Как запоминать при чтении
Сергей Михайлов: Все, что не используется, забудется. Все,
что не интересно, не останется в памяти.
Используемый навык работает на автомате. Например, я печатаю слепым методом печати
и не задумываюсь над тем, какая буква где на клавиатуре находится. Помню ли я, -
в широком понимании этого слова, - клавиатуру?
Григорий Громыко: Если понимать "кто такой я?" так, как это
понимаю я, тогда ответ сугубо положительный. Для меня это не "пустая болтовня",
так как именно тем же местом, которым я помню клавиатуру, я помню и иностранную
речь в результате иняз-тренировок.
Сергей Михайлов говорит, что все, что не используется, забедется. Да, но неиспользуемый
навык езды на велосипеде никогда не забывается. Забываются знания, но не навыки.
Сергей Михайлов: Откажитесь от вопроса "как запомнить?". Лучше
перед чтением подумайте над ╚что я буду делать, когда забуду?╩. Я всегда задаюсь
этим вопросом перед чтением. Придумываю, как я смогу вспомнить то, что я прочитал,
в каких условиях. Если это электронный документ, то как этот документ назвать и
в какую папку сохранить.
Один из способов запоминания √ переработка. Например, читайте не просто так,
а выбирайте меткие фразы или собирайте факты для Интернет проекта.
Григорий Громыко: Еще один способ "переработки", - прочитали
книгу? Сразу запишите название и свои впечатления о ней в амбарную книгу. Не пробовали?
Хммм... Сделав так с несколькими книгами, Вы будете сильно удивлены результатами.
Но важно записать именно в специально заведенную для этого, прочную и большую, с
твердой обложкой амбарную книгу, - без выполнения этого условия эффект не гарантирую.
Никонов Владимир: Чтобы запоминать информацию, нужно понимать,
как устроена наша мышление. Теорий работы памяти есть много, но мне ближе всего
теория Владимира Козаренко. Рекомендую прочитать ее. Осмыслив предложенную теорию,
вы поймете, как нужно запоминать при чтении.
Иголкина Инна: Есть такой великолепный способ запоминания
- раскадровка. Ее использовал Уолт Дисней, когда создавал свои мультфильмы. Этот
способ мы многократно испытывали на курсах по изучению английского языка, у большинства
людей он работает великолепно.
Допустим Вы читаете сказку "Три поросенка". Ее можно представить в виде трех
картин: 1) три поросенка на полянке (без крыши над головой), 2) три домика и 3)
итоговая сцена с волком. К этим картинкам можно добавить еще две-три других ключевых
сцены. Обязательно представьте себе последнюю картинку истории - триумф поросят.
Как показывает практика, освоив эту простую технику, люди могут удерживать в
памяти и легко воспроизводить в разговоре что угодно - презентацию, деловые сюжеты
и т.д.
Есть еще один похожий вариант запоминания. Известный ученый Лурия исследовал
Шерешевского, обладающего феноменальными способностями к запоминанию. Шерешевский
использовал очень простую технику: представлял себе улицу, которую знал до мельчайших
подробностей, и мысленно расставлял вдоль нее то, что хотел запомнить.
Как вывести новый сорт сои
Сергей Михайлов: Когда-то давно довелось мне быть в институте
сои, что находится недалеко от Хабаровска. Селекционер рассказал, как он выводит
новые сорта. Урожай загружаете в специальную камеру и облучается радиацией. Потом
материал высаживается. Потом собирается. Семена сортируют. Например, черные семена
в одну сторону - круглые в другую. Потом материал заново облучается. Потом высаживается.
Таким образом был выведен сорт Черная Кобра, который был назван в честь жены селекционера.
Какое отношение это имеет к теме рассылки? Ответ прост - экспериментируйте.
Скорочтение и скоропечатанье
Максим Чуркин: Скоропечатание
(с точки зрения чтения) - осмысленное произношение (ну или фокусирование внимания)
на каждом символе, пусть это даже происходит неосознанно, но на каждую буковку мозгом
посылается нервный импульс в соответствующий палец (и даже не один √ а множество
импульсов, но не буду вдаваться в подробности того, чего я (а может быть и не только
я) точно не знаю).
Скорочтение √ осмысление, поглощение, переваривание и пр. информации. Т.е. главная
цель - понять то, что до тебя хотят донести, сделать из этого вывод, выработать
к этому свое аргументированное отношение (это я называю ╚пропустить через себя╩).
