Опыт скорочитателя
С большим удовольствием представляю вам письмо талантливой читательницы, являющейся
;живым носителем; моей методики То, что методика спонтанного овладения грамотностью
и навыками изучения иностранного языка, описанная в работах специалистов по НЛП,
имеет основу в естественных моделях успешного обучения - показательно. Я обращаюсь
к тем людям, которые, как и Вера, уже имеют богатый опыт эффективного взаимодействия
с информацией. Поделитесь своими наблюдениями и навыками! Мы все будем вам очень
благодарны!
Меня зовут Вера Подшивалова, 45 лет, переводчик.
С большим интересом читаю вашу рассылку и нахожу много полезного как для себя
лично, так и для детей. Поскольку всю жизнь читаю быстро, хочу ответить на ваш призыв
поделиться информацией.
Читать я начала с 4 лет и хорошо помню, как осваивала процесс чтения. Поскольку
это происходило в те несколько месяцев, которые я провела в другом городе у родственников,
то эти воспоминания достоверно датируются. Я отчетливо помню, как читаю какой-то
рассказ о птичках зимой и при этом совершенно сознательно заставляю себя не произносить
слова ;про себя;. Я была тогда абсолютно уверена, что так читают все взрослые: просто
смотрят на слово в целом, не прочитывая его по буквам, и тут же понимают, что оно
значит. Кто мог мне сказать об этом? Интересно, что никто из окружавших меня людей
не читал быстро и вообще об этом не задумывался, и я не помню, чтобы кто-то обсуждал
со мной подобные вопросы. Я просто знала, была уверена, что нужно читать ;по-взрослому;,
и очень быстро освоила скорость около 8 тыс. знаков в минуту. Это впоследствии причиняло
мне некоторые неприятности √ родители, учителя и библиотекари считали, что я просто
смотрю картинки или ;глотаю; книги, не усваивая содержания. Приходилось доказывать
(и посейчас иногда приходится). О методиках скорочтения я узнала уже лет в 30 и
была очень удивлена.
При чтении текста я скольжу глазами наискосок абзаца или части страницы (может
быть, и страниц в целом, но когда отвлекаешься на анализ процесса чтения, его скорость
значительно падает √ вторжение сознания очень мешает). При этом содержание текста
входит как поток образов, ярких, цветных картин √ личный видеофильм. Однако одновременно
воспринимаются и фонетические качества текста √ рифмы, стилистические особенности.
Любая опечатка или грамматическая неправильность производят ощущение ;спотыкания;
и приходится на мгновение замедлять чтение. Кстати, у меня так называемая врожденная
грамотность, всю жизнь меня проверяют, и я сама себя часто проверяю по словарям
и справочникам, и убеждаюсь, что права почти во всех спорных случаях. При этом я
не помню ни одного правила, а просто ощущаю какое-то неудобство, почти физическое,
когда встречаю ошибку. Если же я сознательно сомневаюсь в правильности слова или
строения фразы, когда пишу сама, то мне лучше это написать (а чаще набрать на клавиатуре)
√ пальцы ;сами; дают верный вариант. Но иногда могу не заметить собственную опечатку,
особенно если проверяю текст сразу после написания.
При чтении я могу отвлекаться от текста на любой период времени. Могу отложить
недочитанный текст и заняться другим, а иногда и его отложить и взять третий √ и
потом возвратиться к первому. Это похоже на работу с компьютерными файлами √ вызвала,
закрыла, опять вызвала. Поток образов сразу восстанавливается и течет дальше. Довольно
часто перечитываю любимые книги, и при этом всплывают эмоции и мысли, появлявшиеся
при предыдущем чтении (или даже нескольких чтениях). В процессе чтения я погружаюсь
в него настолько, что могу не слышать, как ко мне обращаются, игнорирую различные
помехи √ музыку, телевизор и т.п.
Есть еще один ;режим; работы с текстами √ очень быстрый просмотр, поиск. При
этом я сознательно удерживаю внимание на том, что мне нужно, будь то слово или понятие,
и ;вылавливаю; это при одном взгляде на страницу. Если поиск происходит в уже читанном
тексте, то просто вижу, где на странице находится то, что мне нужно найти, и где
примерно по толщине книги расположена эта страница. Часто пальцы автоматически открывают
книгу там, где надо.
Как ясно из всего вышеизложенного, я интенсивно пользуюсь подсознанием. Ему нужно
просто не мешать, не вторгаться сознанием в то, что оно делает значительно лучше.
Это относится и к памяти. Меня с детства называют ;ходячей энциклопедией;. Чаще
всего я нахожу ответы на всевозможные вопросы, а если никакой информации не приходит,
значит, я об этом никогда ничего не читала и не слышала. Если было хоть что-то,
картинка-образ обязательно появится √ если эмоции и сознательные усилия вспомнить
не будут мешать. Чаще всего, когда нужно ;вызвать данные;, я формулирую вопрос и
как бы ;выталкиваю; его из сознания, намеренно отвлекаюсь от него √ и вскоре ;всплывает;
ответ. Эмоции этому очень мешают. Если тема чем-то мне неприятна, мне гораздо труднее
работать с информацией.
Все это для меня естественно и я никогда сознательно не развивала и не тренировала
эти способности √ мне и так достаточно того, что есть. Они были очень полезны при
изучении английского языка √ я не получила никакого лингвистического образования,
но владею языком свободно, была аттестована как переводчик I категории. Да практически
язык я и не учила, а осваивала. Но это уже другая тема.
Если есть вопросы √ отвечу.
С уважением и пожеланием успехов,
Vera Podshivalova
|