться к оглавлению
| |