Задача скоропечатания √ видеть буквы, скорочтения √ смысл. Таким образом, скоропечатание
вредит скорочтению┘
Я обратил внимание на стойкую тенденцию: если я тренирую скоропечатание √ то
падает скорость чтения, но┘ также обратил внимание на то, что если тренируешь скорочтение
√ то со скоропечатанием нет никаких проблем, только главное, - занять свой мозг
чем-нибудь еще во время печатания. И еще более важное √ ни в коем случае не смотреть
на то, что ты печатаешь √ так уж получилось, что глаза во многих делах являются
помехой. Еесли кто-то пытался учиться играть на гитаре или связывался с работой,
которая требует слухового напряжения √ те меня поймут. Глаза тут лишние. Может быть,
именно по этому многие инженеры по звуку, музыканты и т.д. носят солнцезащитные
очки √ это не от крутости, это от того, что им мешают глаза.
Но как же поступить, когда хочется все и сразу? Т.е. охота научиться быстро читать
и быстро печатать? Лично я пришел к следующим выводам:
-
практиковать скоропечатание и скорочтение нужно в разное время, поскольку
медленное чтение при печати может просто раздражать, равно как и ╚ловля╩ себя
на том, что ты перебираешь буквы при чтении.
-
печатать то, что не интересно (по крайней мере на тренингах) иначе невольно
начинаешь пытаться осознать то, что ты печатаешь √ а осознание в этом деле просто
мешает. Нужно добиваться недумающего, механического печатания. Если вдруг решено
убивать двух зайцев одновременно "печатать и скорочитать", то лучше от этой
затеи отказаться сразу. Необходимо поставить четкую грань между тренингом по
печатанию и чтением.
-
тупо печатать надо перед сном √ состояние ╚почти на автопилоте╩ основательно
помогает, и главное в таком состоянии лучше прорабатывается бессознательное
печатание и, как я это называю ╚связка глаз-пальцы╩, без посредника мозга.
-
мотивация!!! Если при чтении позывающим фактором является интерес ╚а что
же дальше?╩, или ╚прочту это и сяду за это╩, ╚сдам экзамен╩, ╚буду умным╩ и
т.д. то при печатании мотивация в самом процессе лично для меня была невозможна┘
Что-то типа ╚ох как я сейчас здорово потрачу час за интереснейшим занятием √
печатанием╩ меня вдохновляло почти так же, как анекдотичное объявление: ╚требуется
бригада грузчиков для интересной работы╩. Лично для меня большим фактором стало
то, что скоропечатанием увлекся мой коллега √ тут уже появился дух соревнований
и мотив "стать первым". Кстати у меня есть желание дойти до 500 символов в минуту
при ошибках 2%.
-
надо настроить в себе некий переключатель между чтением во время скоропечатания
и чтением во время чтения┘ По-настоящему возникает большущая проблема, когда
ты садишься просто почитать и ловишь себя на мысли, что ты перебираешь буквы.
Как ни странно √ для меня это было и есть самым большим препятствием. Если его
полностью удастся преодолеть, то тогда можно будет свернуть горы (я еще эту
проблему для себя лично не решил √ переключаюсь достаточно долго через чертыхания
и саморугань).
-
во время освоения скорочтения придется избавиться от чудесной и в то же время
пагубной для скорочтения привычки √ читать стихи. Быстро их читать невозможно,
а медленно √ опять же нервы┘ Может быть, надо принять перед их чтением успокоительное?
Не знаю √ не пробовал, однако, бывает такое состояние, когда перестаешь понимать,
зачем нужны поэты и зачем одновременно нужны красота в словах и в смысле? Конечно
грустное рассуждение √ но это суровая правда жизни, ведь там, где есть движение
к прогрессу, есть и обязательно-принудительное движение к вершине чего-то непостижимого┘
Уж так сложилось, что если решишь ты заняться делом, то тебя обязательно будут
возвышать до уровня безделия и будут говорить что ЭТО очень важно. Вспомните
требования кандидатского минимума по философии, когда учишься в аспирантуре
на техническом факультете┘ Но это все философия, Аля софистика┘ и поэтому будем
выше этого и просто проглотим это неудобство (медленное чтение стихов) как пилюлю.
Но еще раз честно признаюсь √ стихи стал читать значительно реже, но в этом
есть и плюс √ теперь я читаю стихи не все подряд и не те, которые модно, а те,
которые мне нравятся. И читаю их что называется по настоящему. Вслух. С выражением.
Не скрою √ иногда с мурашками по телу и чуть ли не со слезой.
