Обзор проекта развития памяти и интуиции

Выпуск 22
7000 подписчиков

Содержание

- Опыт талантливого читателя
- Как я учился мнемотехнике
- Программа для запоминания иностранных слов (ссылка в интернете)
- Искусство сломаных автоматов
- Письма с Востока
- Реклама

Опыт талантливого читателя

С большим удовольствием представляю вам письмо талантливой читательницы, являющейся "живым носителем" моей методики J. То, что методика спонтанного овладения грамотностью и навыками изучения иностранного языка, описанная в работах специалистов по НЛП, имеет основу в естественных моделях успешного обучения - показательно. Я обращаюсь к тем людям, которые, как и Вера, уже имеют богатый опыт эффективного взаимодействия с информацией. Поделитесь своими наблюдениями и навыками! Мы все будем вам очень благодарны!

Елена

 

Меня зовут Вера Подшивалова, 45 лет, переводчик.

С большим интересом читаю вашу рассылку и нахожу много полезного как для себя лично, так и для детей. Поскольку всю жизнь читаю быстро, хочу ответить на ваш призыв поделиться информацией.

Читать я начала с 4 лет и хорошо помню, как осваивала процесс чтения. Поскольку это происходило в те несколько месяцев, которые я провела в другом городе у родственников, то эти воспоминания достоверно датируются. Я отчетливо помню, как читаю какой-то рассказ о птичках зимой и при этом совершенно сознательно заставляю себя не произносить слова "про себя". Я была тогда абсолютно уверена, что так читают все взрослые: просто смотрят на слово в целом, не прочитывая его по буквам, и тут же понимают, что оно значит. Кто мог мне сказать об этом? Интересно, что никто из окружавших меня людей не читал быстро и вообще об этом не задумывался, и я не помню, чтобы кто-то обсуждал со мной подобные вопросы. Я просто знала, была уверена, что нужно читать "по-взрослому", и очень быстро освоила скорость около 8 тыс. знаков в минуту. Это впоследствии причиняло мне некоторые неприятности – родители, учителя и библиотекари считали, что я просто смотрю картинки или "глотаю" книги, не усваивая содержания. Приходилось доказывать (и посейчас иногда приходится). О методиках скорочтения я узнала уже лет в 30 и была очень удивлена.

При чтении текста я скольжу глазами наискосок абзаца или части страницы (может быть, и страниц в целом, но когда отвлекаешься на анализ процесса чтения, его скорость значительно падает – вторжение сознания очень мешает). При этом содержание текста входит как поток образов, ярких, цветных картин – личный видеофильм. Однако одновременно воспринимаются и фонетические качества текста – рифмы, стилистические особенности. Любая опечатка или грамматическая неправильность производят ощущение "спотыкания" и приходится на мгновение замедлять чтение. Кстати, у меня так называемая врожденная грамотность, всю жизнь меня проверяют, и я сама себя часто проверяю по словарям и справочникам, и убеждаюсь, что права почти во всех спорных случаях. При этом я не помню ни одного правила, а просто ощущаю какое-то неудобство, почти физическое, когда встречаю ошибку. Если же я сознательно сомневаюсь в правильности слова или строения фразы, когда пишу сама, то мне лучше это написать (а чаще набрать на клавиатуре) – пальцы "сами" дают верный вариант. Но иногда могу не заметить собственную опечатку, особенно если проверяю текст сразу после написания.

При чтении я могу отвлекаться от текста на любой период времени. Могу отложить недочитанный текст и заняться другим, а иногда и его отложить и взять третий – и потом возвратиться к первому. Это похоже на работу с компьютерными файлами – вызвала, закрыла, опять вызвала. Поток образов сразу восстанавливается и течет дальше. Довольно часто перечитываю любимые книги, и при этом всплывают эмоции и мысли, появлявшиеся при предыдущем чтении (или даже нескольких чтениях). В процессе чтения я погружаюсь в него настолько, что могу не слышать, как ко мне обращаются, игнорирую различные помехи – музыку, телевизор и т.п.

Есть еще один "режим" работы с текстами – очень быстрый просмотр, поиск. При этом я сознательно удерживаю внимание на том, что мне нужно, будь то слово или понятие, и "вылавливаю" это при одном взгляде на страницу. Если поиск происходит в уже читанном тексте, то просто вижу, где на странице находится то, что мне нужно найти, и где примерно по толщине книги расположена эта страница. Часто пальцы автоматически открывают книгу там, где надо.

