Обзор проекта развития памяти и
интуиции N20
Новости проекта
Приглашение к обсуждению новой темы:
"Медитация и транс" (Сергей Михайлов)
"Как аукнется, так сразу же
откликнется": ответы на отзывы по упражнениям
(Елена Шугалей)
Как я изучал скорочтение (опыт
подписчика с комментариями)
Тренинг на неделю
Медитации и транс
Мы предлагаем вам новую тему для размышления и
обсуждения. Понятие транса касается нас гораздо
ближе, чем мы подозреваем. Когда вы говорите по
телефону и не замечаете, что у вас на кухне
сгорела картошка - вы в трансе. Когда вы читаете
книгу и внешний мир перестает существовать для
вас - вы в трансе. Всегда, когда вы уходите в
область внутреннего внимания - вы в трансе. Транс
- важное ресурсное состояние. Управлять трансом
означает управлять своим взаимодействием с
бессознательным. Медитация - один из видов
произвольного, то есть вызванного вашим
волеизъявлением, транса. Это очень полезный и
ценный опыт. Прослеживаются некоторые
закономерности произвольного вхождения в транс.
Сергей Михайлов поделится с нами своими мыслями
о разных направлениях медитации, вы поделитесь с
нами своими опытом, на что мы очень надеемся, а я
опишу в следующей рассылке техники
эриксонианского гипноза по вхождению в транс.
Медитации мракобесие или путь к
вершинам совершенства?
(Сергей Михайлов )
Способ концентрации. Способ наблюдения
внутренних картин, способ ухода из логического
сознания в интуитивное образное пространство.
Способ ухода от повседневных забот.
Медитативные практики - основа многих
религиозных учений. Например, у кришнаитов
мантры: "Повторяй простые слова, думай
постоянно о Кришне и к тебе придет просветление -
нирвана. И ты достигнешь вершин тайного знания:
"Харе Кришна Харе Рама Харе Рама Харе Рама┘"
- У кришнаитов все просто.
Мой знакомый, 70 летний лингвист Евгений Миков,
разработал систему оздоровления, основанную на
повторении слов в такт шагов с одновременным
анализом внутреннего состояния. Он говорит:
"Следует идти четким шагом и в такт шагов
повторять слова - "Заря, зарей, озарись,
заревом. Заря ┘". Когда он демонстрировал мне
свое упражнение, на моих глазах пожилой человек
преобразовался в сильного энергичного молодого
человека, который бодрой походкой пошел по
тротуару, устремив сосредоточенный взор вперед.
Что это? Повторение кришнаитов? Стоит отметить,
что когда более пятнадцати лет назад упал
занавес, скрывающий от нас много эзотерических
вещей, тарелочек, "барабашек", и
"белоодежных сект", этот человек уже достиг
своего пятидесятилетия и имел стройную теорию
построенную на своей системе, перенятой у
деревенской народной целительницы.
Открываем книги Андреева и Хромова о методиках
скорочтения и видим в них Мандалы (графическое
изображение вселенной - с санскрита "платформа
мироздания"). Видим медитативные позы
"несокрушимого", "трупа". Встречаем
медитативные фразы "Здоровье, Радость, Память,
Здоровье, Радость, Память". - Еще одно
совпадение? Или профанация людей, которые
пропустили через свою школу не одну тысячу людей?
Американские авторы тоже не обошли стороной
аутогенные тренинги и медитации. Например, в
книге Вин Венгера и Ричарда Поу "Неужели я
Гений" встречаем аналогичное описание того,
как осуществлять "просмотр образов".
Курсы НЛП. И опять встречаем гипноз, и транс, и
опять медитации.
Мракобесие? А может быть одна из методик
самосовершенствования?
Медитировать совсем не обязательно в позе
лотоса, неудобно поставив ноги. Существует
динамическая медитация, когда человек в течение
тридцати минут повторяет одни и те же движения.
Медитация - это концентрация на внутреннем
мире. Вот так трактует медитацию на органе зрения
Лу Куан Ю в книге "Секреты китайской
медитации": "Зрение - лучший способ, для того
чтобы повернуть орган зрения обратно к его
источнику". Запутанно. Более понятное
определение медитации дает книга Андреева и
Хромова "Техника тренировки памяти" -
медитация это более высокая ступень
само регуляции. Цель медитации - вхождение в
измененное состояние сознания, которое
называется "сатори" - озарение.
Для начала, я советую познакомиться с близким
родственником медитации - гипнозом, например с
эриксонианским самогипнозом. Этим видом
внутренней само регуляции можно заниматься
везде, даже в общественном транспорте. Этот вид
навыков имеет большую практическую пользу.
Приглашаем вас, уважаемые читатели, поделиться
своим опытом в этой области.