-
прибегнуть к совету Сергея Михайлова┘ Действительно надо прекратить готовиться
к чему-то. Овладевать быстропечатанием или скорочтением не для того, чтобы потом
это пригодилось, а в процессе освоения чего-то. Попутно. Лично у меня сложился
тромб в голове - я учился всему для того, чтобы подготовить себя для чего-то
того, что я буду делать в будущем┘ Замечательнейшая ситуация, когда начинает
захватывать сам процесс изучения. Т.е. начинаешь учиться не для того, чтобы
что-то познать, а для того, чтобы учиться. Я знаком с одной девушкой, она 6
лет занимается английским языком. Занимается серьезно, штудирует книги, готовит
домашнее задание (не в пример мне √ я его делал (к сожалению и делаю √ не далее
чем вчера) всегда на светофорах, когда ехал на урок), но у нее есть цель учить
язык┘ Заметьте не знать язык √ а именно учить. Вот эту цель она и эксплуатирует
на протяжении всех этих 6 лет┘ Она, видимо, готовит себя к какой то высшей цели,
но по-английски не может и двух слов связать. Сказать по правде, именно анализ
технологии самообучения моей знакомой и позволил мне сделать вывод, который
я указал в начале 7 пункта.
И еще √ когда мы говорим о выборочном чтении, чтении в режиме сканирования и
т.д. √ все это частности скорочтения. К сожалению, глупость нашего образовательного
процесса не всегда позволяет школьникам овладевать скорочтением с детства. Увы,
даже просто чтением некоторые не обладают. Одна моя знакомая готовилась к поступлению
в университет. Представьте себе мое замешательство, когда она пришла ко мне с просьбой
помочь ей подготовиться к экзамену по истории. Оказывается она просто была не в
состоянии воспринимать прочитанный текст. Моя помощь заключалась в том, что я читал
текст и своими словами ей его пересказывал. Вспомните эти бесконечные проверки техник
чтения. Моя дочь начала читать совершенно бестолково √ т.е. быстро и без выражения,
но зато начала получать пятерки. Кому нужны такие оценки? Если уж решил почитать
вслух, то будь добр √ с чувством, с толком и расстановкой. А 120 слов в минуту √
это уже много┘ Это - не красиво. Кстати, еще одна школьная глупость √ школьник не
усвоил прочитанный текст до конца, и преподаватель требует прочитать его снова.
Ни в коем случае такого делать нельзя! Лично я даю ребенку дополнительное время
на то, чтобы он нашел ответ на интересующий меня вопрос.
Максим Чуркин
Никонов Владимир: Странно, у меня на форуме как раз обсуждается
противоположная тема:
"Скорочтение
без скорописи - недостижимая мечта...". Автор рассказывает о системе скоростной
записи -
фоностенографии и утверждает, что пока мы ее не освоим, быстро читать не научимся.
Мое мнение насчет этой системы: во-первых, я уже давно не пишу от руки и считаю,
что письмо от руки устарело. Во-вторых, я так ничего и не понял пока в предложенной
системе. Может у вас получится. Надеюсь к следующему выпуску рассылки связаться
с автором и узнать о системе подробнее.
Скоростная печать никак не вредит скорости чтения. Наоборот, ее ускоряет.
Чтобы научиться печатать вслепую мне нужно было 3 недели по 15 минут в день.
Григорий Громыко: Что составляет примерно 5 часов? Это время
довольно точно совпадает с моими "за 4 часа можно научиться неплохо набирать"!
Никонов Владимир: Знакомая девушка освоила слепую печать за
1! день, правда, она музыкант, но все же - один день!
Читать про слепую печать - пустая трата времени. Представьте себе рассылку, которая
называлась бы "Как научиться ездить на велосипеде". В ней бы рассказывалось
об истории велосипеда, принципах его работы, видах велосипедов, как садиться на
велосипед, как крутить педали и т.п. В рассылку бы писали люди и рассказывали о
том, как они учились ездить на велосипеде, спрашивали, обсуждали...
Доминик О Брайнен, чемпион турниров по памяти, сказал: "В том, что я делаю,
нет никаких трюков - нет специальных эффектов. Я, всего лишь, однажды сел и решил
"я начинаю тренировать свою мышление".
Григорий Громыко: В прошлой рассылке я предложил выслать каждому
желающему инструкцию, как тренировать слепой набор. Запросили более ста человек.
Многие из них сразу стали тренироваться и кое-кто даже прислал мне свои впечатления
и первые результаты.
Все эти отзывы я сложил в один файл и могу желающим выслать, чтобы не засорять
рассылку "инструкциями по обучению езде на велосипеде"...
В целом можно сказать, что большинство тех, кто тренируется набору вслепую по
моей инструкции, тренируются в день по 15-20 минут. Некоторые делают это просто
на работе, набирая прямо то, что нужно по работе, - тогда получается по часу или
даже по два в день. Программисты начали набирать программы вслепую. Люди тренируют
не только русский, но украинский и другие иностранные языки.
Читатель Саша Р. отметил, что "накрывашка со схемой - сильная вещь, - получается
разрыв между тем, что видишь, и тем, что ощущаешь. Вроде знаешь, где клавиша, а
искать ее должен только моторной памятью!".
