Обзор проекта развития памяти и
интуиции N 17
Содержание:
Читаем и играем
Компьютерные тренинги Сергея Михайлова
Письма с Востока Тренинг N3
Школа своего дела
Скорочтение - мнение подписчика
Предсказать, как поведет себя Россия, -
невозможно,
Это всегда загадка, больше того - головоломка,
Нет - тайна за семью печатями.
Черчилль
http://www.chat.ru/~fef/aforism.htm
ЧИТАЕМ И ИГРАЕМ" часть 3
Упражнение по скорочтению ╧ 2
Вы готовы? Вам понадобится текст, который не
жалко разрезать, но который жалко забыть. Если у
вас есть метроном - отлично, если нет - возьмите по
адресу: http://citycat.ru/iq/tmetrono.htm
Настройте метроном на среднюю скорость
(приблизительно 200-400 ударов в минуту). Положите
текст перед собой и дайте себе команду (вы уже
знаете, как это делать по предыдущему упражнению)
выполнять инструкцию четко, динамично, не
задумываясь о последствиях.
Начали?
1. Делайте четко две фиксации на каждой строчке:
Удар метронома - фиксация! Удар метронома -
фиксация! Поработайте в этом режиме около 1-2
минут.
2. Увеличьте скорость метронома. Продолжайте
выполнять задание. Обратите внимание на важный
феномен. Сперва темп будет казаться вам слишком
быстрым. Через несколько секунд (через сколько?) у
вас появится ощущение, что темп замедлился. Это
промежуток времени, который понадобился вашему
мозгу на адаптацию.
3. Еще увеличьте темп! Увеличивайте его до
максимума. Замечайте периоды адаптации мозга.
Что еще вы заметили? Вам некомфортно делать две
фиксации? Ваши глаза стремятся скользить,
траектория их движения становится волнообразной
(или еще какой-то - в соответствии с вашей
индивидуальной стратегией движения глаз при
быстром чтении). Метроном замедляет скорость
вашего скольжения?
4. Позвольте себе скользить под навязчивый стук
метронома так, как вам хочется! Это должно быть
свободное, динамичное скольжение, на пределе
скорости!
5. Выключите метроном и, не делая паузы,
почитайте "просто так". Отметьте спонтанное
желание ваших глаз и вашего сознания следовать
приобретенной стратегии движения.
6. Повторите упражнение несколько раз до
появления усталости. Заметив усталость, не
откладывайте текст сразу же! Продолжите еще
немного. Да и вообще, если говорить абсолютно
честно, от усталости еще никто не умирал. От
истощения - да, но не от усталости! А истощение в
ближайшие несколько минут нам не грозит, не
правда ли?
7. Продолжим. Отдыхом для вас станет разрезание
текста на три одинаковые полоски
перпендикулярно тексту (вертикально). Разрезали?
Положите их, раздвинув на расстояние около 2 см
друг от друга.
8. Читаем быстро. Обратите внимание: после
короткого периода адаптации вашему мозгу будет
легче соединять части строчек, если вы будете
делать это быстро. Он перейдет в режим
автоматического поиска. Признаком автоматизма
является момент, когда вы перестаете замечать
"разрезанность" текста. Это облегчается
концентрацией внимания на сути текста.
9. Сдвиньте среднюю полоску вниз, чтобы
траектория движения глаз была зигзагообразной.
Увеличьте скорость.
10. Сдвигайте полоски в любом порядке, создавая
мозгу максимум неудобств, пусть работает!
11. Сдвиньте полоски по вертикали в любом
порядке и соедините их в целый лист, чтобы не было
зазора между строчками. Не волнуйтесь, он быстро
справится!
12. Сложите все "как было" и почитайте
просто так или возьмите новый текст и получите
удовольствие!
Похвалите себя! Вы помните, что с вами нужно
обращаться еще бережнее, чем с дельфином?
Наш мозг очень рационально устроен. Он очень
быстро адаптируется к новым условиям (вы уже
заметили!), быстро находит самый экономный способ
выполнения задания и быстро обучается!
Позаботьтесь о нем и дайте ему возможность
проявить себя во всей полноте!
Жду Ваших сообщений, вопросов и пожеланий по
поводу упражнений!
Уважаемые господа!
Я жду ваших вопросов по поводу упражнений. Мне
очень хотелось бы знать: вы их ЧИТАЕТЕ или
ДЕЛАЕТЕ? Есть хорошая китайская поговорка:
"Увидел - запомнил, услышал - забыл, сделал -
понял". Всем все понятно :-)? Если есть вопросы -
я к Вашим услугам!
