Методики
развития памяти и скорочтения
Выпуск 14
5555 подписчиков
-
Объявления
и письма подписчиков.
-
Упражнение
на развитие памяти (учите стихи).
Уважаемые
подписчики вы имеете уникальную
возможность получить пробу пера на
страницах этой рассылки.
Возможных
тем для статей множество: методики
запоминания иностранных слов, образное
содержание китайских иероглифов, ваш опыт
обучения скорочтению, упражнения на
тренировку ума, адреса Интернет.
Пусть
вас не смущает отсутствие опыта в написании
статей. Не имеете возможности написать
статью - тогда изложите свое мнение. Я,
например программист, впервые взявшийся за
перо два года назад. Умение склеивать слова
пришло не сразу. Я безуспешно штурмовал
проблему, потом оставлял ее и,
возвратившись к проблеме через месяц, с
удивлением замечал необходимые навыки для
решения проблемы. Этот метод я взял на
вооружение в программировании,
журналистике, изучении английского языка.
Начните
штурм сегодня, потом возвратитесь через
месяц и пожните плоды.
СКОРОЧТЕНИЕ:
НЕОБХОДИМЫЕ И ДОСТАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ
Каждый массив
информации требует своей скорости чтения,
своей стратегии в соответствии с
субъективным опытом воспринимающего
информацию - оптимальная скорость
обработки должна совпадать со скоростью
мышления.
Навыки
"вертикального чтения, подавления
артикуляции, выделения ключевых слов,
развития периферического зрения", о
которых мы все слышали, являются
необходимыми, но не достаточными условиями
динамического чтения. Необходимо
сформировать не только базовые
физиологические стратегии быстрого чтения,
восприятия, запоминания, но и когнитивные
стратегии управления этими процессами.
Приобрести не только инструменты для
улучшения индивидуальной динамики, но и
способ оценки их соответствия
воспринимаемой информации и гибкость в
применении. Впечатляющих результатов
достигают только те, кто смог перевести
свои навыки на новый уровень осознанности.
В
моей методике я придерживаюсь следующей
стратегия овладения навыками
динамического чтения:
-
формирование
физиологических навыков,
-
обучение
эффективным стратегиям чтения,
-
восприятия
и запоминания (невозможно говорить о
быстром чтении, если нет стратегий быстрого
восприятия, концентрации внимания и не
расширен объем оперативной памяти),
-
формирование
навыков автоматического поиска и
взаимодействия с информацией,
-
стратегии
оценки и выделения смысловых уровней и
блоков информации.
Выделение
ключевых слов соответсвует только
начальному уровню обучения работы со
смысловой структурой текста. Аналогично
переходу от чтения словами к чтению блоками
скорость восприятия качественно
улучшается при переходе к работе со
смысловыми структурами. Умение вычленять
эту логическую структуру (или
эмоциональный сценарий) и укрупнять
смысловые единицы воспринимаемой
информации, соотносить их с целями чтения
является основой личной динамики.
Следующий
этап - формирование строго индивиндуальной
стратегии динамичного взаимодействия с
информацией (я не разделяю отдельно "чтение",
"восприятие", "запоминание", "обдумывание",
поскольку это составляющие целостного
процесса). Этот этап наиболее важен,
поскольку обусловлен системой личных
ограничений, начиная с физиологии и
заканчивая убеждениями, ценностями.
Успешные на определенном этапе стратегии
("Читай медленно, внимательно!" "Вслух!"
"Повтори!" "Перечитай заново, вслух и
медленно!"), часто автоматически
переносятся в другие контексты без учета их
соответствия. Недостаток осознанности
компенсируется системой ограничивающих
убеждений.
Работа
с динамикой восприятия - это работа с
личными ограничениями, поддерживаемыми
системой убеждений, сформировавшейся как
целесообразный, позитивный навык в
процессе учебы. Не бороться, а
утилизировать навыки и стратегии,
расширять их диапазон, подбирать их в
соответствии с контекстом, целями, проявляя
при этом гибкость, сформировать
метастратегию (стратегию выбора стратегии)
- единственный способ перехода на новый
уровень динамики обучения.
