Гипнопедия Или Шальнова
Илья Шальнов: Метод обучения во время сна известен
c глубокой древности. Наши современники также пользуются им время от времени. В
фильме ╚Большая перемена╩ Леднев (Леонов) во сне ╚записал на корочку╩ урок истории┘
Как сейчас помню: ╚В середине 19 века, Германия оставалась преимущественно аграрной
страной┘╩ Записал Леонов на корочку не совсем то, метод был объявлен сомнительным,
практиковать его не стали. И напрасно...
Лет двенадцать назад читал я Агату Кристи со словарем. Незнакомые слова выписывал
в тетрадку. Потом надиктовывал их на магнитофон таким образом: слово на английском,
его перевод, повтор на английском. Затем следующие слово-перевод-слово и так далее...
Потом свою запись я прослушивал по несколько раз. Обнаружилось, во-первых, что
заучивать слова таким способом можно сотнями. Во-вторых, что состояние дремоты при
прослушивании напрашивается само собой. Приятной дремоты, сродни той, что возникает
при аутогенной тренировке.
Итак, можно дремать и слушать сквозь сон. Кому-то под музыку и радиопередачи
спится даже лучше, чем под тишину. У тех же, у кого со сном все слишком хорошо,
кто привычно с первых минут в сон проваливается, метод может по началу не пойти.
Это не правда, что во сне мы ничего не слышим. Мы все слышим, но мало чего осознаем
- входящая информация анализируется бессознательно. Именно поэтому возможно пробуждение
по условному сигналу, возможен гипноз, возможно обучение во сне. Возможен также
и разговор со спящим, находящимся в осознанном сновидении √ но это уже о другом┘
С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности, в период сна в головном
мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт,
потому человек может поддерживать контакт (раппорт) с окружающим миром. Сон со сторожевым
пунктом будет частичным. Но дело
в том, что всякий сон частичен, во всяком сне мозг работает, как работают сердце,
легкие и другие органы, управляемые тем же мозгом.
Итак, простая работа, запоминание слов, к примеру, во время сна происходит сама
собой, не требуя контроля со стороны сознания. При этом мы не только не устаем во
время работы, но отдыхаем, высыпаемся... Неутомимость √ это не особенность обучения
во сне. Это особенность правильного выполнения любой рутинной работы. Правильно
организованная работа не утомляет, а приносит отдых. Во время сна труднее заниматься
неправильно, то есть бороться против собственной природы, потому утомление во сне
менее вероятно. Оно возможно, если человек все-таки берет с собой в сон неправильные
подходы.
Хотя утомление не возникает, все же с какого-то момента, мы чувствуем, что с
уроками достаточно. То же мы чувствуем и наяву при правильной работе (а при неправильной
мы это чувствуем еще до начала работы). Возникает чувство заполненности информацией,
которой надо дать время уложиться┘
Я работал с магнитофоном, умеющим копировать записи с двойной скоростью (и воспроизводить
на двойной скорости, стало быть).
Слова, воспроизведенные с двойной скоростью, чуть труднее воспринимаются на слух,
особенно первое время. Вообще же двойная скорость очень скоро перестает восприниматься,
как двойная. Соответственно скорость заучивания возрастает в 2 раза и более. Почему
более? Потому что паузы, во время которых происходит забывание материала, сокращаются.
Материал, записанный со спешкой, воспринимается как слишком быстрый, и работа
с ним утомляет. Материал, записанный неторопливо, неторопливым воспринимается и
на двойной скорости √ двойная скорость просто не замечается. Видимо, субъективная
скорость зависит не столько от реальной скорости, сколько от соотношений пауз и
проговоров, отрывистости речи и других аналогичных моментов.
Почему я со временем отказался от заучивания слов по такой системе? Потому, что
работа с карточками в двойной ротации оказалась эффективней.
Двойная ротация √ это когда карточки разбиты на 2 стопки (обе держатся в руке).
В одной стопке находится основная масса карточек, штук 200, к примеру. В другой
- штук десять. Эти десять и перебираются, пока какое-нибудь слово не выучивается.
Тогда это слово идет вниз большой стопки, а с верху этой стопки берется новая карточка
и переносится в малую┘ Теперь перебираются десять карточек, в которых на место заученной
карточке пришла новая. И так до тех пор, пока через заучивание в малой стопке вся
большая стопка не проходит.