Елена Шугалей
Любимое занятие Леонардо да Винчи
Леонардо Да Винчи писал: "Я не могу
удержаться от того, чтобы не упомянуть о новом
средстве, использование которого, хотя оно и
может показаться вздорным и нелепым, тем не
менее, полезно для побуждения ума к различным
открытиям. Вот вы смотрите на забрызганную
краской стену... возможно, находите некоторое
сходство с горными пейзажем , реками утесами, и
деревьями ... а взглянув снова , вы уже видите
сражение и движущиеся фигуры, или странные лики,
одеяния, и еще разнообразие картин , которое
можно ясно и подробно описать. На стене они
представлены в беспорядке , похожем на
нестройный колокольный перезвон, в котором можно
различить любое имя или слово, которое вы
пожелаете вообразить."
Необычная игра настраивала ум великого ученого
на творческий лад. Воображение - хозяин в
мастерской творчества. Овладев воображением, вы
приобретете мир.
В моей компьютерной игре пятна упрощены до
линий. Компьютер показывает линии, вы
запоминаете их расположение, а потом
восстанавливаете первоначальное расположение.
Чтобы поддерживать ваш интерес к занятиям,
введена обратная связь и постепенный рост
сложности заданий. Попробуйте запомнить узоры
через привлечение ассоциативной памяти.
Идея игрушки была любезно предоставлена мне
Олегом Кравченко - автором раздела "Письма с
Востока"
http://citycat.ru/iq/prg/tvin.zip
Сергей Михайлов mailto:serge_mikhailov@mail.ru
Запоминание информации
При запоминании любой информации и любым
способом, понятия или образы конкретные, имеющие
аналоги в вещественном мире, запоминаются без
особых затруднений. Куда сложнее приходится при
запоминании понятий и образов абстрактных,
относящихся к миру чувств и мыслей. С этой
проблемой сталкиваются многие адепты
самосовершенствования: занимающиеся различными
системами запоминания, аутотренингом (второй
ступени) и некоторыми духовными практиками.
Мысленный или зримый образ, прямо отвечающий
понятию, возникает легко, почти автоматически,
тогда как в случае косвенного соответствия нужны
усилия воображения.
Например, если Вы подумаете о ╚яблоке╩, образ
этого плода (круглый и гладкий, окрашенный
определенным цветом и со свойственными ему
ароматом и вкусом) появится мгновенно у людей с
так называемой образной мышлениею. Люди с
логической словесной мышлениею также не смогут
ошибиться в классификации этого понятия и
отнести его к чему-то другому.
В отличие от этого понятия и образы, выражающие
что-либо косвенно, возникают лишь после перехода
от абстрактной мысли к конкретной. Слово
╚коммунизм╩, например, может зрительно
раскрываться в виде серпа и молота или
ассоциацией с гербом, флагом СССР, профилем
Ленина и партийным собранием.
Конкретное мышление помогает Вам в запоминании
абстрактной информации. Преобразуйте
абстрактную идею в конкретную форму, и Вы
получите мысленный образ или четкую логическую
ассоциацию. Чем специфичнее они будут, тем лучше.
Эмоционально окрашенные образы и ассоциации
воспроизводятся лучше. А для того, чтобы усилить
эмоциональную окраску, достаточно включить их в
значимый для Вас лично контекст. При вписывании
абстрактного понятия в определенный контекст, Вы
связываете его со своей жизнью и понимаете его
глубокий смысл.
Целью сегодняшнего упражнения является
стимулирование Ваших способностей находить
конкретные зрительные или мысленные образы,
которые могут ассоциироваться с каждым из
приведенных ниже слов, например любовь √ сердце
и т.д. На каждый день по три слова.
пустота болезнь рок-н-ролл
энергия жара надежда
обед свобода скорость
счастье терпение вина
скука надежда конкретный
Примечания.
1.Ведущий раздела не претендует на авторство
конкретных тренингов (и Вам этого не рекомендует
).
2.Если вы хотите поделиться известными Вам
тренингами (в области самосовершенствования), то
можете присылать письма по адресу hanyf@public.hr.hl.cn
Рукописи (и письма) не рецензируются и не
возвращаются
Школа своего Дела.
Одиннадцатая лекция
Давайте внимательно посмотрим на то, как
организованы наши знания, те знания, за которые
мы так часто цепляемся.
Я бы привел такую аналогию. Если уподобить
каждый конкретный прием и факт, которые мы
изучаем в учебных заведениях - елочной иголке, то
в лучшем случае мы можем обнаружить, что эти
иголочки прикреплены к маленьким отросткам, но
множество самих отростков висит в воздухе и
кое-как они подперты снизу. Ни больших веток, ни
самого ствола в большинстве случаев обнаружить
не удается.
Если несколькими вопросами нащупать эти
подпорки и одним ударить их выбить, то человек
вдруг обнаруживает себя владельцем кучи иголок
(информационного мусора) и ему предстоит, впервые
в жизни, создание собственной СИСТЕМЫ знаний
(ствола и веток).