Еще
один аспект работы над собой - это
осознанное управление субъективными
состояниями. Состояние эффективного
восприятия информации (например, чтения со
скоростью выше 1000 слов в минуту с полным
осознанием смысла прочитанного и
возможностью его воспроизведения)
полярно состоянию "мечтательного"
чтения со скоростью 120 слов в минуту.
Необходимо уметь калибровать (отслеживать
и характеризовать по определенным
параметрам) свои состояния и спонтанно
генерировать ресурсные для данного вида
деятельности. Условием такой спонтанности
становится только богатый личный опыт
осознанного самовосприятия.
Условное
разделение процесса чтения и процесса
мышления существует только в наших головах:-).
"Мозг работает быстрее, чем мы думаем",
говорил Бендлер, хочется добавить: "А
наше сознание - медленнее, чем нам кажется".
Я
заметила, что интенсивные тренинги,
сравнительно небольшие по времени (3-5 дней),
с последующим переходом на следующую
ступень, представляющую собой такой же
краткосрочный тренинг, но уже большей
интенсивности, дают впечатляющий эффект по
сравнению с продолжительным курсом (2,5
месяца) еженедельных занятий. Они как бы
предоставляют эталон эффективного
внутреннего поведения, включают общие
ресурсные состояния повышенной
восприимчивости к информации, которые
затем генерируются спонтанно. И что крайне
важно: доставляют много положительных
интеллектуальных эмоций. Нам всем нравится
испытывать состояние интеллектуальной
силы, легкости, мгновенной восприимчивости,
"расширения сознания" и управления.
Это незабываемый ресурсный опыт.
Для
тех, кому интересно будет узнать более
подробно об особенностях моей методики, о
ее связи с НЛП (нейро-лингвистическое
программирование), могут обратиться к
материалам конференции "Многомерный мир:
НЛП методология и моделирование" - к
моему докладу "Перспективы применения
методологии НЛП к моделированию процессов
динамического обучения ":
Шугалей Елена Викторовна, директор отдела
динамического обучения Центра современных
психотехнологий (г. С-Петербург, Дом ученых
в Лесном). Материалы конференции "Многомерный
мир: НЛП методология и моделирование" http://www.nlp.ru/rus/win/articles/art-edu.php3
Рада
буду и лично ответить на вопросы всех
желающих, рассмотреть предложения о
сотрудничестве, предоставить информацию о
курсах и тренингах, просто обменяться
мнениями. : viktor@robotek.ru
УПРАВЛЕНИЕ
ИНФОРМАЦИЕЙ (в том числе и о себе самом)
РАВНО УПРАВЛЕНИЮ СИТУАЦИЕЙ!
УСПЕХОВ
В ЭТОМ ВСЕМ НАМ!!! ВСЕМ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ!!!
Елена
viktor@robotek.ru
Объявления
и отзывы подписчиков
Видел в продаже медицинский препарат под
названием "Ноотропил".
В инструкции написано, что он ускоряет (улучшает)
мыслительную деятельность. Что удивительно,
у него практически нет противопоказаний.
Оказывается, есть целая серия
подобных препаратов, так называемые
ноотропные средства. Английский термин (применительно
к напиткам) - smart
drinks.
Хотелось бы узнатть объективное мнение
специалистов относительно этой группы
препаратов.
От:
Andrey Ivolgin <kool@paloma.spbu.ru>
Отзыв
на страничку с описанием мнемонического
тренинга (тренинг пока не готов в виде
программы для распространения).
Вы
не интересные ассоциации придумываете для
чисел. Очень уж вы скромны. Самвел Гарибян
не стесняясь перевел все на члены, гавно,
секс, мат, юмор. Вот это да. А вы
все скромничаете все чего-то боитесь.
Ваши образы не интересны и не зажигательны
для памяти. Ну что такое пай? Привет,
скромняги.
Юрий
Николаев <kkkk@mail.ru>
Скорочтение
упражнения для достижения скорочтения
По поводу скорочтения процесс охватывания
всей строчки называется зрением зеленой
точки, был он предложен очень давно и
заключается в том, что каждый день по 10
минут предлагалось смотреть на лист А4 с
зеленой точкой в центре. При этом смотрящий
должен быть расслаблен и сосредоточиться
только на дежащем перед ним листом бумаги.