Кстати, в режиме двойной ротации можно заучивать не только отдельные слова, но
и связные тексты┘ Надо только чуток позаботиться о том, чтобы порядок карточек не
сбивался.
Так вот, двойная ротация оказывается эффективней. Важно только транскрипцией
не злоупотреблять √ но это особая тема для разговора┘
Можно ли совместить заучивание во сне с двойной ротацией? Можно, но на надиктовку
уйдет как раз столько времени, сколько потребуется для заучивания. То есть, это
имеет смысл лишь в том случае, если надиктованным материалом пользуются много пользователей,
а не только тот, кто надиктовал. Или же, если ╚карточки╩ перебирает и читает вслух
компьютерная программа┘
Такие компьютерные программы мы, собственно, уже написали. Почти полный автомат.
Можно даже выписывать незнакомые слова из текста в автоматическом режиме┘ Загрузил
текст √ готов словарь. Загрузил словарь √ учишь себе во сне в режиме двойной ротации┘
Да, возможно это, хотя и звучит невероятно.
Но оставим заучивание слов. Просто слушание во сне радиопередач √ прекрасная
языковая практика. Не обязательно во сне √ в полудреме можно (и даже в бодрствовании).
Подходит тем, кто уже может читать без словаря, и понимает о чем идет речь, даже
при том, что незнакомые слова встречаются достаточно часто.
BBC транслируется 24 часа в сутки и все на английском. На другой частоте ВВС
часть времени транслируется на русском. NPR √ 24 часа в сутки американского английского┘
Передачи повторяются время от времени, постепенно заменяясь новыми - прямо двойная
ротация, оптимальный вариант для обучения. Всегда современно, интересно.
Качество приема должно быть хорошим. У меня стоит спутниковая тарелка. Телепередачи
я не смотрю, но радиопередачи слушаю. По ночам в наушниках.
Теперь появились новые коротковолновые цифровые приемники с очень высоким качеством
приема. Но они пока еще дороги. Скоро, однако, новое радио завоюет мир. Этот факт
- дополнительный мотив для освоения языков.
Во сне у меня сохраняется восприятие на уровне звуков, слов, словосочетаний,
предложений. Иногда английская речь встраивается в сновидения. Тогда снится человек,
говорящий на уверенном английском, и я чувствую, что вроде понимаю его, но, о чем
он говорит, понять не могу┘ То есть, полное понимание еще не присутствует. Когда
чувствую, что достаточно наслушался √ отключаю, не насилую свою психику.
Засыпается под радио хорошо. Для кого-то гипнопедия может быть средством от бессонницы.
Под радио многие и засыпают, но чаще всего под свое, под родное.
Чуток преувеличивая, скажем: чтобы освоить иностранный, нужно пропустить через
себя гигабайт ╚распознанного╩ текста (тысячу толстых книжек). Благо English - язык
динамичный, стремительный √ раза в два быстрее русского. Без слушания (аудирования)
не обойтись. Почему бы ни делать этого во сне?
И, конечно, не следует сводить процесс освоения языка к прослушиванию. Тексты
нужно и читать время от времени. Новая лексика, к примеру, усваивается именно в
процессе чтения. В процессе чтения мы можем выбрать собственный темп работы с материалом.
И тут важно не спешить┘
Даже человек, способный читать без словаря, сначала не понимает почти ничего
- только отдельные слова. Со временем ╚распознанные╩ слова начинают встречаться
все чаще и чаще. Потом распознаются отдельные предложения. Потом приходит понимание,
о чем идет речь. Потом полное понимание, с затрудненным еще запоминанием. Наконец,
полное понимание и запоминание┘
Анализатор работает сам собой. Кто понимает, уже не может произвольно отключить
понимание (этот трюк доступен только йогинам).
Способность анализатора не возникает вдруг. Развитие анализатора - процесс, требующий
времени. Он подобен процессу роста дерева, который можно замедлить, но можно ли
искусственно ускорить? Сколько времени требуется, чтобы тексты, понимаемые при чтении,
стали хорошо понимаемы и на слух? Быть может год┘ Пока не могу сказать определенно
по причине своего очень постепенного входа в гипнопедическую практику. Определенно
могу сказать, что гипнопедия работает.
Илья Шальнов
http://studynlp.narod.ru/english.html
shalnov@oss.ru
|