Обзор проекта развития памяти и
интуиции N 22
Содержание:
- Опыт талантливого читателя
- Как я учился мнемотехнике
- Программа для запоминания иностранных
слов (ссылка в Интернете)
- Искусство сломанных автоматов
- Письма с Востока
- Реклама
С большим удовольствием представляю вам письмо
талантливой читательницы, являющейся "живым
носителем" моей методики J. То, что методика
спонтанного овладения грамотностью и навыками
изучения иностранного языка, описанная в работах
специалистов по НЛП, имеет основу в естественных
моделях успешного обучения - показательно. Я
обращаюсь к тем людям, которые, как и Вера, уже
имеют богатый опыт эффективного взаимодействия
с информацией. Поделитесь своими наблюдениями и
навыками! Мы все будем вам очень благодарны!
Елена Шугалей
Меня зовут Вера Подшивалова, 45 лет, переводчик.
С большим интересом читаю вашу рассылку и
нахожу много полезного как для себя лично, так и
для детей. Поскольку всю жизнь читаю быстро, хочу
ответить на ваш призыв поделиться информацией.
Читать я начала с 4 лет и хорошо помню, как
осваивала процесс чтения. Поскольку это
происходило в те несколько месяцев, которые я
провела в другом городе у родственников, то эти
воспоминания достоверно датируются. Я отчетливо
помню, как читаю какой-то рассказ о птичках зимой
и при этом совершенно сознательно заставляю себя
не произносить слова "про себя". Я была тогда
абсолютно уверена, что так читают все взрослые:
просто смотрят на слово в целом, не прочитывая
его по буквам, и тут же понимают, что оно значит.
Кто мог мне сказать об этом? Интересно, что никто
из окружавших меня людей не читал быстро и вообще
об этом не задумывался, и я не помню, чтобы кто-то
обсуждал со мной подобные вопросы. Я просто
знала, была уверена, что нужно читать
"по-взрослому", и очень быстро освоила
скорость около 8 тыс. знаков в минуту. Это
впоследствии причиняло мне некоторые
неприятности √ родители, учителя и библиотекари
считали, что я просто смотрю картинки или
"глотаю" книги, не усваивая содержания.
Приходилось доказывать (и посейчас иногда
приходится). О методиках скорочтения я узнала уже
лет в 30 и была очень удивлена.
При чтении текста я скольжу глазами наискосок
абзаца или части страницы (может быть, и страниц в
целом, но когда отвлекаешься на анализ процесса
чтения, его скорость значительно падает √
вторжение сознания очень мешает). При этом
содержание текста входит как поток образов,
ярких, цветных картин √ личный видеофильм.
Однако одновременно воспринимаются и
фонетические качества текста √ рифмы,
стилистические особенности. Любая опечатка или
грамматическая неправильность производят
ощущение "спотыкания" и приходится на
мгновение замедлять чтение. Кстати, у меня так
называемая врожденная грамотность, всю жизнь
меня проверяют, и я сама себя часто проверяю по
словарям и справочникам, и убеждаюсь, что права
почти во всех спорных случаях. При этом я не помню
ни одного правила, а просто ощущаю какое-то
неудобство, почти физическое, когда встречаю
ошибку. Если же я сознательно сомневаюсь в
правильности слова или строения фразы, когда
пишу сама, то мне лучше это написать (а чаще
набрать на клавиатуре) √ пальцы "сами" дают
верный вариант. Но иногда могу не заметить
собственную опечатку, особенно если проверяю
текст сразу после написания.
При чтении я могу отвлекаться от текста на
любой период времени. Могу отложить недочитанный
текст и заняться другим, а иногда и его отложить и
взять третий √ и потом возвратиться к первому.
Это похоже на работу с компьютерными файлами √
вызвала, закрыла, опять вызвала. Поток образов
сразу восстанавливается и течет дальше. Довольно
часто перечитываю любимые книги, и при этом
всплывают эмоции и мысли, появлявшиеся при
предыдущем чтении (или даже нескольких чтениях).
В процессе чтения я погружаюсь в него настолько,
что могу не слышать, как ко мне обращаются,
игнорирую различные помехи √ музыку, телевизор и
т.п.
