?:)

 Скорочтение,

!:)

память, диалектика 

Скорочтение | Рассылка | Автор

Проект

Первая стр.
 Скорочтение
CD
Программы
Простые тренинги
Мнемоника
Память

Почтовая рассылка

О рассылке
Архив рассылок

Статьи

25 кадр
Диалектика
НЛП
Иностранные
Русский

Другое

Воображение
ZIP
Больше, чем скорочтение

 

Гипнопедия Или Шальнова

Илья Шальнов:   Метод обучения во время сна известен c глубокой древности. Наши современники также пользуются им время от времени. В фильме ╚Большая перемена╩ Леднев (Леонов) во сне ╚записал на корочку╩ урок истории┘ Как сейчас помню: ╚В середине 19 века, Германия оставалась преимущественно аграрной страной┘╩ Записал Леонов на корочку не совсем то, метод был объявлен сомнительным, практиковать его не стали. И напрасно...

Лет двенадцать назад читал я Агату Кристи со словарем. Незнакомые слова выписывал в тетрадку. Потом надиктовывал их на магнитофон таким образом: слово на английском, его перевод, повтор на английском. Затем следующие слово-перевод-слово и так далее...

Потом свою запись я прослушивал по несколько раз. Обнаружилось, во-первых, что заучивать слова таким способом можно сотнями. Во-вторых, что состояние дремоты при прослушивании напрашивается само собой. Приятной дремоты, сродни той, что возникает при аутогенной тренировке.

Итак, можно дремать и слушать сквозь сон. Кому-то под музыку и радиопередачи спится даже лучше, чем под тишину. У тех же, у кого со сном все слишком хорошо, кто привычно с первых минут в сон проваливается, метод может по началу не пойти.

Это не правда, что во сне мы ничего не слышим. Мы все слышим, но мало чего осознаем - входящая информация анализируется бессознательно. Именно поэтому возможно пробуждение по условному сигналу, возможен гипноз, возможно обучение во сне. Возможен также и разговор со спящим, находящимся в осознанном сновидении √ но это уже о другом┘

С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности, в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт, потому человек может поддерживать контакт (раппорт) с окружающим миром. Сон со сторожевым пунктом будет частичным. Но дело в том, что всякий сон частичен, во всяком сне мозг работает, как работают сердце, легкие и другие органы, управляемые тем же мозгом.

Итак, простая работа, запоминание слов, к примеру, во время сна происходит сама собой, не требуя контроля со стороны сознания. При этом мы не только не устаем во время работы, но отдыхаем, высыпаемся... Неутомимость √ это не особенность обучения во сне. Это особенность правильного выполнения любой рутинной работы. Правильно организованная работа не утомляет, а приносит отдых. Во время сна труднее заниматься неправильно, то есть бороться против собственной природы, потому утомление во сне менее вероятно. Оно возможно, если человек все-таки берет с собой в сон неправильные подходы.

Хотя утомление не возникает, все же с какого-то момента, мы чувствуем, что с уроками достаточно. То же мы чувствуем и наяву при правильной работе (а при неправильной мы это чувствуем еще до начала работы). Возникает чувство заполненности информацией, которой надо дать время уложиться┘

Я работал с магнитофоном, умеющим копировать записи с двойной скоростью (и воспроизводить на двойной скорости, стало быть).

Слова, воспроизведенные с двойной скоростью, чуть труднее воспринимаются на слух, особенно первое время. Вообще же двойная скорость очень скоро перестает восприниматься, как двойная. Соответственно скорость заучивания возрастает в 2 раза и более. Почему более? Потому что паузы, во время которых происходит забывание материала, сокращаются.

Материал, записанный со спешкой, воспринимается как слишком быстрый, и работа с ним утомляет. Материал, записанный неторопливо, неторопливым воспринимается и на двойной скорости √ двойная скорость просто не замечается. Видимо, субъективная скорость зависит не столько от реальной скорости, сколько от соотношений пауз и проговоров, отрывистости речи и других аналогичных моментов.

Почему я со временем отказался от заучивания слов по такой системе? Потому, что работа с карточками в двойной ротации оказалась эффективней.

Двойная ротация √ это когда карточки разбиты на 2 стопки (обе держатся в руке). В одной стопке находится основная масса карточек, штук 200, к примеру. В другой - штук десять. Эти десять и перебираются, пока какое-нибудь слово не выучивается. Тогда это слово идет вниз большой стопки, а с верху этой стопки берется новая карточка и переносится в малую┘ Теперь перебираются десять карточек, в которых на место заученной карточке пришла новая. И так до тех пор, пока через заучивание в малой стопке вся большая стопка не проходит.

Кстати, в режиме двойной ротации можно заучивать не только отдельные слова, но и связные тексты┘ Надо только чуток позаботиться о том, чтобы порядок карточек не сбивался.

