Скорочтение, память, интеллект N82
- Английский язык
- Планировать или не планировать (рекомендую прочесть!)
- Где найти видеокассеты
Упражнение на освоение навыков скорочтения
В качестве упражнения на развитие навыков скорочтения я приведу упражнение, год
назад услышанное от Елены Шугалей во время ее тренингов в г. Владивостоке:
1. Просмотрите статью (ни в коем случае не читайте!!!).
2. Подумайте, о чем идет речь в статье.
3. Просмотрите статью еще раз. Подумайте, какие новые вещи Вы заметили на этот раз.
4. Просматривайте статью до тех пор, пока Ваше сознание не перестанет выявлять новые
интересные факты.
Название рассылки перестало отражать ее суть
Мне кажется, что название рассылки перестало отражать ее суть. Рассылка существует
уже более года и за это время претерпела значительные изменения. В прошедших 80-ти
выпусках рассылки обсуждались следующие темы:
скорочтение, развитие воображения,
чем занять себя в общественном транспорте, сокращение сна, изучение английского
языка, психология, планирование деятельности, развитие памяти, как систематизировать
информацию на персональном компьютере, упражнения на развитие четкости речи, продажа
самого себя, лекарственные средства развития памяти, 25-й кадр и обучение, обзоры
обучающего программного обеспечения, методы принятия нестандартных решений, самовнушение
и жизненный успех, Web by mail, ТРИЗ, мозговой
штурм, как организовать свой бизнес,
интегральная система обучения, как развивать пространственное
воображение, об управлении рассылкой на Городских
Котах...
Я хотел бы переименовать рассылку. Пока, мне в голову приходят следующие названия:
САМОРОСТ (от американского Self Growth) и "Проект развития интеллектуальных возможножностей
человека".
Может быть, подкинете идеи по поводу названия рассылки?
Кстати, хочу поблагодарить Магомеда Магомедова за лучший девиз рассылки ("Трудное
-- на раз, невозможное -- на два").
Сергей Михайлов
Английский язык
Несколько месяцев назад меня очень интересовала проблема: "Выучить английский
за короткий срок". Вот и решил я отправиться в путешествие по Интернету в поисках
чего-то стоящего. Пересмотрел, перепробовал уйму программ, перечитал множество сайтов
на русском, английском языках. Должен сказать, что русский Интернет еще не
очень развит по данной тематике в отличие от английского, что очень печально,
так как английским языком в России владеют не так уж и много людей. После 2-х или
3-х недель поисков я нашел, что хотел. Мне очень понравилась программа SUPERMEMO
>http://www.supermemo.com/, которая основана
на том, что компьютер анализирует состояние Вашего мозга, способность воспринимать
и вспоминать информацию. Все знают, что на протяжении нескольких дней намного легче
выучить что-либо, чем за день или за два. Как раз это и является основой программы
-- сначала Вы учите что-либо, например англо-русский словарь, и компьютер анализирует
Вашу успеваемость в усвоении информации. Для каждого элемента ведется своя статистика
-- сложность, количество повторений и т.д. После этого Supermemo вычисляет оптимальную
дату следующего повторения. Выходит, что за короткое время. По Supermemo учусь больше
3-х месяцев. В среднем у меня уходило 20-25 минут каждый день, и за этот довольно
короткий срок я выучил около 4-х тысяч слов. Я уже составил словарь, который состоит
из более чем 6000 слов.
Второй способ изучения английского языка -- Language Bridge. Он основывается
на повторении за диктором с отставанием на 1-2 слова. В Интернете есть сайт, но
точно не помню адрес -- в библиотеке Мошкова есть ссылка. Должен признаться, что
способ ОЧЕНЬ эффективный. За короткое время я очень быстро улучшил свои способности
разговаривать на английском языке. Я считаю, что для наработки навыков разговора
это наилучший метод, а имею я довольно большой опыт самостоятельного изучения языка.
GALAXY galaxy@svitonline.com
Портал английского языка
Портал предлагает полную подборку материалов (более 500 Мб), необходимых изучающим
английский язык: игры и программы (бесплатный download); аудиокурсы (mp3); более
1500 словарей, тезаурусов и глоссариев; кроссворды; учебные пособия; литература
для чтения, переводы по 1500 словарям одновременно (сверхмощная поисковая машина),
справочники по грамматике и лексике, электронные версии лучших учебников, авторские
разработки методистов нашей школы, пособия для самостоятельной работы, on-line тесты,
подборки ссылок на образовательные ресурсы Интернета. Библиотека образовательной
литературы -- особенно высока популярность раздела "Юмористические рассказы", позволяющего
совмещать развлекательное чтение с увеличением лексического запаса.
Дистанционное бесплатное обучение английскому языку через Интернет с последующей
сдачей экзамена и получением диплома. Занятия ведут преподаватели школы английского
языка Complex Systems in Education на основе разработок Школы английского языка.