Тамара из Павлодара посетовала, что накрывашка неудобна при работе с ноутбуком,
- пришлось срочно сделать другую
конструкцию накрывашки.
Многие отмечают, что "прямо с текста" тренировать слепой набор заметно эффективнее,
чем на тренажерах, так как нет психологического давления. Кроме того, тренировка
"по отдельным буквам" не соответствует тому, что нужно получить в результате. А
в результате нужно уметь набирать связный текст! Поэтому лучше сразу этот навык
тренировать. Помните, что стало с сороконожкой, когда она задумалась, как это она
ухитряется управлять всеми своими ногами?
Скорочтение и Библия
Подписчик: ... И вопрос не в том, чтобы научиться быстро читать
и читать все подряд. Один из самых мудрых людей на земле, израильский царь Соломон,
сказал:
"А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца
не будет, и много читать - утомительно для тела". (Екклесиаст 12:12)
Это не означает, что Соломон призывал меньше читать, поскольку сам был хорошо
обучен и сведущ в книгах Священного Писания.
Представьте, если бы кто-то в наследство получил огромную библиотеку. Причем,
четко понимая, что даже если читать методом скорочтения - не хватит жизни, чтобы
ознакомиться со всеми книгами. Тогда как поступить? Мудрый Соломон побуждал нас
быть избирательными в отношении того, что читать. А для этого, конечно же, нужно
расставить жизненные приоритеты и цели, иначе действительно, как написал один из
ваших читателей, замкнешься на одной коммерции. А это скучно. Впрочем, эта тема
выходит за рамки обсуждения этой рассылки. С уважением Павел.
Григорий Громыко: Я, конечно, не царь Соломон, но добавлю
к сказанному об избирательном чтении. Приходится учитывать "небольшую" разницу в
количестве написанного во времена Соломона и теперь, - никакая расстановка приоритетов
и целей не поможет. Все равно останется еще такая гора "самых нужных книг", что
если даже всю жизнь только читать и ничего больше не делать, то не прочитать.
У меня как-то сама собою сложилась избирательная система. Она очень простая и
невиданно эффективная. Например, я прихожу в гости и вижу шкафы, шкафы, шкафы с
книгами. И по хозяевам определяю, что в шкафах "не абы что". Тогда я просто прошу
"дайте что-нибудь почитать?". Обычно отвечают "да посмотрите сами"... Вот! Тут я
уже приготовился включить мою систему. Говорю "я полагаюсь на Ваш вкус, что из этого
сыграло в Вашей жизни какую-то запоминающуюся роль? Вот то и дайте мне".
В результате я получаю супер концентрат из жизни данного человека. Вот его я
и читаю. И уже давно. У меня у самого есть одна полка "золотого фонда", - их я сам
читаю и перечитываю. Несколько из них и сейчас лежат передо мною... Книжки лежат
на полке прямо перед глазами. Лежат горизонтально, так что я могу читать названия,
- без единого исключения все они получены по системе "что сыграло в Вашей жизни
запоминающуюся роль?"...
Триз-курс - бесплатно!
Григорий Громыко: Мои коллеги-тризовцы просили сообщить Вам
о курсе обучения тризу, - теории решения изобретательских задач. Кто не знает, что
такое триз, того посылаю в... Ну, каждый знает, куда теперь обычно посылают!
Курс - дистанционный. От себя хочу добавить, что курс настраиваемый под практические
задачи и условия жизни обучаемого, как в смысле содержания, так и в смысле продолжительности.
Стоимость курса - весьма заметная.
В рекламных целях я договорился с коллегами о "награде", -
один курс для нас с Вами - бесплатно. Если желающих
получить этот курс объявится "больше одного", тогда будем думать, как быть...
Кстати сказать, задачи, решаемые триз-методами, давным-давно вышли за пределы
технической области, - с помощью тех же методов я с успехом решаю самые разные задачи
жизни. Очень полезная штука!
Думаю, что владение тризом сегодня является такой же "элементарной грамотностью",
как навык набора вслепую на клавиатуре
компьютера.
Надеюсь, что Вы еще помните нашу лотерею книги
"ИНО СТРАННАЯ РЕЧЬ. САМО УЧИТЕЛЬ"?
Тогда мы совершенно честно разыграли 163 номера. Счастливчик Виталий получил книгу
и... Вот! Ни за что не догадаетесь, что "и"!!? Через месяц он бросил курить! Виталий
сообщил, что подтолкнули его к этому и помогли ему в этом трудном шаге иняз-тренировки...
Надо же!? Кто бы мог подумать!!?
Так что давайте будем с технологиями и процессами обращаться внимательно и бережно.
Успехов!
|