?:)

 Скорочтение,

!:)

память, диалектика 

Скорочтение | Рассылка | Автор

Проект

Первая стр.
 Скорочтение
CD
Программы
Простые тренинги
Мнемоника
Память

Почтовая рассылка

О рассылке
Архив рассылок

Статьи

25 кадр
Диалектика
НЛП
Иностранные
Русский

Другое

Воображение
ZIP
Больше, чем скорочтение

 

Содержание:

  • Выпуски порезаны на статьи citycat.ru/iq/nn/
  • Чтение пристрелками
  • Ассиметричная гимнастика
  • Тренинг: сожми текст до одного слова.
  • Иняз-спорт порождает желание
  • Ученик и учитель - в одном лице

 

Претензия подписчика

[Подписчик] Ваша рассылка носит фрагментарный характер. Всего по чуть-чуть... В ней трудно найти полезную информацию.

[Сергей Михайлов] Ответ: совершенно согласен с критикой. Во-первых, рассылку делают несколько человек. У каждого свои идеи. Во вторых, на мой взгляд, статьи, предоставленные в Интернете должны быть короткими. В качестве реакции на вашу критику я решил, расклассифицировать статьи выпусков рассылок за прошедшие четыре года. Получилось почти 1000 статей. Статьи разбиты на следующие классы: Скорочтение, Обучение, Иностранные языки, Творчество, Предпринимательство... >>>

ГО:   Чтобы эффективно искать что-либо в нашей рассылке, есть простой способ, - прислать мне свой вопрос. Я пропущу его по специальной, - разумеется, совершенно секретной, - технологии. Высоко классный ответ гарантирован (правда, никто не знает, чем он гарантирован, но - гарантирован).

 

Чтение пристрелками

[Иван Полонейчик]

Какая основная ошибка при чтении учебного или рабочего материала? Та, которую мы обычно совершаем - начинаем читать сразу с самого начала. Что при этом происходит? Мы пытаемся в голове удержать все подробности, врубиться во все сразу. А наша кратковременная память, как известно, нормально "переваривает" 7+2 единицы информации. А мы со своими подробностями сразу ее перегружаем. Результат - слабое понимание текста, рассеивание внимания, потеря интереса и т.п.

Слава Богу, что эта самая единица информации жестко не детерминирована, ее можно увеличивать, на чем, собственно, и строятся практически все системы запоминания. Конечно, техника процесса играет заметную роль, и в одной из следующих рассылок мы рассмотрим "метод образного группирования", то есть как в единицу информации "впихнуть" как можно больше сведений.

ГО:   Надежда на запоминание? Может быть, Вы помните, как Энштейн пытался устроиться на работу в лабораторию Эдисона? На все вопросы, которые ему задавал мэтр изобретательства, Энштейн отвечал "это можно посмотреть в таком-то справочнике". За что и не был принят. Не лучше ли сделать ставку на структурирование знания? Как раз над этим мы и работаем на http://knbase.fastbb.ru/...

Принципы работы с текстом.

Любой тест должен осваиваться за четыре обращения к нему. И основной принцип - не кидаться сразу на него, а осваивать поэтапно.

1-ый этап. Ознакомление. Внимательно просмотрите текст. Ознакомьтесь с заголовками параграфов, названиями глав. Самое главное - попытайтесь выделить основные мысли, которые содержатся в тесте. Смею Вас уверить, их не так и много. Возьмите и выпишите их на бумагу. Или хотя бы подчеркните ключевые слова. Чтобы упростить задачу - можете просто подчеркнуть ключевые слова в каждом абзаце.

2-й этап. Чтение. Вы как бы создали платформу для освоения текста. Теперь можно начинать внимательно читать тест. При этом уже связывать подробности с основными мыслями, которые Вы выделили.

3 этап. Обратный просмотр. Самый интересный момент. Нужно просмотреть текст из конца в начало. При этом ответить себе на вопрос - а все ли Вы поняли в тесте?

4 этап. Завершение. Этот этап немыслим без того, чтобы Вы снова не спросили себя: "А верно ли я все понял, верно ли выделил основные мысли?". То есть постараться повторить текст, только сверяясь с ним.