Есть еще один "режим" работы с текстами √
очень быстрый просмотр, поиск. При этом я
сознательно удерживаю внимание на том, что мне
нужно, будь то слово или понятие, и
"вылавливаю" это при одном взгляде на
страницу. Если поиск происходит в уже читанном
тексте, то просто вижу, где на странице находится
то, что мне нужно найти, и где примерно по толщине
книги расположена эта страница. Часто пальцы
автоматически открывают книгу там, где надо.
Как ясно из всего вышеизложенного, я интенсивно
пользуюсь подсознанием. Ему нужно просто не
мешать, не вторгаться сознанием в то, что оно
делает значительно лучше. Это относится и к
памяти. Меня с детства называют "ходячей
энциклопедией". Чаще всего я нахожу ответы на
всевозможные вопросы, а если никакой информации
не приходит, значит, я об этом никогда ничего не
читала и не слышала. Если было хоть что-то,
картинка-образ обязательно появится √ если
эмоции и сознательные усилия вспомнить не будут
мешать. Чаще всего, когда нужно "вызвать
данные", я формулирую вопрос и как бы
"выталкиваю" его из сознания, намеренно
отвлекаюсь от него √ и вскоре "всплывает"
ответ. Эмоции этому очень мешают. Если тема чем-то
мне неприятна, мне гораздо труднее работать с
информацией.
Все это для меня естественно и я никогда
сознательно не развивала и не тренировала эти
способности √ мне и так достаточно того, что
есть. Они были очень полезны при изучении
английского языка √ я не получила никакого
лингвистического образования, но владею языком
свободно, была аттестована как переводчик I
категории. Да практически язык я и не учила, а
осваивала. Но это уже другая тема.
Если есть вопросы √ отвечу.
С уважением и пожеланием успехов,
Vera Podshivalova
Р. Киплинг в рассказе ╚Ким╩ описал один из видов
тренировки зрительной памяти: старый учитель
Лурган Саиб готовил мальчика к Тайному служению,
в котором быстрое и ясное запоминание предметов
равносильно успеху, и, следовательно, жизни.
Старик вынул из ящика горсть драгоценностей,
украшений и т.д. и приказал Киму смотреть на них
сколько он желает, чтобы постараться потом
припомнить их. Тут же находился туземный мальчик,
некоторое время подготовлявшийся таким образом.
Ким нагнулся над столом и начал смотреть на
пятнадцать лежащих там драгоценностей. Он думал,
что это легко. Затем поднос закрыли и туземный
мальчик быстро записал то, что помнил. ╚Под
бумагой лежит пять синих камней, один большой,
один поменьше и три маленьких╩, поспешно сказал
Ким. ╚Затем там четыре зеленых камня, один из них
пробуравлен; прозрачный желтый камень и один,
похожий на чубук. Два красных камня и┘ и┘ - дайте
подумать!╩ Но дальше дело не шло. ╚Послушай мой
ответ, - сказал маленький туземец, - там находятся
два надтреснутых сапфира, весящие четыре и два
карата, насколько я могу судить.
Четырех каратовый сапфир заострен. Затем
туркестанская бирюза, испещренная зелеными
жилками, с двумя надписями, одна √ золотом,
означает имя Бога, а другая вокруг камня стерта,
так как он вынут из старого кольца. Вот пять синих
камней; затем идут четыре блестящих изумруда,
один просверлен в двух местах, а другой покрыт
небольшой резьбой!╩. ╚Их вес?╩ √ спокойно спросил
Лурган Саиб. ╚Три, пять, пять и четыре карата.
Кусок зеленоватого старого янтаря и дешевый
обломок европейского топаза. Один бирманский
рубин весом в пять каратов, без изъяна;
шарообразный попорченный рубин в два карата.
Резная слоновая кость из Китая, изображающая
крысу, сосущую яйцо. И, наконец┘, кристальный шар
величиной с боб, вделанный в золото╩. Ким
почувствовал себя очень униженным
превосходством маленького туземца. ╚Как ты это
сделал?╩ √ спросил он. ╚Делал то же самое
несколько раз, пока не добился превосходного
результата╩.
Попробуйте и вы проделать подобное упражнение.
