?:)

 Скорочтение,

!:)

память, диалектика 

Скорочтение | Рассылка | Автор

Проект

Первая стр.
 Скорочтение
CD
Программы
Простые тренинги
Мнемоника
Память

Почтовая рассылка

О рассылке
Архив рассылок

Статьи

25 кадр
Диалектика
НЛП
Иностранные
Русский

Другое

Воображение
ZIP
Больше, чем скорочтение

 

Скорочтение, Быстрое Чтение

Моя первая статья о скорочтении, о быстром чтении шла как дополнение к Суперчиталке - моей компьютерной программе-быстрочиталке. Тогда я стремился к тем же целям, к которым стремится большинство быстрочитателей, но делал это несколько иначе. Статья была опубликована в журнале Абитуриент. С тех пор прошло много времени, и потому много чего хотелось бы уточнить.

Чаще всего на курсах быстрого чтения учат не столько быстрому чтению, сколько амбициям, понтам. После курсов обычно читают не лучше, а хуже - спешат. Спешка - чрезвычайно вредная привычка. Так и меня на курсах быстрого чтения попортили. Я начал спешить, как и все.

Но потом мое чтение сильно улучшилось. Почему? Потому что я много писал и занимался иностранными языками по новой технологии. И, соответственно, пришло понимание, что реально работает, что нет.

Все, что ты можешь делать медленно, ты можешь делать и быстро. Читать быстро можно и художественные тексты, и делать это очень хорошо.

Итак, пойдем по-порядку...

1) Читаем без регрессий

Это ценный навык. Но заметим, не для того, чтобы применять абсолютно везде.

2) Подавляем артикуляцию?

Мысленное проговаривание может быть очень быстрым, его надо отличать от слабой артикуляции, которая связана с движением связок и едва ли может быть очень быстрой.

Артикуляция также не мешает, но даже помогает, если существует прямое понимание, то есть, если ты можешь говорить одно, а читать другое. Не подавление артикуляции требуется, а развитие способности воспринимать параллельный аудио-поток или мысленный поток.

Кстати, для освоения этого навыка совсем не обязательно во время чтения стучать, как дятел, как этому учат на курсах. Есть и другие, куда более естественные способы. Но я об этом уже писал.

Нужно учиться также сверхбыстрой артикуляции. Это важно. Нужно также учиться не монотонной, но артистической речи. Интонирование связано с эмоциональностью, что является существеннейшей частью нашего мышления и памяти. Нужно работать над голосом - записывать себя и слушать со стороны.

3) Используем периферийное зрение?

Тут важно тренировать скорее мозг, чем сетчатку. Тренировка сетчатки - это вообще очень сомнительное занятие. Для тренировки мозга следует учиться мыслить печатными словами. Сначала - параллельно внутреннему проговариванию печатать или писать слова. Потом без внутреннего проговаривания. Так мы проясняем ум и поэтому проясняем зрение.

4) Пробегаем несущественное?

Нет ничего несущественного в тексте. Чтение - это общение с автором. Общение на равных, а не одностороннее потребление истин от интеллектуально превосходящего существа. На равных или с позиции сверху. Все "лишнее" в кавычках рассказывает о психологии автора, помогает нам его понять, почувствовать, начать наше с ним двустороннее взаимодействие. Если автор пишет много ненужного, то такого автора лучше вообще не читать.

5) Информацию раскладываем по полочкам (интегральный алгоритм)?

Не выдумываем алгоритм, не заимствуем чужой алгоритм. Чтение - это часть общения с людьми. Общение с людьми - это часть твоего общения с реальностью. Спроси себя, как ты общаешься с реальностью, с каких позиций, и с тех позиций читай. Возможные позиции: Практик. Скептик. Дурень. Мисинтерпретатор. Доработчик. Любовник. Пересказчик. Кинорежиссер. Стратег в борьбе добра и зла. И так далее.

Сначала читаем, потом продумываем. Не раскладываем текст, а смотрим на него на весь, но с разных позиций. И именно в процессе продумывания происходит запоминание материала навсегда. Но продумывание - это не просто запоминание - это подготовка к сражению или к работе, "к труду и обороне", как говорилось раньше, ну и к атаке, естественно.

6) Запоминание

Чтение - это не только чтение. Собственно чтение - это только первая часть общения. Будешь хорошо запоминать, если будешь сам писать. Продумывай дискуссию, отвечай, спорь, и все будет запоминаться.

Не будет запоминаться только то, что тебе никогда не понадобится. Память не понимает слов "это важно", мышление хочет знать, в какой ситуации это тебе пригодится. И, если предположительная ситуация эмоциональна, значит материал для памяти "важен". Запоминание - это продумывание, где и как применить.

Учись вспоминать. Особенно полезно это при внутреннем диалоге на иностранном языке. Научись ходить в свое прошлое. Рассказывай себе или мысленному собеседнику о своих воспоминаниях. Описывай настоящее. Описывай будущее - не планы на будущее, но то, каким будущее будет, в какой реальности ты окажешься. Тут подключаются и эмоциональность, и мышление.

7) Угадывание

Как раз угадыванию нет смысла учиться - надо учиться считыванию, сканированию. Угадывание основывается на считывании. Считывание осваивается в быстром чтении вслух. Оно осваивается при изучении языков с предсказуемым чтением. К примеру, английский или иврит - это не лучшие варианты, так как чтение часто непредсказуемо. Куда лучше - эсперанто, французский или, скажем, немецкий. Именно считывание, дешифровка текста, перевод видео в аудио - это очень ценная практика, даже если смысл не всегда улавливается.

8) Убрать ненужную работу

Об этом на курсах обычно не говорят, но это очень важно. Напряжение мышц лица и другие всевозможные усилия в момент запоминания - это самая непутевая, самая малоосознанная и, увы, самая популярная мнемотехника, от которой надо отказаться в первую очередь.

Запомнить - означает правильно забыть: так, чтобы потом не искать забытое в напряжениях и ассоциациях, которых бесконечно много. Найти проще в пустоте, которая одна. Запоминая, надо не повторять бесконечно, но произвольно забывать на время.

Не стоит привносить искусственные ассоциации. Не стоит стараться как можно дольше удерживать в уме образ, тем более, несколько образов. Не стоит стараться делать этот образ ярким. Другое дело - самостоятельные путешествия в мир образов, в мир собственного кино.

9) Другие практики

Слепая печать и просто быстрое письмо - ценные практики. Только делать это надо правильно, иначе пойдет во вред.

Построение внутренних и внешних монологов, чтобы были интересными, артистическими - тоже очень ценная практика.

Освоение иностранных языков ценная практика. Собственно, осваивая иностранные языки, ты осваиваешь и свой родной язык. При этом ты осваиваешь и эффективное чтение, и быстрое чтение.

Резюме

Быстрое чтение не дается само по себе в процессе отдельной практики. Оно приходит к тем, кто ведет творческую жизнь, общается всеми возможными способами с другими и с собой, и в процессе этого общения развивает все стороны своего ума, своей души.

 

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы!

Шальнов Илья Вячеславович
http://shalnov.ru/
http://my-programs.ru/
studynlp@narod.ru

 

Простые Секреты Скорочтения | Блог Сергея Михайлова | О Саморосте | Игры для девочек |

╘2002 - Serge Mikhailov