Лучше много раз по разу, чем ни разу много раз?

Первое. Простое многократное прочтение текста несравнимо с творческой работой над текстом, то есть с фазой припоминания и ответа на вопросы, которые Вы себе зададите. Провели такой эксперимент. Двум группам студентов давали один и тот же текст. Первая группа просто читала текст четыре раза. Вторая - читала только два раза, а два раза пересказывала текст. Результат был просто несопоставим.

Второе. При работе с текстом обязательны перерывы. Лучше всего работать по такому графику - полчаса поработал с текстом, легкий перерыв, полчаса занимаешься другим полезным делом, затем снова полчаса работаешь с текстом, и так далее.

Я понимаю, что все нутро протестует против того, чтобы устраивать такие мощные перерывы в работе с текстом. Добросовестность требует сесть и не вставать, пока текст не будет осилен. Но существует такое понятие, как интерференция мозговой деятельности. Суть ее заключается в том, что если мы занимаемся подряд двумя делами, которые по своей сути близки друг к другу, то шансы на забывание неимоверно возрастают.

Третье. Наверное, самое существенное. Попробуйте поработать по такой методике, хоть она и немного непривычна. Человек устроен так, что всякие нововведения вызывают подсознательную реакцию протеста. Переломите барьер сопротивления, и новый метод работы с текстом станет привычкой.

По этому поводу такой случай из практики. Веду семинар у группы экономистов. Вот где масса текстов! Каждый день новые постановления, указы, инструкции и пр. Взял в соседнем кабинете несколько инструкций, и на занятиях все прошли их по новой системе. Результат впечатлил даже скептиков.

Через недельку заглянул к ним и увидел, что "воз и ныне там", работают по старинке. На вопрос: "Почему? Ведь так же хуже!", последовал ответ: "Так все же привычнее!".

Не ленитесь работать с ключевыми словами! Подчеркивать, выписывать, закрашивать текстовыделителем.

Навык продуктивной роботы с текстом дорогого стоит. Ведь сколько всего интересного выходит, сколько всего хочется усвоить и прочесть!

Учитесь работать с текстами - окупится!

Иван Полонейчик
Центр Интеллектуальных технологий
www.pobeda.info
 

[Сергей Михайлов] Попробуйте читать тексты с точки зрения возможного спора с автором. Просто решите, что хотите написать автору письмо, и вы примените методику, которую описал Иван. Иначе не получится. Первый раз просматриваете текст, для того чтобы решить к чему привязаться. Второй раз читаете, чтобы найти спорную мысль. Потом прочитаете, чтобы понять, а все ли правильно вы поняли...

[ГО]  Технология работы с текстом, которую дает Иван Полонейчук, вточности копирует технологию, которую дает В.А. Куринский в книге "Когда нет гувернантки". Тольку у Куринского - цветастее...

 

Ассиметричная гимнастика

[Олег Назаров]

Я давно слышал про ассиметричную гимнастику (АГ). А недавно более серьезно стал думать о ней, тренируя своих детей. Простейшее упражнение для тех, кто не знает, что такое АГ, - детская игра: предлагается одной рукой водить по животу вкруговую, а другой рукой - похлопывать ладонью по голове. Или, как я со своими детьми занимаюсь третью неделю - они должны пальцами ног доставать из коробки карандаши и засовывать в другую коробку, а в это время делать еще и то, что я описывал выше с руками. Забавное, скажу я Вам, зрелище... Особенно, если попросить еще другой ногой рисовать на полу треугольник...

Это все цветочки... Я читал где-то, что человек, серьезно занимающийся АГ, в течение десятилетий делает одновременно теперь 8-9 дел сразу. У него, понимаешь ли, раскрылись какие-то новые нервные цепочки в ЦНС... Кроме того, еще нюанс: наше зрение. Зрение настолько сложный процесс, что забирает на себя 80% мозговой деятельности.

Зрение - в основном ошибочно, мозг не отображает "то, что вижу", а создает массу "легенд". Например, два дерева, а между ними световое пятно, похожее на человека... Но ведь это не человек, это световое пятно... Мозг каждую секунду проводит десятки тысяч операций по созданию таких "легенд"... Недаром, Ш. Холмс очищался от этого мусора и заставлял мозг "делать только полезную работу", закрывая свои глаза...