Так вот, двойная ротация оказывается эффективней. Важно только транскрипцией не злоупотреблять √ но это особая тема для разговора┘

Можно ли совместить заучивание во сне с двойной ротацией? Можно, но на надиктовку уйдет как раз столько времени, сколько потребуется для заучивания. То есть, это имеет смысл лишь в том случае, если надиктованным материалом пользуются много пользователей, а не только тот, кто надиктовал. Или же, если ╚карточки╩ перебирает и читает вслух компьютерная программа┘

Такие компьютерные программы мы, собственно, уже написали. Почти полный автомат. Можно даже выписывать незнакомые слова из текста в автоматическом режиме┘ Загрузил текст √ готов словарь. Загрузил словарь √ учишь себе во сне в режиме двойной ротации┘ Да, возможно это, хотя и звучит невероятно.

Но оставим заучивание слов. Просто слушание во сне радиопередач √ прекрасная языковая практика. Не обязательно во сне √ в полудреме можно (и даже в бодрствовании). Подходит тем, кто уже может читать без словаря, и понимает о чем идет речь, даже при том, что незнакомые слова встречаются достаточно часто.

BBC транслируется 24 часа в сутки и все на английском. На другой частоте ВВС часть времени транслируется на русском. NPR √ 24 часа в сутки американского английского┘

Передачи повторяются время от времени, постепенно заменяясь новыми - прямо двойная ротация, оптимальный вариант для обучения. Всегда современно, интересно.

Качество приема должно быть хорошим. У меня стоит спутниковая тарелка. Телепередачи я не смотрю, но радиопередачи слушаю. По ночам в наушниках.

Теперь появились новые коротковолновые цифровые приемники с очень высоким качеством приема. Но они пока еще дороги. Скоро, однако, новое радио завоюет мир. Этот факт - дополнительный мотив для освоения языков.

Во сне у меня сохраняется восприятие на уровне звуков, слов, словосочетаний, предложений. Иногда английская речь встраивается в сновидения. Тогда снится человек, говорящий на уверенном английском, и я чувствую, что вроде понимаю его, но, о чем он говорит, понять не могу┘ То есть, полное понимание еще не присутствует. Когда чувствую, что достаточно наслушался √ отключаю, не насилую свою психику.

Засыпается под радио хорошо. Для кого-то гипнопедия может быть средством от бессонницы. Под радио многие и засыпают, но чаще всего под свое, под родное.

Чуток преувеличивая, скажем: чтобы освоить иностранный, нужно пропустить через себя гигабайт ╚распознанного╩ текста (тысячу толстых книжек). Благо English - язык динамичный, стремительный √ раза в два быстрее русского. Без слушания (аудирования) не обойтись. Почему бы ни делать этого во сне?

И, конечно, не следует сводить процесс освоения языка к прослушиванию. Тексты нужно и читать время от времени. Новая лексика, к примеру, усваивается именно в процессе чтения. В процессе чтения мы можем выбрать собственный темп работы с материалом. И тут важно не спешить┘

Даже человек, способный читать без словаря, сначала не понимает почти ничего - только отдельные слова. Со временем ╚распознанные╩ слова начинают встречаться все чаще и чаще. Потом распознаются отдельные предложения. Потом приходит понимание, о чем идет речь. Потом полное понимание, с затрудненным еще запоминанием. Наконец, полное понимание и запоминание┘

Анализатор работает сам собой. Кто понимает, уже не может произвольно отключить понимание (этот трюк доступен только йогинам).

Способность анализатора не возникает вдруг. Развитие анализатора - процесс, требующий времени. Он подобен процессу роста дерева, который можно замедлить, но можно ли искусственно ускорить? Сколько времени требуется, чтобы тексты, понимаемые при чтении, стали хорошо понимаемы и на слух? Быть может год┘ Пока не могу сказать определенно по причине своего очень постепенного входа в гипнопедическую практику. Определенно могу сказать, что гипнопедия работает.

Илья Шальнов
http://studynlp.narod.ru/english.html
shalnov@oss.ru

Вживание в Иностранный язык

Сергей Михайлов:   Думаю, что описанный Ильей метод является простейшим способом вживания в язык. Илья перепробовал множество способов, и последний способ дал неожиданные всходы. Является ли он самым действенным? Может быть, для Ильи он стал последней каплей переполнившей стакан...

Сейчас, как мне кажется, я читаю и говорю на хорошем уровне. Правда, этому уровню есть простые объяснения. Во-первых, я занимался английским 25 лет (с 10 лет). Во-вторых, я компьютерщик, а следовательно должен уметь читать документацию на английском языке. В третьих, я никогда не упускал возможности поговорить с американцами (если доводилось, то переводил переговоры или был гидом для туристических групп). В-четвертых, мне повезло - я провел в Америке пару месяцев. Потом были еще пункты, когда жизнь меня заставила писать по-английски.

Из схожего с Ильей способа могу привести свой: каждый день читать статью с www.cnn.com . Уже через полгода ежедневных тренировок по 15 минут я стал ощущать, что почти свободно понимаю смысл без перевода на русский язык. Чем не гипноз, а? Однако, успех не был бы успехом, если бы не весь предыдущий опыт изучения языка и не периодическая сверка со словарем.

