Обзор проекта развития памяти и
интеллекта N14
Содержание:
скорочтение: необходимые и
достаточные условия.
Объявления и письма подписчиков.
Упражнение на развитие памяти (учите
стихи).
Каждый массив информации требует своей
скорости чтения, своей стратегии в соответствии
с субъективным опытом воспринимающего
информацию оптимальная скорость обработки
должна совпадать со скоростью мышления.
Навыки "вертикального чтения, подавления
артикуляции, выделения ключевых слов, развития
периферического зрения", о которых мы все
слышали, являются необходимыми, но не
достаточными условиями динамического чтения.
Необходимо сформировать не только базовые
физиологические стратегии быстрого чтения,
восприятия, запоминания, но и когнитивные
стратегии управления этими процессами.
Приобрести не только инструменты для улучшения
индивидуальной динамики, но и способ оценки их
соответствия воспринимаемой информации и
гибкость в применении. Впечатляющих результатов
достигают только те, кто смог перевести свои
навыки на новый уровень осознанности.
В моей методике я придерживаюсь следующей
стратегия овладения навыками динамического
чтения:
-формирование физиологических навыков,
-обучение эффективным стратегиям чтения,
-восприятия и запоминания (невозможно говорить
о быстром чтении, если нет стратегий быстрого
восприятия, концентрации внимания и не расширен
объем оперативной памяти),
-формирование навыков автоматического поиска и
взаимодействия с информацией,
-стратегии оценки и выделения смысловых
уровней и блоков информации.
Выделение ключевых слов соответствует только
начальному уровню обучения работы со смысловой
структурой текста. Аналогично переходу от чтения
словами к чтению блоками скорость восприятия
качественно улучшается при переходе к работе со
смысловыми структурами. Умение вычленять эту
логическую структуру (или эмоциональный
сценарий) и укрупнять смысловые единицы
воспринимаемой информации, соотносить их с
целями чтения является основой личной динамики.
Следующий этап - формирование строго
индивидуальной стратегии динамичного
взаимодействия с информацией (я не разделяю
отдельно "чтение", "восприятие",
"запоминание", "обдумывание", поскольку
это составляющие целостного процесса). Этот этап
наиболее важен, поскольку обусловлен системой
личных ограничений, начиная с физиологии и
заканчивая убеждениями, ценностями. Успешные на
определенном этапе стратегии ("Читай медленно,
внимательно!" "Вслух!" "Повтори!"
"Перечитай заново, вслух и медленно!"), часто
автоматически переносятся в другие контексты
без учета их соответствия. Недостаток
осознанности компенсируется системой
ограничивающих убеждений.
Работа с динамикой восприятия - это работа с
личными ограничениями, поддерживаемыми системой
убеждений, сформировавшейся как целесообразный,
позитивный навык в процессе учебы. Не бороться, а
утилизировать навыки и стратегии, расширять их
диапазон, подбирать их в соответствии с
контекстом, целями, проявляя при этом гибкость,
сформировать мета стратегию (стратегию выбора
стратегии) - единственный способ перехода на
новый уровень динамики обучения.
Еще один аспект работы над собой - это
осознанное управление субъективными
состояниями. Состояние эффективного восприятия
информации (например, чтения со скоростью выше 1000
слов в минуту с полным осознанием смысла
прочитанного и возможностью его
воспроизведения) полярно состоянию
"мечтательного" чтения со скоростью 120 слов
в минуту. Необходимо уметь калибровать
(отслеживать и характеризовать по определенным
параметрам) свои состояния и спонтанно
генерировать ресурсные для данного вида
деятельности. Условием такой спонтанности
становится только богатый личный опыт
осознанного само восприятия.
Условное разделение процесса чтения и процесса
мышления существует только в наших головах:-).
"Мозг работает быстрее, чем мы думаем",
говорил Бендлер, хочется добавить: "А наше
сознание - медленнее, чем нам кажется".
Я заметила, что интенсивные тренинги,
сравнительно небольшие по времени (3-5 дней), с
последующим переходом на следующую ступень,
представляющую собой такой же краткосрочный
тренинг, но уже большей интенсивности, дают
впечатляющий эффект по сравнению с
продолжительным курсом (2,5 месяца) еженедельных
занятий. Они как бы предоставляют эталон
эффективного внутреннего поведения, включают
общие ресурсные состояния повышенной
восприимчивости к информации, которые затем
генерируются спонтанно. И что крайне важно:
доставляют много положительных
интеллектуальных эмоций. Нам всем нравится
испытывать состояние интеллектуальной силы,
легкости, мгновенной восприимчивости,
"расширения сознания" и управления. Это
незабываемый ресурсный опыт.