Как аукнется, так и откликнется
(упражнения скорочтения)
(ответы на отзывы по упражнениям)
Здравствуйте, дорогие читатели и дорогие
писатели откликов! Благодарю вас всех за
активное сотрудничество! Я постараюсь ответить
на все ваши вопросы и замечания по выполнению
упражнений.
К сожалению, не смотря на неоднократные попытки
заняться скорочтением, у меня практически нет
положительных результатов. Основные причины
две:
- слабая мышление (забываю большую часть
прочитанного сразу по прочтению),
- неспособность сосредоточиться (как только
начинаю читать - сразу включаются посторонние
мысли, то ли не могу заинтересовать себя, толи
другая причина, но постоянно ловлю себя на этом,
возвращаюсь к чтению... и снова посторонние
мысли).
Почти у всех людей, которые начинают заниматься
скорочтением, те же проблемы, что и у тебя:
неспособность сосредоточиться, "вылетание из
головы" информации (это совсем не значит, что у
тебя плохая мышление!). Если говорить строго научно,
с физиологической точки зрения, такого понятия,
как плохая мышление вообще не существует. Есть
только ПРОЦЕСС восприятия и воспроизведения
информации, то есть некоторая
последовательность действий, которая может быть
недостаточно рациональной или нечеткой.
Отвлечения тут играют немаловажную роль. Это
похоже на то, как один человек пробегает
дистанцию в 100 м по-настоящему, а другой в это
время ту же дистанцию одолевает прогулочным
шагом, да еще с отходами в сторону. Ты можешь
иметь самый мощный мотив - научиться пробегать
дистанцию целенаправленно. А для этого нужно
начинать с маленьких кусочков. Не ставь перед
собой во время тренировок на скорочтение или
память грандиозные задачи. Задача должна быть
настолько маленькой, чтобы она стала для тебя
выполнимой, чтобы у тебя было чувство успеха! Оно
будет помогать тебе себя мотивировать. То есть ты
не берешь для упражнения огромный текст, не
ставишь перед собой невыполнимую задачу
удерживать внимание только на тексте в течение,
например, 10 минут - это невозможно. Наш мозг так
устроен, что хотя бы раз в 2 минуты он отвлекается
от текущего потока информации, например, текста,
и как бы "сканирует" остальной внешний мир,
проверяет его (это пошло еще со времен нашего
полу животного состояния и служит цели
выживания). Отвлечения нормальны! Главное - не
упрекать себя за это. Заметил, что отвлекся -
спокойно вернись к тексту, пока еще не забыл,
о чем он. Ведь 1 минуту ты можешь думать только о
тексте и читать его быстро! Только одну минуту!
Потом похвали себя, спокойно возьми другой
текст еще 1 мин. очень активно, АГРЕССИВНО читай
его, стараясь выловить весь смысл. Обращай особое
внимание на свое СОСТОЯНИЕ ("Читаем и
играем", часть 1), генерируй его! Потом расширяй
этот навык до 2 минут. А дальше все! Ты большой
текст дробишь на фрагменты, зная, что с каждым из
них ты успешно справишься, без всяких комплексов
по поводу физиологически оправданных
отвлечений! Отвлекся тут же снова включился,
причем эти промежутки по времени будут все
меньше. Происходит автоматизация навыка.
Эта стратегия помогает ЛЮБОМУ человеку, так что и
у тебя все будет ОК.
Еще пару раз перечитав описание упражнения, я
понял, что цель - не фиксировать глаз на 3 позициях,
а научить его скользить по строкам, не ползая
вдоль строки. Так? Но так быстро я не могу.
Мне кажется, что самая большая скорость
восприятия информации, на которую способен мой
мозг это та скорость, с которой можно быстро
говорить что-то. С такой скоростью я читаю и
слушаю, воспринимаю. А быстрее ну никак┘ Неужели
можно быстрее?
Конечно, вся цель упражнения в выработке
физиологических навыков скольжения и переносе
их на обычные ситуации чтения. Насилия над собой
в этом деле не нужно. Легкость и динамичность -
единственные критерии успешности. И не пытайтесь
"вчитываться" в смысл и излишне
контролировать движения своих глаз. ЛЕГКОСТЬ
скольжения - цель. Постепенно, в ходе тренировок
придет и навык. И конечно же, три фиксации - это
только для тех, кто делает их семь на строчку :-))).
Все правильно!
А вот читать быстрее, чем проговариваешь - это и
есть скорочтение. И это не только возможно, но и
необходимо. Если вы проследите за собой, то
заметите, что гораздо чаще, чем нам кажется, мы не
проговариваем, а сразу же опознаем слово или
предложение. Например, сейчас я пишу слово
МОЛОКО
или
Я иду в лес
и вы можете уловить значение гораздо быстрее,
чем проговорите, опознать его. Так что скорость
чтения при использовании чисто визуального
канала восприятия гораздо выше.