Каждый, кто изучал геометрию, помнит, что
геометрия начинается с нескольких аксиом, а
затем из этих аксиом выводится все остальное.
Но если изменить набор аксиом, то получается,
например, геометрия Лобачевского, а не геометрия
Евклида. И то, что верно в геометрии Евклида,
может быть неверно в геометрии Лобачевского и
наоборот.
Но, к сожалению, когда человека спрашиваешь,
выслушав его мнение по какому-то вопросу, откуда
он взял что это так, то в большинстве случаев
можно услышать ссылку на знакомого, СМИ или
книги.
То, что этот вопрос означает следующее:
покажите, как вы пришли к этому выводу (приведите
доказательство теоремы), в большинстве случаев
оказывается непонятно.
Из вышеизложенного ясно, что большинство людей
не осознает собственных аксиом. Свой, случайный и
часто противоречивый набор аксиом мы получаем от
социума. И потом, проскочив стадию
доказательства теорем, начинаем набирать
большое количество так называемых знаний,
разумеется, никто нам не сообщает, какому именно
набору аксиом соответствуют эти знания.
В результате мы получаем набор противоречивых,
разно уровневых, плохо организованных,
несистемных знаний и, пользуясь ими, имеем же
противоречивые, плохо организованные
несистемные действия, что закономерно приводит к
неэффективности.
Те же люди, которые, наконец, познают набор
своих аксиом, задаются вопросом, а какие же
аксиомы правильные, а какие нет?
И вот тогда и появляется необходимость во
внутреннем Я. Которое все знает, но у которого мы
ничего не спрашиваем, а доверяем мнению
незнакомых нам людей, которых мы никогда не
видели.
При определенном навыке, то, что стройной
иерархической системы знаний нет, видно после
выслушивания ответов на два-три вопроса.
Но так как один из самых нелюбимых ответов √ не
знаю (нас этому в школе научили, там, за это, сразу
двойки ставили), то обычно, если возникает вопрос,
на который нет ответа, то начинаются очень
неприличные попытки выкрутиться.
Кто из нас добровольно и легко может
согласиться с тем, что многое из того, на что мы
опираемся в жизни, не имеет под собой никакого,
сколько-нибудь надежного основания?
Подведем небольшие итоги.
Естественным было бы, чтобы каждый факт
укладывался в некоторый набор принципов, каждый
принцип выводился из некоторого основания, а
само основание базировалось на известном наборе
аксиом. И встречаясь с новым человеком, нет тогда
необходимости излагать друг другу большое
количество мнений и фактов, а достаточно
сравнить аксиомы.
Если аксиомы совпадают, то будет совпадать и
остальное, если же не совпадают, то интересным
является вопрос, а почему вы выбрали именно такой
набор аксиом, и какими этот набор, по-вашему,
обладает преимуществами.
Вместо этого, типичное общение представляет
собой обмен эклектично подобранными
разно уровневыми мнениями. К этому еще можно
добавить, что каждое из высосанных из пальца
мнения собеседник готов защищать с риском для
жизни партнера по разговору.
Кстати это хороший критерий для проверки
обоснованности того или иного утверждения.
Если при попытке поставить это утверждение под
сомнение, собеседник начинает реагировать очень
эмоционально, то это означает, что никаких
доказательств у него нет.
Если же он уклоняется от спора и возражения
воспринимает достаточно равнодушно, то значит,
что у него есть все необходимые обоснования, но
нет желания их излагать.
Таким образом, легко обнаружить необоснованные
места в вашей картине мира, обратите внимание на
то, что вас легко заводит, и вы узнаете свои
слабости.
Вот и появилось небольшое упражнение.
Попробуйте понаблюдать, что вас выводит из
состояния равновесия, и постарайтесь понять,
почему.
Ю.Мороз (moroz@onego.ru)
Мнение Николая Хомченко
о скорочтении и упаковке знаний
...Я занимался по методике Кузнецова. Там они
много наработали полезного, я от них многому
научился.
Я думаю, что упаковывать надо не знания, а
концентрацию знаний о том, как работать со
знаниями.
Знания быстро устаревают. А информационно-
справочные системы стремительно развиваются.
Поэтому нужды в запоминании знаний все меньше и
меньше (Очень рекомендую работы Ирмы Марковны
Крейн). Нужны знания, которые устаревают
медленнее или вообще не устаревают - это и есть,
на мой взгляд, знания о том как надо работать со
знаниями.
В ТРИЗ это проработано достаточно сильно, но
написано и опубликовано по разным причинам
совсем немного, и то между строк...
Адрес проекта http://citycat.ru/iq/
|