Для тех, кому интересно будет узнать более
подробно об особенностях моей методики, о ее
связи с НЛП (нейро-лингвистическое
программирование), могут обратиться к материалам
конференции "Многомерный мир: НЛП методология
и моделирование" - к моему докладу
"Перспективы применения методологии НЛП к
моделированию процессов
динамического обучения ":
Шугалей Елена Викторовна, директор отдела
динамического обучения Центра современных
психо технологий (г. С-Петербург, Дом ученых в
Лесном). Материалы конференции "Многомерный
мир: НЛП методология и моделирование"http://www.nlp.ru/rus /win/articles/art-edu.php3
Рада буду и лично ответить на вопросы всех
желающих, рассмотреть предложения о
сотрудничестве, предоставить информацию о
курсах и тренингах, просто обменяться мнениями. :viktor@robotek.ru
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ (в том числе и о себе
самом) РАВНО УПРАВЛЕНИЮ СИТУАЦИЕЙ!
УСПЕХОВ В ЭТОМ ВСЕМ НАМ!!! ВСЕМ ХОРОШЕГО
НАСТРОЕНИЯ!!!
Елена Шугалей
Ноотропил
Видел в продаже медицинский препарат
под названием "Ноотропил".
В инструкции написано, что он ускоряет (улучшает)
мыслительную деятельность. Что удивительно, у
него практически нет противопоказаний.
Оказывается, есть целая серия
подобных препаратов, так называемые ноотропные
средства. Английский термин (применительно к
напиткам) - smart drinks.
Хотелось бы узнать объективное мнение
специалистов относительно этой группы
препаратов.
От: Andrey Ivolgin kool@paloma.spbu.ru
Отзыв на страничку с описанием мнемонического
тренинга (тренинг пока не готов в виде программы
для распространения).
Вы не интересные ассоциации придумываете для
чисел. Очень уж вы скромны. Самвел Гарибян не
стесняясь перевел все на члены, гавно, секс, мат,
юмор. Вот это да. А вы все скромничаете все чего-то
боитесь. Ваши образы не интересны и не
зажигательны для памяти. Ну что такое пай? Привет,
скромняги.
Юрий Николаев
Упражнения для достижения скорочтения
По поводу скорочтения процесс охватывания всей
строчки называется зрением зеленой точки, был он
предложен очень давно и заключается в том, что
каждый день по 10 минут предлагалось смотреть на
лист А4 с зеленой точкой в центре. При этом
смотрящий должен быть расслаблен и
сосредоточиться только на лежащем перед ним
листом бумаги.
Есть одно интересное упражнение, которое
позволяет избавиться от артикуляции. Смысл
состоит в том, что человеческий мозг при
простейшем чтении (проговаривании про себя)
пропускает через себя речевую информацию. Для
избавления от нее недавно вычитал упражнение: Во
время чтения взять ручку и тупым ее концом
выбивать определенный такт(см ниже). Такт
подобран таким образом, что он не может быть
совместим с русской речью. Важно чтобы сам
читающий выбивал его. Первые минуты очень сложно
таким образом читать, но постепенно чтение
убыстряется, а внутренний голос затухает. Через
1-3 часа можно столкнуться с таким фактом, что
читатель не может вспомнить все прочитанное. Это
походит через несколько часов непрерывного
чтения подобным образом. Всего же для полного
пропадание артикуляции требуется (как написано в
книге) около 20-ти часов чтения подобным образом,
хотя, все зависит от читающего. Теперь такт:
(извиняюсь за безграмотность в музыкальном деле,
но по другому не могу) 1 2-3 4-5 6 7 8 т.е. раз, раз-раз,
раз-раз, раз раз раз. (при этом разница между 1 и 2
примерно 0,5 с, а между 2 и 3 0,05 с. Таким же образом и
дальнейшее простукивание) Вот и все высказанное
по этому поводу.
ПислалWallas Origin
На странице citycat.ru/iq
/metronom.htm вы найдете простую
программу метроном, используя которую вы
сможете разучить ритм для подавления
артикуляции. Презентация программы планируется
в одном из ближайших выпусков.
Методики доктора Бейтса
Ничего не слышал о применении метода Бейтса для
скорочтения, но некоторое время назад пытался
улучшить свое зрение (я очкарик) по книге данного
доктора. Первый и последний раз, когда я клюнул на
"метод-панацею". Зрение , каким было таким и
осталось.
По поводу быстро чтения сказать не могу - не
тестировал.
прислал Вадим Якунчиков
Предлагаю упражнение на преодоление
косноязычия и развитие памяти.
Требоваться, всего лишь, выучить первую главу
"Евгения Онегина".
Кроме памяти вы приобретете некоторые побочные
качества, например, вы будете поражать своей
начитанностью окружающих. Представьте, каков
будет эффект, если вы к месту скажете:
Мы все учились по немного
Чему - ни будь и как ни будь;
Так воспитаньем, слава богу,
У нас не мудрено блеснуть.
Упражнение взято со странички сайта "Учитесь
говорить публично" Владимира Владимировича
Шахиджаняна. http://1001.vdv.ru/books/speak/0015.htm
Настоятельно рекомендую посетить этот сайт и
начать выполнять рекомендуемые им упражнения
для развития "пробивной способности" и
развития навыков влияния на других людей.
"Евгения Онегина" в электронном виде можно
найти в Интернете. Я находил при помощи www.rambler.ru по ключевым словам
"Пушкин Евгений Онегин"
Сергей Михайлов
Адрес проекта http://citycat.ru/iq/
|