Как ясно из всего вышеизложенного, я интенсивно пользуюсь подсознанием. Ему нужно просто не мешать, не вторгаться сознанием в то, что оно делает значительно лучше. Это относится и к памяти. Меня с детства называют "ходячей энциклопедией". Чаще всего я нахожу ответы на всевозможные вопросы, а если никакой информации не приходит, значит, я об этом никогда ничего не читала и не слышала. Если было хоть что-то, картинка-образ обязательно появится – если эмоции и сознательные усилия вспомнить не будут мешать. Чаще всего, когда нужно "вызвать данные", я формулирую вопрос и как бы "выталкиваю" его из сознания, намеренно отвлекаюсь от него – и вскоре "всплывает" ответ. Эмоции этому очень мешают. Если тема чем-то мне неприятна, мне гораздо труднее работать с информацией.

Все это для меня естественно и я никогда сознательно не развивала и не тренировала эти способности – мне и так достаточно того, что есть. Они были очень полезны при изучении английского языка – я не получила никакого лингвистического образования, но владею языком свободно, была аттестована как переводчик I категории. Да практически язык я и не учила, а осваивала. Но это уже другая тема.

Если есть вопросы – отвечу.

С уважением и пожеланием успехов,

Vera Podshivalova

 

 

ПИСЬМА С ВОСТОКА 7 (из классики)

 

Р. Киплинг в рассказе «Ким» описал один из видов тренировки зрительной памяти: старый учитель Лурган Саиб готовил мальчика к Тайному служению, в котором быстрое и ясное запоминание предметов равносильно успеху, и, следовательно, жизни. Старик вынул из ящика горсть драгоценностей, украшений и т.д. и приказал Киму смотреть на них сколько он желает, чтобы постараться потом припомнить их. Тут же находился туземный мальчик, некоторое время подготовлявшийся таким образом. Ким нагнулся над столом и начал смотреть на пятнадцать лежащих там драгоценностей. Он думал, что это легко. Затем поднос закрыли и туземный мальчик быстро записал то, что помнил. «Под бумагой лежит пять синих камней, один большой, один поменьше и три маленьких», поспешно сказал Ким. «Затем там четыре зеленых камня, один из них пробуравлен; прозрачный желтый камень и один, похожий на чубук. Два красных камня и… и… - дайти подумать!» Но дальше дело не шло. «Послушай мой ответ, - сказал маленький туземец, - там находятся два надтреснутых сапфира, весящие четыре и два карата, насколько я могу судить. Четырехкаратовый сапфир заострен. Затем туркестанская бирюза, испещренная зелеными жилками, с двумя надписями, одна – золотом, означает имя Бога, а другая вокруг камня стерта, так как он вынут из старого кольца. Вот пять синих камней; затем идут четыре блестящих изумруда, один просверлен в двух местах, а другой покрыт небольшой резьбой!». «Их вес?» – спокойно спросил Лурган Саиб. «Три, пять, пять и четыре карата. Кусок зеленоватого старого янтаря и дешевый обломок европейского топаза. Один бирманский рубин весом в пять каратов, без изъяна; шарообразный попорченный рубин в два карата. Резная слоновая кость из Китая, изображающая крысу, сосущую яйцо. И, наконец…, кристальный шар величиной с боб, вделанный в золото». Ким почувствовал себя очень униженным превосходством маленького туземца. «Как ты это сделал?» – спросил он. «Делал то же самое несколько раз, пока не добился превосходного результата».

 

Попробуйте и вы проделать подобное упражнение.

Кравченко Олег hanyf@public.hr.hl.cn

 

На страничке http://www.edisoft.ru/iq/week/w007.htm вы можете прочитать статью с моим подробным описанием этого упражнения, примечаниями и рекомендациями для выполнения.

 

Вы можете поделиться известными вам тренингами и литературными отрывками по данной тематике с читателями рассылки. Пишите по адресу: hanyf@public.hr.hl.cn

 

 

Ссылки в интернете


Программа VRS 1.01 rus предназначена для развития навыков калибровки визуальных субмодальностей и для улучшения визуальной памяти. http://nlp.da.ru
http://www.geocities.com/CapeCanaveral/Lab/4406/vrs101r.zip прислал martynov@crppsun.epfl.ch Andrei Martynov

++
25-ый кадр http://www.wplus.net/pp/mrdoors/25th/
Программа для запоминания иностранных слов, основанная на эффекте 25-го кадра.  