При желании Вы можете присоединиться к 13000 подписчиков рассылки "Английский
язык от Complex Systems" и еженедельно получать по почте самые свежие новости, полезные
советы и рекомендации по изучению английского языка.
http://subscribe.ru/stat/education.lang.complexsystems/
http://www.complexsystems.net
Планировать или не планировать
Вспомнился мой опыт. Он длился около двух лет. С тех пор уже прошло лет семь-восемь,
но привычка, само воспитанная в то время, продолжает работать "на автомате". Дело
было так. Как всегда, случайно мне в руки попала какая-то книжка типа "как стать
счастливым и богатым". Конечно, она была переводная с американского. Конечно, в
ней все было весело описано. И там была система планирования, которую я в тот же
день взял себе и начал использовать. В моем ежедневнике и сегодня приклеен бумажный
карманчик, в котором лежат эти листочки. Но теперь я заглядываю в них раз в три-четыре
месяца, больше из любопытства. А планирую все "устно", почти мгновенно -- в силу
натренированной привычки. Теперь по сути.
Я взял пять четвертушек листа А4. Положил их горизонтально, чтобы строчки для
записи не были слишком короткими. Взял красный фломастер и вверху на первом листочке
написал "ВАЖНЫЕ И СРОЧНЫЕ". На втором -- "ВАЖНЫЕ", на третьем -- "СРОЧНЫЕ", на четвертом
-- "ДАЮЩИЕ МНЕ ЗАНЯТИЕ" и на последнем, пятом, -- "ПУСТАЯ ТРАТА ВРЕМЕНИ". После
этого я взял голову в руки, подумал и за полчаса разбросал все текущие дела -- от
обилия которых голова просто шла кругом! -- по этим листочкам.
Конечно, хотелось почти все дела всунуть в первый листочек...:-) Да оно так и
получилось -- он был переполнен... Уже позже, с опытом такого планирования, возникла
способность "на нюх" определять, в какой листочек падает то или иное набежавшее
на меня дело. Именно эта способность
и позволяет мне теперь делать эту процедуру без листочка и почти мгновенно.
Работа с листочками очень простая. Как только выдается кусочек свободного времени,
я беру листочки в руки и начинаю читать самый первый -- про важные и срочные. Прочитав
один пункт, я спрашиваю себя: "Могу ли я вот теперь -- в этот имеющийся кусочек
времени -- это делать? Есть ли у меня сейчас все, что для этого нужно?" Если оба
ответа "да", то дальше я уже не читаю. Я просто принимаюсь за
дело!
Какие эффекты я наблюдал? Ну, перво-наперво, конечно, пришлось дела перетаскивать
из одного листочка в другой. Навыка ведь не было, чтобы точно "взвешивать" дела.
Для этого маленькие листочки были очень удобны -- новый написал, а старый выбросил...
Конечно, доставляло мне большое удовольствие сделанное дело заштриховать. Для этого
я держал всегда под рукой огрызок цветного карандаша -- заштриховал, а прочитать
всегда можно. Маркер в этом смысле хуже -- он быстро высыхает, надо покупать новый,
а того же самого цвета, к которому привык, порой не находится. Словом, мне карандаш
был удобнее, да и цвет у него не так режет глаз. Еще один "эффект" был такой: иногда
из любопытства я все же заглядывал в пятый листочек -- "а что же это такое я туда
записал?". Сначала все казалось, что вот еще чуть-чуть -- и я доберусь до них. Потом
я начал понимать, что даже до третьего листочка почти никогда очередь не доходит.
А еще позже я убедился, что даже на второй листочек (при "правильном" планировании)
заходишь нечасто. Вот такие результаты у меня были.
С тех пор я многих людей, которые мне жаловались на "хроническую нехватку времени",
научил этому нехитрому планированию. Я говорил им примерно так в ответ: "Так. Присядем
(молча брал два листа А4, разрывал их на четвертинки, доставал красный фломастер,
клал перед коллегой пять четвертушек). Напиши на этом сверху "важные и срочные"...
После надписи на последнем лесточке я помогал ему раскидать часть его дел. Объяснял,
как нужно "читать" листочки. Через несколько дней я, конечно, спрашивал, как оно
там происходит, -- в первые дни лица были просто растерянные...
Соведущий рассылки "Парное обучение"
Григорий Олегович gromyko@myokay.net
Насчет планирования -- это хорошая штука, когда планируешь для себя или для подчиненных
на короткий срок (оперативное планирование). Отвратительно -- когда начальство планирует
для тебя, особенно без тебя. Мне еще не попадался начальник, который лояльно относился
бы к срыву планов по объективным причинам :(. Если учесть сколько времени уходит
на составление, обоснование и согласование плана, а также на написание отчета по
нему. А если план сорвется в пункте, от которого, скажем, зависят остальные? Чаще
всего после этого наступает новая фаза согласований и т.д. И все это время конкретное
дело "конкретно" простаивает. Кроме того, планы на длительный срок должны составляться
на основе долгосрочного прогноза, а это дело у нас слишком смахивает на метеорологию
;).
IMHO, если человек понимает, что план -- это только прикидка будущих действий,
не требующая неукоснительного выполнения, то пусть планирует на здоровье, если нет
-- лучше уж действовать как Zanuda.