Есть
одно интересное упражнение, которое
позволяет избавиться от артикуляции. Смысл
состоит в том, что человеческий мозг при
простейшем чтении (проговаривании про себя)
пропускает через себя речевую информацию.
Для избавления от нее недавно вычитал
упражнение: Во время чтения взять ручку и
тупым ее концом выбивать определенный такт(см
ниже). Такт подобран таким образом, что он не
может быть совместим с русской речью. Важно
чтобы сам читающию выбивал его. Первые
минуты очень сложно таким образом читать,
но постепенно чтение убыстряется, а
внутренний голос затухает. Через 1-3 часа
можно столкнуться с таким фактом, что
читатель не может вспомнить все
прочитанное. Это походит через несколько
часов непрерывного чтения подобным образом.
Всего же для полного пропадание
артикуляции требуется (как написано в книге)
около 20-ти часов чтения подобным образом,
хотя, все зависит от читающего. Теперь такт:
(извиняюсь за безграмотность в музыкальном
деле, но по другому не могу) 1 2-3 4-5 6 7 8 т.е. раз,
раз-раз, раз-раз, раз раз раз. (при этом
разница между 1 и 2 примерно 0,5 с, а между 2 и 3
0,05 с. Таким же образом и дальнейшее
простукивание) Вот и все высказанное по
ентому поводу. До скорого
Пислал Wallas
Origin
baikaldeаpth@irtx.com
Примечание.
На страничке www.edisoft.ru/iq/metronom.htm
вы найдете простую программу -
метороном, используюя которую вы сможете
разучить ритм для подавления артикуляции.
Презентация программы планируется в одном
из ближайших выпусков.
Методики
доктора Бейтса
Ничего не слышал о применени метода Бейтса
для скорочтения, но некоторое время назад
пытался улучшить свое зрение (я очкарик) по
книге данного доктора. Первый и последний
раз, когда я клюнул на "метод-панацею".
Зрение , каким было таким и осталось.
По
поводу быстрочтения сказать не могу - не
тестировал.
прислал Вадим Якунчиков
Учите стихи для развития
памяти
Предлагаю
упражнение на преодоление косноязычия и
развитие памяти.
Требоваться,
всего лишь, выучить первую главу "Евгения
Онегина".
Кроме
памяти вы преобретете некоторые побочные
качества, например, вы будете поражать
своей начитаностью окружающих. Представьте,
каков будет эффект, если вы к месту скажете:
Мы
все учились по немногу
Чему - нибуть и как нибуть;
Так воспитаньем, слава богу,
У нас не мудрено блеснуть.
Упражнение взято со странички сайта "Учитесь говорить публично" Владимира Владимировича Шахиджаняна. http://1001.vdv.ru/books/speak/0015.htm
Настоятельно
рекомендую посетить этот сайт и начать
выполнять рекомендуемые им упражнения для
равития "пробивной способности" и
развития навыков влияния на других людей.
"Евгения
Онегина" в электронном виде можно найти в
Интернете. Я находил при помощи www.rambler.ru
по ключевым словам "Пушкин Евгений
Онегин"
Сергей
Михайлов
http://www.ballarat.edu.au/intermind/memory.htm
Прислал
Кравченко Олег
Хорошая
ссылка на английский сайт Денниса Дойля по
скорочтению:
Прислала
Шугалей Елена
Адреса
и творческий коллектив рассылки
Адрес
проекта http://www.citycat.ru/iq/
Архив обзоров http://www.citycat.ru/iq/obzor.html
Сергей Михайлов - Компьютерные тренинги и
редакция рассылки (программист
бухгалтерских и торговых систем) http://www.citycat.ru/iq/program.html
mik@mail.kht.ru
Елена Шугалей - Динамическое обучение и
НЛП (психолог) http://www.citycat.ru/iq/nlp.html
viktor@robotek.ru
Олег Кравченко - Тренинг на неделю (Преподаватель
иностранного языка) http://www.citycat.ru/iq/week.html
mailto:hanyf@public.hr.hl.cn