УСПЕХА ВСЕМ НАМ!
Елена Шугалей
Как я обучался скорочтению по книге
Андреева и Хромова "Техника быстрого
чтения".
В первых упражнениях книги рекомендуется
созерцать "зеленую точку" на бумаге,
испещренной словами аутотренинга. Я честно
пытался это делать. Я старался, но... Видать ранее
просто переборщил чтением Леви, - не берет меня
аутотренинг, хоть стреляй, а повторение с
молитвенным благоговением (как рекомендуется
автором) текста, находящегося вокруг зеленой
точки, приводит (до сих пор!) в состояние легкой
сонливости.
Все верно! Зеленая точка и стереотипный текст
аутотренинга и должны вызывать такую реакцию.
Состояние расслабления и состояние управления
своими умственными процессами - суть вещи разные.
В следующих номерах будет представлена
тибетская испытанная жесткая методика по
концентрации своих ресурсов контроля. Там тоже
будет точка - черная, большая и на абсолютно белом
фоне! Страсть! И вы почувствуете разницу. Причем
очень быстро.
Уроком вторым в книге значилось
"Интегральный алгоритм чтения". В ходе
чтения да и в процессе занятий, мне показалось,
что это уже ближе к истине. Во всяком случае,
довольно долгое время после прекращения занятий
я для себя продолжал отмечать и автора статьи и
краткое ее содержание. Единственное что не
пригодилось, это запоминание выпускных данных
текста. Полезность составление резюме
текстового материала и его "пересказ самому
себе" - несомненна.
Все, что не нужно, не затребовано - забывается. И
ваш алгоритм обработки смысловой структуры
текста должен четко соответствовать цели чтения.
Есть более глубокие возможности анализа
смысловых уровней текста. Это впереди.
Третьим уроком был "Дифференциальный алгоритм
чтения".
В книге часть упражнений построена на работе
вдвоем - "один зачерняет слова, а второй
читает". При самостоятельном изучении
материала ассистировать некому :-((. Для меня
самым полезным оказалось упражнение с газетой
новостей (мною придуманное). Я брал газету,
прочитывал ее, и на всей странице желтым
фломастером или неярким цветным карандашом
подчеркивал ключевые слова. Естественно, засекая
время. Через пару дней я возвращался к
обработанной газетной полосе, и просматривал ее
в ОЧЕНЬ ускоренном режиме: с одной стороны текст
знакомый, а с другой стороны - я отрабатывал
фиксацию в сознании ключевых слов. Это помогало -
в основном в процессе первичной обработки
текста. Вскоре вторичное прочитывание газеты я
отбросил, но отмечать слова продолжал. Иногда
даже не подчеркивая, а ставя точки под ключевыми
словами.
А как у вас обстоит дело сейчас? Вы отмечаете
автоматически, только в сознании ключевые слова.
Если это происходит - сохраняется ли скорость
чтения?
Четвертый урок для меня оказался самым сложным.
Тема: "Подавление артикуляции". Для этого
самого подавления надо освоить ритм и
выстукивать его во время чтения. Все вроде
хорошо, да вот беда - музыкальную школу я не
заканчивал, в нотах ни в зуб ногой. И все... Чего
стучать - неведомо. Пробовал мелодии песен.
Результат: Читать стал "рывками",
проговаривание не исчезло. (Где ты была тогда
ваша программа "Метроном"?)
Это упражнение хорошо для осознания и
демонстрации свойства нашего мозга к адаптации.
Я тоже на тренингах использую простукивание и
метроном, но несколько в иных целях. Очень быстро
студенты научаются стучать, петь, читать и
одновременно проговаривать J. Мозг - мощная
структура. Он быстро учится. А вот приучить его
"включать" некоторый триггер при появлении
внутреннего проговаривания - тоже легко. Пусть
появление своего голоса служит для вас сигналом:
"Увеличь скорость скольжения!" Как только вы
услышали себя - вперед! Чем больше вы
тренируетесь, тем быстрее достигнете
автоматизма навыка. Но не должно быть детских
иллюзий: проговаривание не исчезнет до конца. Ваш
мудрый мозг просто обязан проговорить все
малознакомые, значимые, эмоционально окрашенные
для вас слова!
Пятый урок - продолжение четвертого. Тема
"Артикуляцию ликвидировать как класс!"