В общем, предлагается к обсуждению теория: АГ, объединенная со слепым прохождением по жизни... :) Якобы тот человек, что занимается всем этим - делит и перемножает в уме мгновенно 8-мизначные цифры, ловит руками стрелу, выпущенную в него из лука с расстояния в 10 шагов и т.д. и т.п... Кроме того, есть еще вопрос: помогите найти литературу с такой гимнастикой. Когда-то этим занимались наши врачи-академики Пасько и его компаньон. Они еще создали "школу роста"...

С уважением, Олег Назаров mailto:asd@pisem.net

[ГО]   Асимметричная гимнастика штука сильная. Я включил ее в иняз-спорт как составную часть. Она усиливает связь "левого" с "правым", - за счет этого и получаются все те эффекты, о которых пишет Олег Назаров. Не думаю, что ее нужно у кого-то заимствовать, - ее несложно придумывать. Дети на это бооольшие мастера! Им только идею подать, - они такое напридумывают!

Я знаю одну даму, которая практикует АГ для своих подопечных "плохо успевающих в школе" детей. Результаты очень хорошие. Она не только АГ использует, но и другие методы, и АГ в том числе. Она просто собирает по крупицам... Например, "от нее" упражнения:

- рисовать двумя руками одновременн две одинаковых/разных фигуры на бумаге или мелом на доске;

- идти и хлопать себя правой рукой по левым частям тела и наоборот; при этом декламировать что-нибудь, - во век не забудешь!

- писать одинаковые/разные слова одновременно двумя руками.

Вообще-то я бы попросил Олега сделать небольшой сборничек таких упражнений? Ну, простые описания движений? А? Можете? И пришлите мне gromyko@surfeu.de

 

Тренинг: сожми текст до одного слова.

[Сергей Михайлов]

Напишите статью. Теперь сожмите его в два раза. Готово? А теперь еще в два. Повторяйте до тех пор, пока не останется одно-два слова. Это лучшее название для первоначального варианта.

Например для предыдущего абзаца получится так: "напиши рассказ. Сожми его. Повтори несколько раз. Полученное слово - заголовок.

 

[ГО]  В парной технологии есть такой алгоритм работы пары учеников, - он называется "поабзацное чтение". В нем каждый имеет один текст. Все тексты разные. И каждый работает в паре с партнером короткое время по одному и тому же алгоритму. Ученики меняют партнеров много-много раз, пока не проработают свои тексты полностью. В результате каждый получает "очень сжатый и выпуклый полифонический" конспект своего текста, а также, - как побочный продукт, - отличное знание всех остальных текстов.

Но самый важный результат такой работы выражается в новой способности ученика, - после проработки по этому алгоритму даже одной статьи он приобретает способность мгновенно выделять мысли в тексте и озаглавливать их тоже мгновенно и очень точно.

Побочным эффектом такой способности является быстрое выделение текстов или абзацев, которые вообще не содержат никаких мыслей.

Для учебных групп, прорабатывающих много текстовой информации этот алгоритм подходит в полной мере.

 

Иняз-спорт порождает желание

[Иван]

Тренируюсь с 14 февраля 2004. Только один английский язык. Моя задача, - в сентябре сдать кандидатский экзамен. Таким образом, тренируюсь 1 месяц. Мои впечатления вот какие.

Stamina:   результатами я доволен, так как получаю удовольствие от набора на клавиатуре.

Дзенское чтение: произносить слова гораздо легче, еще тренировок, - и англичане за своего принимать будут.

Пение песен: самая приятная процедура для меня - пение песен. Тренировки по "Вокальному букварю"  Е.М.Пекерской http://www.geocities.com/abcvocal приносят много пользы в развитии певческих навыков

Ежедневные тренировки, даже по чуть-чуть дают много пользы, хотя хотелось бы заниматься больше.

Благодаря тренировкам - чтение на скорость, пение песен, улучшилось произношение, гораздо легче строить грамматически правильные предложения. Иногда даже начинаю думать по-английски. Два раза ловил себя на том, что русские предложения строю как в английском - подлежащее - сказуемое и т.п. На мой взгляд, продолжение пение песен, дзенское чтение (пока получается только раз-два в неделю) делают свое дело - произношение и грамматика улучшаются.