Кравченко Олег
Ссылки в Интернете - калибровка
субмодальностей
Программа VRS 1.01 rus предназначена для развития
навыков калибровки визуальных субмодальностей и
для улучшения визуальной памяти. http://nlp.da.ru
http://www.geocities.com/CapeCanaveral/Lab/4406/vrs101r.zip
прислал martynov@crppsun.epfl.ch
Andrei Martynov
5-ый кадр http://www.wplus.net/pp/mrdoors/25th/
Программа для запоминания иностранных слов,
основанная на эффекте 25-го кадра. ;
Книга Дж. Гибсона "Экологический подход к
зрительному восприятию":http://dll.botik.ru/libr/cit/gibcont.ru.html
Александр Шишкин, студент
Мнемотехника (или мнемоника) происходит от
греческого mnemonika - искусство запоминания - и
означает совокупность приемов и способов,
облегчающих запоминание и увеличивающих объем
памяти путем образования искусственных
ассоциаций.
(Из энциклопедического словаря)
Вы можете запомнить за один прием 300 слов? Или 100
двузначных цифр? Я тоже не умел этого делать. И
научился на курсах мнемотехники. Кто-то скажет:
ну и зачем это нужно √ столько слов или цифр┘ А
вспомните школу или институт √ даты по истории,
имена, формулы, горы учебников, экзамены, зачеты.
Приемы запоминание те же самые, что и для слов или
цифр.
Оказалось, что любые виды запоминаемых
сведений состоят из <кирпичиков √ элементов
информации, и эти элементы-кирпичики
повторяются. На часто встречаемые <кирпичики
заранее заучиваются зрительные картинки. Такие
картинки гораздо быстрее и надежнее фиксируются
в памяти. Этот метод называется методом образных
кодов.
Например, на запоминание телефонного номера с
помощью образных кодов чисел достаточно 5 - 10
секунд. При этом нет необходимости многократно
смотреть на запоминаемый телефон. Он фиксируется
в памяти с первого раза.
Техника запоминания иностранных слов ничем не
отличается от техники запоминания телефонных
номеров. Вы представляете образ запоминаемого
слова, а потом в своем воображении с помощью
мыслительной операции: Соединение образов
прикрепляете к основному образы другие образы,
которые обозначают его произношение.
Мнемотехника основана на визуальном мышлении.
У нас в голове существует экран, на котором, как
на компьютере, можно превращать запоминаемые
сведения в яркие зрительные образы.
Преподаватель курсов сравнивал такой процесс
запоминания с записью голограммы √
отпечатывается сразу вся информация, со всех
сторон.
Для того, чтоб освоить эти методы, пришлось
потрудиться. Курс мнемотехники в Школе
Рационального Чтения сложный, но эффективный.
Кто хочет научиться приемам мнемотехники √
обязательно научится.
Текст предоставлен Наталией Харлашиной (Школа
Рационального Чтения)
Тренинг на развитие воображение
(Искусство сломанных автоматов)
Когда я был студентом и жил в общаге, один мой
приятель который работал по ночам на заводе, (где
под большим давлением и при большой температуре,
из пластмассы ╚давили ╩ детские игрушки). Однажды
он принес мне целый мешок совершенно непонятных
вещиц. Время от времени станки ломались и
начинали давить через все щели такие вот
замечательные ╚скульптурки╩.Мы разместили их на
стенах, под каждой из них прикрепив красивую
табличку, с не менее загадочным названием, ( с
указанием техники исполнения √ Испорченный
станок, авторства- ФИО моего приятеля, и кому
принадлежит √ Из коллекции такого-то). Успех был
колоссальный. Благо, с фантазией и юмором у всех
было хорошо. А я с тех пор стал очень внимательным
к подобным шуткам станков и природы. Потому что
пришлось признать, что самые лучшие фантазеры не
о двух ногах и двух руках.
Обращали ли Вы внимание на старые,
крученные-перекрученные, ржавые кусочки
проволоки, валяющиеся у нас под ногами на улицах,
стройках и во дворах домов которые пошли под
слом? Попадаются такие шедевры, которым мог бы
позавидовать Матисс и Пикассо.
Попробуйте взять такой проволочный рисунок,
положить его на белый лист, а еще лучше сделать
для него хорошую раму.
Многие не верят в то, это всего лишь цепь
случайных обстоятельств, и что будь они чуть-чуть
повнимательнее, они бы смогли "нарисовать"
такой графики на целую коллекцию.
Так, что полностью разделяю Ваше (Сергея
Михайлова) помешательство на примитивных
рисунках.
Vadim Coopershtein
Адрес проекта http://citycat.ru/iq/
|