|
Глава 11. Проблемы с сеткой
Конечно, вы не сможете с одного раза
запомнить всю сетку, и, вероятней всего, у вас будут проблемы. Но это только
должно подстегнуть вас. Самое главное то, что приведенные здесь ассоциации
- это не догма. Если вы измените только половину из них на свои, про которые
можно сказать: "своя рубашка ближе к делу" - это лишь начало. Не стесняйтесь
придумывать глупые ассоциации. Важно, чтобы расстояние в логической цепочке
от числа до образа было как можно меньше. Посмотрим на 39. Сначала тридевятое
царство, потом король, и только потом уже корона. Может быть, это слишком
долго?
Пытайтесь создавать ассоциации, более
подходящие по звуковому прочтению числа. Наш мозг сделан так, что у нормальных
людей, обучавшихся в школе, первое, что возникнет на слуху - это звуковое
соответствие. Например, число 48 сразу же услышится как "со восемь". Некоторые
мои знакомые представляют здесь ассоциацию "сова", хотя 4 это "ч" или "к".
Самые большие проблемы возникают с девяткой. Конечно, вы сможете запомнить
букву "м" от слова "много", но на это все время надо будет тратить какие-то
дополнительные доли секунд. Отсюда пошли ассоциации типа 99 - "ДеДек" (детектив)
- "пистолет", и 97 "ДеСеметр" - "линейка". Делайте, что хотите, представляйте,
что хотите, только чтобы это было как можно быстрее и прочнее.
Особое внимание уделите похожим словам.
Тут две трудности: схожие по создаваемости ассоциаций и по внешнему виду.
Например, можно спутать 44 и 48. Кофе очень похоже на какао (не для специалиста)
и 48 может получиться, как "шоколад", в котором есть кофеин, а 44 - кофемолка
которая мелет какао. Здесь спасают многочисленные повторения и зубрежки.
Или вообще создайте другие ассоциации. Для того же, чтобы избежать проблем
с совпадением по внешнему виду, когда "фуфайка" превращается в "тулуп"
из каракуля, надо пытаться конкретизировать образы яркими особенностями.
Кроме того, обе эти проблемы решаются с помощью тщательного составления
сетки. Ваши слова должны быть как можно более конкретными и как можно более
различными.
Мне недавно попалась на глаза книга
Самвела Гарибяна. Я к нему отношусь с уважением, но посмотрите, какие ассоциации
он предлагает: 2 - утка; 20 - утка на озере; 22 - два веселых гуся; 23
- царь-лебедь; 26 - старушка на лебеде(?); 28 - лебедь в очках(??); 72
- утка в кепке(???). Из ста ассоциаций семь на тему водоплавающих. А зачем
тогда весь сыр-бор? Ведь идея в том, чтобы создать как можно больше различных
образов которые не будут сливаться у вас в мозгу. А как отличить "утку
в кепке" от "гуся в кепке", или "лебедя в кепке"? А зачем вообще двойные
ассоциации для двузначного числа? Например, 94 - это бегемот на шкафу (боится
укола)! Почему бы тогда не сделать 92 - бегемот на утке, а 29 - утка на
бегемоте, и так далее... Смотрите сами, вам выбирать. Но я бы рекомендовал
вам попытаться составить список из 100 (или чуть больше, про запас) наиболее
различных друг к другу символов, которые можно мысленно потрогать руками,
и визуально представить, и, потом уже, назначить им числа от 0 до 99. Вот
это будет сетка.
Вспомните карточки, о которых было
рассказано в предыдущей статье. Сделайте себе такие же с числами. Это очень
хороший метод, хотя есть и другие. Ведь числа вокруг нас встречаются довольно
часто. Это и номера домов, и номера на машинах. Тренируйтесь всегда и везде.
По пути на работу и во время прогулки. Заставляйте себя как можно быстрее
вспоминать соответствия номерам проезжающих машин. Сначала заставляйте
себя во время наблюдения за машиной вспоминать соответствия первым двум
и последним двум цифрам. Со временем делайте из четырехзначного числа три
пары - 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4 цифры. Еще больше напрактиковавшись, добавляйте
те же числа в обратном порядке. И все это старайтесь сделать за время,
пока машина проходит мимо вас.
А теперь самое главное в этой книге.
Если вы когда-нибудь захотите стать настоящим специалистом в данной области,
то вы должны забыть мнемонику. Все созданные вами образы должны перейти
из логической памяти в прямую. Смотря на двузначное число, вы не должны
вспоминать ассоциацию, как я вас учил до этого, а сразу же представлять
образ. Это тяжелая работа, но ее необходимо сделать. Только практика поможет
вам, и больше ничего. Тренируйтесь и тренируйтесь. Повторяйте и повторяйте.
Месяц, два, три... Столько, сколько надо.
Забудьте всю ту ерунду, которую я
писал про цистерну и кружку, пытаясь популярно объяснить вам, что такое
память. Все это чушь. Все это было написано для того, чтобы вы поверили
мне, и, стали читать дальше. Это был известный рекламный трюк. Посмотрите
псевдонаучную рекламу про "блендамед с флуористатом" и "кислотный уровень
pH - 5,5". Все это чушь. Известный факт: когда дураку показываешь, что
ты веришь в его интеллектуальные возможности, он тебя любит, а если любит,
то покупает твою продукцию. Наш мозг гораздо сложнее, чем все то, что вы
можете прочитать даже в десяти подобных книжках, а мне надо было обмануть
вас за несколько минут. Я это сделал, в чем и сознаюсь. Гораздо хуже те
люди, которые продолжают верить в то, что пишут. Самвел Гарибян верит,
что он "развивает зрительную память", а не преподает мнемонику. Кое-кто
называет это "развитием детского эйдетизма у взрослых". Все они ругают
мнемонику и я сделаю тоже самое - забудьте ее и натренируйте свою память
многократными тренировками так, чтобы на каждое двузначное число у вас
всплывал в памяти четкий образ.
Следующая глава
Вернуться к оглавлению
| |