Хочу отметить, что я специально не учу (тренируюсь, изучаю, зубрю) английский язык. То есть фразу "я занимаюсь английским языком 25 лет буквально воспринимать не нужно". Есть возможность - использую. Я так же 25 лет учусь рисовать, 20 лет тренируюсь в программировании, 5 лет учусь писать книжки :).

Окопы в полый рост

ГО:   А вот у меня был такой случай в Германии... Я уже почти спросил у одной дамы "а Вы откуда приехали?" (у эмигрантов это означает "из какого города Вы в России?"), но как-то сдержался и вместо этого спросил "у Вас русский родной язык?". Выяснилось, что она урожденная немка, в России никогда не была, а русский выучила в немецком университете. И как выучила! Я спросил ее "а как Вас учили?". Мы в это время в машине ехали, она за рулем. Отвечает "все шесть лет учебы нас до одурения заставляли русские сказки нараспев читать", - при этом у нее выражение лица было такое страдальческое, что без слов было видно, как жестоко их заставляли. А выучила она русский безукоризненно, - всевозможные идиомы выдавала еще так!! Я принял ее за русскую эмигрантку...

ГО:   Уважаемые! Вопрос в одном, - что лучше, 25 лет по чуть-чуть или три месяца в полный рост? Если Вы выбираете второй вариант, тогда Вам иняз в самом деле нужен. А что значит "в полный рост"? Да это мне один мужик рассказывал, как он окопы рыл, когда я его спросил, как это ему удалось три войны пройти и живым остаться... Он сказал так, - "когда лейтенант говорил рыть окопы в полный рост, все рыли в полный рост, а когда лейтенант говорил рыть лежачие окопы, то я все равно рыл в полный рост, даже если грунт был голый камень". Так что, уважаемые, путь в иняз лежит только через "окопы в полный рост". И вопрос лишь в том, отроете Вы свой окоп в полный рост сейчас или через 10 лет? Саперную лопатку дать?

ГО:   Да, кстати! Недавно по технологии иняз-спорта одна женщина начала тренировать японский. Посмотрим, что получится.

Вся школьная математика - за 7 дней

ГО:   Сообщаю, что желающих получить "лист математического чистописания" оказалось 78. Из них 12 читателей включились в обсуждение вопроса по существу, а еще несколько прислали свои реплики. Все это я собрал и обработал в связный диалог, - с некоторыми из включившихся в работу мы успели перекинуться письмами несколько раз. Получилось чистого текста аж 21 Кб, что в рассылку, конечно, никак дать невозможно. Поэтому те, кому интересно участвовать в создании технологии, могут запросить у меня полный текст обсуждения, - на этот раз без подвохов, сразу вышлю.

ГО:   Структура технологии выглядит следующим образом. За 7 дней натренировываются необходимые и достаточные для понимания всей математики навыки, позволяющие:

  • владеть архитектурой формул
  • проводить доказательства (доказывать)
  • преобразовывать словесный текст в формульный (аналитический) и схемный (и обратно)
  • конструировать, трансформировать и измерять объекты

Никаких других навыков для полного владения математикой не требуется. За 7 дней эти навыки натренировываются до полного осознания и автоматизма. Тренировка происходит по специально подобранному временному графику со сменой видов тренировки каждые 10-15 минут.

Кстати! У читательницы Елены есть причина сделать "лист химического чистописания"... Она написала "у сына с химией проблемы, а я и сама ее в школе терпеть не могла, так что помочь обычными родительскими способами не могу". Другие читатели пишут о том, что они не видят никаких препятствий к тому, чтобы аналогичным образом сделать тренировки по другим школьным предметам.

Коллеги! Есть тут среди нас жители Донецка? Надо наработки В.Ф. Шаталова в дело подключать!! Он практически по всем предметам (а если не он, то его последователи) сделал такие листы. Торопиться нужно, пока Шаталов еще с нами. Книги его нужно собрать. Архивы сберечь. Если есть жители Донецка, то прошу откликнуться, чтобы наладить контакт и кооперацию с Шаталовым. Возможно, нас читают учителя, которые давно работают в своих предметах по технологии Шаталова? Откликнитесь!

У нас есть все необходимое для создания чудесных технологий обучения! Чтобы дети наши не мучались в школе так, как пришлось нам. Чтобы они могли радостно овладевать гораздо большим (в 5 раз) за гораздо меньшее (в 2 раза) время.

Подписаться на рассылки, в которых мы обсуждаем технологию "вся школьная математика - за 7 дней", можно здесь. Там же можно в разделе "легко учиться" пройти по ссылке "им в самый раз вся математика - за 7 дней" туда, где выложен лист математического чистописания и лекция к нему.

Напоследок. Если у кого-то есть желание делать также и другие курсы-предметы "за 7 дней", то буду рад кооперации.

 

Простые Секреты Скорочтения | Блог Сергея Михайлова | О Саморосте | Игры для девочек |

╘2002 - Serge Mikhailov