Как изменить жизнь к лучшему
Большие возможности НЛП предоставляет
в образовании, фактически оно разработано для
эффективного обучения новым стратегиям
поведения. Навыки преподавателя в НЛП, позволяют
ему построить процесс обучения творчески и с
наибольшей эффективностью. Это недирективный
подход к преподаванию, в отличии от повсеместно
используемого под лозунгом ╚делай как я╩. Если
новый подход выразить также через какую-нибудь
метафору, то можно предложить такой вариант: ╚я
объясняю так, как понятно тебе╩.
Некоторые проблемы, традиционно
относящиеся к медицине, такие как фобии,
аллергии, решаются просто, быстро и изящно, в
течении порой десяти минут. Разные нежелательные
привычки - не только курение и пьянство, но и
другие, а также разные убеждения - например, ╚я
никогда не смогу этому научиться!╩ можно
изменять быстро и эффективно. НЛП дает другой
взгляд на многие проблемы, и само это направление
ориентированно на эффективное принятие решений
в различных человеческих областях.
Научное знание лежит вне этики, но его
конкретное применение носит уже этический
характер. Но можно заметить и другое, что человек,
знакомясь с технологией НЛП и его философией,
становится лучше. И не удивительно, ведь
основатели НЛП стояли на позициях
гуманистической и гештальт психологии. Можно
сказать, что НЛП изучает этичные средства для
достижения цели, цель в НЛП не борьба, не
сражение, а взаимопонимание и сотрудничество
двух сторон.
Технологии НЛП позволяют понять в чем
эффект воздействия различных шаманских обрядов
и народных заговоров, к которым до сих пор
прибегает достаточно большое количество людей.
Носители этих народных знаний закрывают свою
нишу. На уровне образования этих бабок не так уж
мало людей, они скорее пойдут к бабке, чем к врачу
или к психологу со своими проблемами. Эти бабки и
дедули по-своему умные, вот научного образования
у них маловато, это да. Но получи они образование,
научные звания, и они потеряют свою клиентуру.
Для некоторых недалеких людей высшее
образование это как шоры на глазах у лошади,
позволяющие красиво бежать по широкой
асфальтированной дороге и не замечать прелестей
вне ее. А по результативности эти бабушки и
дедули подчас дадут фору иному дипломированному
врачу. Их опыт достоин изучения, но для этого
нужно находиться на каких-то позициях, с точки
зрения чего изучать, если науки, то какой? Умный
человек - изучает, глупый - перенимает. НЛП
обучает необходимой гибкости в общении с
клиентами, разными по своему культурному уровню.
Создатели НЛП часто приводят примеры из книг
Карлоса Кастанеды, где старый индеец из племени
яки дон Хуан обучает своего ученика премудростям
╚магической реальности╩ [1].
Существует проблема. К какой области
она относится? Да не к какой, пока ей не начинает
кто-нибудь заниматься. Это всегда проблема
конкретного человека. И ему решать, в первую
очередь, какими методами решать свою проблему:
медицинскими, психологическими, религиозными. И
каждый из них хорош по своему, и у человека должен
быть выбор. Медицинской эта проблема становится,
если человек обращается за помощью к врачу. Врач
может использовать, например, ╚заговоры╩, но в
этот момент он перестает быть врачом и
становится знахарем.
Психологи сейчас часто используют
возрастную регрессию для решения проблем,
связанных с поведением. В НЛП так же разработаны
различные техники работы с линией времени. Это
очень интересные приемы. В состоянии транса
удается вспомнить давно забытые факты своей
биографии, вплоть до своего рождения, вспомнить
свое рождение, и еще дальше, оживить некоторые
ощущения внутриутробного развития. Наша жизнь
наполнена не только минутами счастья, смеха и
радости, но и периодами боли, печали, горя,
депрессии, ошибок. Эти паттерны как бы похоронены
в нашем ╚бессознательном╩. И это хорошо. Процесс
обучения состоит из проб и ошибок. Позитивный
опыт сохраняется, а негативный как ненужный
╚хоронится╩, и не стоит без нужды ходить на
кладбище своего ╚бессознательного╩ и
раскапывать эти могилы. Однако в ряде случаях
такой вытесненный негативный опыт является
ограничивающим, что отражается на
психофизиологических уровнях, и может
составлять основу внутреннего конфликта (не
конгруэнтность). В этом случае использование
регрессионных техник является вполне
оправданным.
Как изменить свою жизнь в лучшую
сторону? Могут ли в этом помочь методики НЛП? -
Нужно постоянно учиться! Быть готовым к
изменениям в своей жизни, готовым совершать
какие-то действия, постоянно меняться самому.
Жизнь как река, она постоянно меняется, и мы тоже
должны меняться постоянно, если хотим быть
конгруэнтными. Если ничего не делать, то ничего и
не может измениться. Не надо бояться ошибок.
Лучше пусть будут ошибки, чем поражения. Ошибки
могут привести к цели, а бездействие только к
поражению. Роберт Дилтс, специализирующийся в
области НЛП, спасший свою мать от рака груди, хотя
прогноз врачей был безнадежен, выделил три
основные компоненты в процессе обучения: вам
нужно ЗНАТЬ КАК ЭТО СДЕЛАТЬ, вы должны ХОТЕТЬ
ИЗМЕНЕНИЙ и вы должны ДАТЬ СЕБЕ ШАНС произвести
эти изменения. Хотите измениться? - Так дайте себе
шанс и изучайте как это сделать. Изучайте НЛП! У
Германа Гессе есть прекрасные строки:
╚Засасывает круг привычек милых,
Уют покоя полон искушенья.
Но только тот,
Кто с места сняться в силах,
Спасет свой дух живой от разложенья.╩
Отметив многие положительные черты
НЛП, его основные достоинства, нельзя не выразить
и некоторые опасения. НЛП как направление в
психологии достаточно молодое, сейчас оно
впитало в себя многие положения из разных
психологических школ. Не все эти школы признали
новое дитя, многие, особенно западные
психологические центры, относятся с
неодобрением к новому направлению, обвиняя НЛП в
манипулировании сознанием. Резкость
высказываний адептов НЛП, не всегда обоснованная
критика ими других направлений, чрезмерно
практическая направленность, введение своей
терминологии, не всегда согласованной с
общепринятой, может привести к потери доверия со
стороны серьезных школ к этой дисциплине и
затруднить ее развитие.
|