Краеугольные камни НЛП
Карта - это еще не территория.
Здесь под картой понимается модель
мира, которую строит каждый человек и затем
пользует ее. Эта модель является субъективной и
зависит от разрешающей способности наших
сенсорных каналов (нейрофизиологиии), а также от
множества фильтров, через которые проходит
поступающая информация. Такими фильтрами могут
быть некоторые убеждения, культуральные
особенности, цели и задачи, которые ставятся при
обработке информации.
Сознание и тело - это части одной и
той же кибернетической системы.
Человек рассматривается как
кибернетическое устройство, где телу отводится
роль как бы оборудованию, которое управляется
психикой, т.е. набором готовых программ. Психика и
физиология взаимосвязаны и мы можем
воздействовать на психику через физиологию, и
наоборот.
Субъективный опыт образуется из
сенсорной информации: визуальных образов (V),
звуков (A), вкусовых ощущений (G), запахов (O), чувств
(K).
Весь наш жизненный опыт закодирован в
нашей нервной системе. Основными сенсорными
информационными каналами для нас являются
визуальный (V), аудиальный (А) и кинестетический
(К). Таким образом вся информация, с помощью
которой создается карта, состоит из кортежа
{V,А,К,O,G}. Каждый элемент кортежа называется
модальностью в НЛП и в свою очередь может быть
разложен на более тонкие составляющие:
субмодальности. Работая с субмодальностями, и
внося на их уровне необходимые изменения, мы
можем изменять субъективный опыт.
Смысл моего общения заключается в
той реакции, которую он вызывает.
Не бывает поражений, а есть только
обратная связь. Если я получаю не тот результат,
то это означает только одно: надо делать по
другому. Это особенно бывает важно, когда
психолог сталкивается с сопротивлением клиента,
учитель - ученика, врач - пациента, и т.д.
Любое поведение имеет позитивную
направленность.
Предполагается, что существует на
подсознательном уровне как бы некоторая часть,
которая отвечает за соответствующий паттерн
поведения. Эта часть пытается осуществить
какие-то полезные функции, но делает это теми
средствами, которым обучена. Решение проблемы в
таком случае заключается в переобучении этой
части.
Каждый располагает необходимыми
ресурсами для достижения своих целей.
В опыте самого человека и других людей
есть все необходимое для решения возникающих
проблем.
|