Клянусь, не пройти бы мне дальше, если бы по
телевизору не увидел, что в Америке кто-то учит
скорочтению по принципу: читай как можно быстрее,
а остальное приложится. И выход нашелся - я
продолжал проговаривать слова, но только
ключевые слова, которые я вытаскивал
"сканируя" текст. Подобная техника
скорочтения у меня до сих пор - основная. Недавно
начал заниматься с "Метрономом" и надеюсь,
что смогу избавиться от проговаривания ключевых
слов тоже.
"Читай как можно быстрее - а остальное
приложится!" См. ответ на предыдущий шаг.
В шестом уроке предлагалось, наконец, заняться
таблицами Шульте. Упражнение отличное - недаром
именно оно присутствует ВО ВСЕХ методиках
обучения скорочтению.
Небольшое послесловие.
После того, как подавил проговаривание слов
(своим методом), тяжелее стало читать стихи.
Поэтому вернулся к частичному проговариванию
ключевых слов (в смысле - не стал его искоренять
до конца).
Вот! Я говорила: мозг мудр!
После сегодняшнего сеанса воспоминаний, могу
предложить одну идею программы из упомянутой
мной книги : "Закройте непрозрачными линейками
по 1 см с каждой стороны текста и попробуйте
прочитать полученный отрывок. На время
естественно". Довольно забавное упражнение.
Спасибо!
Александр Ружинский
Вопрос ко всем!
Предлагаю Вам попробовать технику, которая
может улучшить способность к запоминанию.
Предлагаемая сегодня техника очень схожа с
медитациями из дзен-буддизма. Но в ней нет
жестких рамок исполнения и современный занятой
человек с успехом может попробовать ее в обычных
условиях. Можно воспринимать данные упражнения
как попытку научить вас управлять синестезией √
способностью воспринимать окружающий мир сразу
несколькими чувствами.
Мы воспринимаем внешний мир чувствами еще до
того, как наша мысль начинает обрабатывать
поступающую информацию и записывать ее в нашей
памяти. Если процесс восприятия происходит
осознанно, то и впечатления лучше закрепляются в
памяти. В свою очередь, чем больше чувственных
восприятий вы испытываете, тем легче позднее
вспомнить что-то или кого-то. Например, вспоминая
как выглядит роза, вы можете вызвать ее мысленный
цветной образ, приятный запах и острые колючки.
Или вспомните, например, как вы узнаете человека
по его голосу при телефонном разговоре: вы сразу
можете представить себе его мысленный
зрительный образ или, по крайней мере, вашу
характеристику этому человеку.
1 день. ЗРЕНИЕ
Смотрите на себя в зеркало. Разглядывайте
черты, которые никогда раньше не замечали, хотя
до этого видели свое изображение в зеркале
тысячи раз.
Смотрите на те предметы, которые вы обычно не
удостаивали взглядом. Разглядывайте дно чашки,
стену, контуры, формы, пространство и пустоту.
Обратите внимание на то, как вы себя при этом
чувствуете.
2 день. СЛУХ
Постарайтесь сосредоточенно слушать. Услышьте
самый слабый шум поблизости от вас. Попробуйте
различать шумы и отделять их один от другого.
Услышьте нюансы в манере говорить у разных людей.
╚Услышьте╩ мысль. Услышьте, как падает лист.
Услышьте стук своего сердца, пульс. Услышьте, как
растут и делятся клетки. Слушайте молчание.
3 день. ОСЯЗАНИЕ
Потрогайте то, к чему никогда не прикасались.
Ощупайте фактуру этого предмета. Дотроньтесь до
него щекой или пальцами ног. ╚Прикоснитесь╩ к
чему-то невидимому, ощутите свою жизнь, небо,
траву, себя самого.
4 день. ВКУС, ОБОНЯНИЕ
Наблюдайте за теми чувствами, которые у вас
вызывают цвета или запахи. Не думайте √
чувствуйте. Как пахнет газета, свежая земля?
Понюхайте то, чего вы до сих пор никогда не
нюхали. Ощутите вкус цветка, воздуха, цвета.
Попробуйте еду, которую никогда до сих пор не ели.
Отведайте то, что уже ели тысячу раз, но так, как
будто пробуете впервые.
5 день. РАЗВИТИЕ ВСЕХ ПЯТИ ЧУВСТВ
Этот день посвятите всем пяти чувствам.
Сконцентрируйтесь на них, но не думайте. Ощутите
то, что вы видите┘
- Попробуйте то, к чему вы прикоснулись┘
- Вдохните запах того, что слышите┘
- Услышьте то, что видите┘
- Увидьте, не глядя┘
- Услышьте в молчании┘
- Ощутите, не касаясь┘
Комбинируйте ощущения и вы откроете неведомое,
то, что раньше никогда не чувствовали. Вы поймете,
какой из органов чувств ╚работает╩ меньше, и
будете использовать его чаще.
Олег Кравченко
Адрес проекта http://citycat.ru/iq/
|