Я стал заниматься английским с огромным удовольствием, хотя раньше придумывал разные причины - нехватка времени и пр., сейчас, например, стою на остановке - мурлычу какую-нибудь песенку ну и т.п.

 

Самообучение.  Ученик и учитель - в одном лице.

[Maxx_Da_Fly <mdf@e-baka.net>]

Maxx_Da_Fly:   Все было бы зашибись, если бы "педагоги" не навязывали свое представление о жизни детям.

ГО:   Это будет до тех пор, пока в учебном процессе есть педагоги. Когда останутся одни только дети (а точнее - ученики разного возраста, в том числе и взрослые вполне, но как ученики), тогда Ваша мечта о не навязывании сбудется. Именно в парной технологии обучения это и происходит. Только...

"Штука" в том, что ведь оставшиеся, - за вычетом учителей, - участники учебного процесса тоже ведь "навязывают" свое мнение окружающим. Или? Такова жизнь, - все навязывают свое мнение всем, даже есть очень следят за собой и стараются этого не делать. Они (мы) все равно это делаем косвенным образом.

Maxx_Da_Fly:   Меня классная руководительница переучила с левой руки на правую, навешав маме кучу педагогической лапши. + идет бешенная потеря времени, т. к. учат черти чему и черти как. Если считаете, что жизнь в коллективе важнее - валяйте. Я лично страшный критик, и глядя на свои школу-универ могу смело сказать: с пользой я провел время там 10-20 % времени.

ГО:   Примерно эту цифру (5 - 10%) называют все люди, когда их спрашивают "а что из того, что изучали, хоть как-то теперь дает пользу или используется?"... Так что Вы - не такой уж и критик. А чтобы не учили "черт-те чему", - вот для этого я (мы) и работаем на форуме http://knbase.borda.ru/. Мы создаем вход в культуру не "снизу" (именно об этом Вы пишите!), а "сверху" (именно об этом Ваша мечта и вопль!).

Maxx_Da_Fly:   И если бы там не насадили кучу комплексов и заблуждений - я бы гораздо быстрее двигался в своем развитии. Но сейчас поздно, потому буду наверстывать...

ГО:   "Потом" ничего такого не бывает. Либо "сейчас", либо "никогда". Начало "новой жизни" нельзя откладывать "до понедельника"... Это понедельник никогда не наступает...

Maxx_Da_Fly:   А лучшим способом учиться ребенку школьного возраста считаю с родителями (но только терпимыми, которые заметят все достижения ребенка и не будут его ущемлять) + там, где родители не совсем компетентны - профи-репетиторы (если найдутся такие) и Инет. В принципе, родители сами могут изучать неизвестные области вместе с ребенком - ему только легче будет.

ГО:   Последняя идея - очень верная. Именно тогда, когда человек сам впервые что-то учит (а лучше сказать "делает"), именно тогда ученик может с него "снять" способ того важного процесса "а вот как я это впервые делаю". Именно впервые. На обычном же уроке обычный учитель ничего не делает впервые. Он все уже отрепетировал, а репетиции "спрятал" в своей прошлой жизни. На урок же он приходит "ВОТ ТАКОЙ ГОРДЫЙ И НЕПОГРЕШИМЫЙ", - и таким его только и видит ученик. Никакого преодоления себя, никакого "не знаю" ученик не видит у учителя...

Что касается "учебы с родителями", то оно конечно... Да вот заковыка! Родители а) педагогически дремучи и б) абсолютно не мотивированы к саморазвитию. И с этим ничего нельзя поделать. "Поделать" можно лишь одно, - в школе выращивать других родителей. Из учеников. Выращивать мотивированных к постоянному саморазвитию и педагогически грамотных будущих родителей. Вот этим я как раз и занимаюсь, продавая франчайзинг на парную технологию обучения. Чем и горжусь. Привет и наилучшие пожелания, - Григорий Олегович.

.

 

Простые Секреты Скорочтения | Блог Сергея Михайлова | О Саморосте | Игры для девочек |

╘2002 - Serge Mikhailov