Best regards,
UstASmailto:ustas@male.ru
Допустим, у Вас уже есть еженедельный план. Теперь Вы должны распланировать каждую
неделю по дням и часам. Лучше всего это делать в какой-то определенный день (например,
в воскресенье) на неделю вперед. Как и при планировании долгосрочных дел, Вы должны
внести в план строго обязательные дела (типа работы, учебы, времени на дорогу) и
установить для всех дел сроки их выполнения. При этом учитывайте время суток, в
которое у Вас максимальная работоспособность (для каждого человека оно свое), и
выделяйте его для самостоятельных занятий. И помните: лучше заниматься каждый день
по часу, чем один раз в неделю, но целый день. Начинать занятия следует с более
трудных предметов, оставляя более легкие на конец занятий.
Занятия, по-моему, надо еще разделять по степени важности и начинать выполнение
с самых важных, поскольку тогда в случае незапланированного перерыва или обрыва
работ потери будут минимальны.
Владимир Белов
Vladimir Below <vbelow@SPM.DE
Я считаю, что планировать надо. Только как это делать? Я все свои дела планирую.
Я все планирую, в том числе и свою жизнь, и свои доходы. Я не использую для этого
бумагу или что-то еще, чтобы записать. В бумагах я теряюсь и делаю дела не в порядке
их важности, а в том порядке, в котором они написаны. Бумаги отнимают очень много
времени и места. Я использую свою память. Чем больше от нее требуешь, тем больше
она дает. На бумаге иногда все-таки пишу дела, которые надо сделать, но это для
того, чтобы заглянуть туда, когда будет момент, когда я сделаю запланированное и
дальше не буду знать, что делать. Просто переключиться сложно, если не знаешь, куда
можно переключиться. Бумага просто напоминает, какие вообще есть дела, а не в каком
порядке их делать.
Многим людям очень сложно планировать свою деятельность и сказать хотя бы примерную
дату, когда они выполнят задание. Мой руководитель обычно устанавливает срок сам,
но с очень большим запасом. Человек понимает, что руководитель дал ему в несколько
раз больше времени, чем требуется на выполнение данной задачи, и тогда уже ему легче
выбрать реальный срок.
Я думаю, что люди просто боятся первыми установить срок, потому что у начальника
может быть представление, что эту задачу надо выполнить за более короткий срок.Я
перенял этот опыт, и теперь между мной и подчиненными обычно происходит подобный
диалог:
- Нужно сделать вот это. Четыре недели тебе хватит?
- Да и двух хватит.
- Хорошо.
Получается, что, с одной стороны, человек показывает начальнику, что он может
работать лучше, чем о нем думает начальник, а с другой стороны, сам ставит себе
срок, по истечении которого начальник может потребовать окончания выполнения задачи.
Владимир Александрович Алексеев
ava@nts.hippo.ru
Где найти обучающие видеокассеты
В каждом городе есть местная теле станция, работавшая еще в "пиратские" времена.
Раньше транслировались фильмы с "левым" переводом с характерным прононсом. Так вот,
наверняка на телестанции остались архивы фильмов, записанных в полупрофессиональном
стандарте S-VHS. Одна из особенностей этого формата -- две звуковые дорожки: HI-FI
и Normal. Обычно перевод записывался на Normal, а на HI-FI оставалась родная озвучка.
Договоритесь с телевизионщиками, чтобы они переписали Вам с S-VHS на бытовой стандарт
VHS, и наслаждайтесь старыми фильмами с оригинальным звуком.
Вадим Кононов,
kononov@mail.ru
Я занимаюсь на бесплатных курсах английского. Преподаватель у меня -- фанат своего
дела. Она говорит, что фильмы с субтитрами вредны, т.к. у человека зрительное восприятие
намного лучше слухового и Вы всегда будете читать и не будете слушать.
Лично я считаю, что фильмы с субтитрами -- вещь хорошая, т.к. актеры не дикторы
и некоторые вещи произносят неправильно, и эти слова трудно понять. Лучше всего
без титров, но если очень хочется, то титры должны быть на том же языке, что и речь
в фильме. Ни в коем случае не на русском. Чтобы хорошо знать язык, надо его понимать,
а не знать перевод. Мозг не может запомнить слова -- он может запомнить понятия.
Владимир Александрович Алексеев
ava@nts.hippo.ru
Аудиокассеты
В западном обществе широко используются курсы обучения, записанные на аудиокассеты.
Так, например, я читал, что Билл Гейтс проходил физику по аудио курсам физики Фейнмана.
Представляете, Вы едете в автобусе (в автомобиле) и слушаете курс по психологии
или курс по менеджменту. Вместо того чтобы слушать рекламу или музыку, постепенно
запоминаете термины и определения.
Может быть, Вам, уважаемый читатель известны фирмы, которые выпускают аудиокассеты
с курсами физики, психологии, менеджмента, бухгалтерского учета? Интересуют только
кассеты обще учебной неязыковой направленности.
Сергей Михайов
Адрес проекта citycat.ru/iq/