++
Книга Дж. Гибсона "Экологический подход к зрительному восприятию":  http://dll.botik.ru/libr/cit/gibcont.ru.html 

 

Как я учился мнемотехнике

 

Александр Шишкин, студент

 

Мнемотехника (или мнемоника) происходит от греческого mnemonika - искусство запоминания - и означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

(Из энциклопедического словаря)

 

Вы можете запомнить за один прием 300 слов? Или 100 двузначных цифр? Я тоже не умел этого делать. И научился на курсах мнемотехники. Кто-то скажет: ну и зачем это нужно – столько слов или цифр… А вспомните школу или институт – даты по истории, имена, формулы, горы учебников, экзамены, зачеты. Приемы запоминание те же самые, что и для слов или цифр.

 

Оказалось, что любые виды запоминаемых сведений состоят из <кирпичиков> – элементов информации, и эти элементы-кирпичики повторяются. На часто встречаемые <кирпичики> заранее заучиваются зрительные картинки. Такие картинки гораздо быстрее и надежнее фиксируются в памяти. Этот метод называется методом образных кодов.

 

Например, на запоминание телефонного номера с помощью образных кодов чисел достаточно 5 - 10 секунд. При этом нет необходимости многократно смотреть на запоминаемый телефон. Он фиксируется в памяти с первого раза.

 

Техника запоминания иностранных слов ничем не отличается от техники запоминания телефонных номеров. Вы представляете образ запоминаемого слова, а потом в своем воображении с помощью мыслительной операции <Соединение образов> прикрепляете к основному образы другие образы, которые обозначают его произношение.

 

Мнемотехника основана на визуальном мышлении. У нас в голове существует экран, на котором, как на компьютере, можно превращать запоминаемые сведения в яркие зрительные образы. Преподаватель курсов сравнивал такой процесс запоминания с записью голограммы – отпечатывается сразу вся информация, со всех сторон.

 

Для того, чтоб освоить эти методы, пришлось потрудиться. Курс мнемотехники в Школе Рационального Чтения сложный, но эффективный. Кто хочет научиться приемам мнемотехники – обязательно научится.

 

Текст предоставлен  Наталией Харлашиной (Школа Рационального Чтения)

http://www.glasnet.ru/~superread/, адрес superread@glasnet.ru

Бесплатный on-line тест по скорочтению! http://www.glasnet.ru/~superread/docs/test.htm

Приглашаем всех желающих определить свою скорость чтения и качества усвоения информации.

В ближайшее время появится еще два теста - памяти и внимания.

 

Искусство сломанных автоматов

 

Когда я был студентом и жил в общаге, один мой приятель который работал по ночам на заводе, (где под большим давлением и при большой температуре, из пластмассы «давили » детские игрушки). Однажды он принес мне целый мешок совершенно непонятных вещиц. Время от времени станки ломались и начинали давить через все щели такие вот замечательные «скульптурки». Мы разместили их на стенах, под каждой из них прикрепив красивую табличку, с не менее загадочным названием, ( с указанием техники исполнения – Испорченный станок, авторства- ФИО моего приятеля, и кому принадлежит – Из коллекции такого-то). Успех был колоссальный. Благо, с фантазией и юмором у всех было хорошо. А я с тех пор стал очень внимательным к подобным шуткам станков и природы. Потому что пришлось признать, что самые лучшие фантазеры не о двух ногах и двух руках.

Обращали ли Вы внимание на старые, крученные-перекрученные, ржавые кусочки проволоки, валяющиеся у нас под ногами на улицах, стройках и во дворах домов которые пошли под слом? Попадаются такие шедевры, которым мог бы позавидовать Матисс и Пикассо.

Попробуйте взять такой проволочный рисунок, положить его на белый лист, а еще лучше сделать для него хорошую раму.

Многие не верят в то,  это всего лишь цепь случайных обстоятельств, и что будь они чуть-чуть повнимательнее, они бы смогли "нарисовать" такой графики на целую коллекцию.

Так, что полностью разделяю Ваше (Сергея Михайлова)  помешательство на примитивных рисунках.

 

From: Vadim Coopershtein

 

 

РЕКЛАМА И ОБЪЯВЛЕНИЯ

 

 

Фирма "1С" приступила к разработке курса по математике (алгебре) в рамках серии "1С:Репетитор" и приглашает к сотрудничеству методистов и учителей математики, 
которые готовы сказать новое слово в области обучающих программ. "1С" не берёт на себя обязательства по сотрудничеству со всеми, кто к нам обратиться, однако 
выслушает с удовольствием все пожелания и предложения. С предыдущими программи серии можете ознакомиться на  http://www.1c.ru/repetitor/Hyper/links.htm , но все они, правда, 
выполнены в "классическом" стиле и обучающими по сути своей не являются. 
Предложения присылайте на адрес gudp@1c.ru , Павлу Гудкову, менеджеру по маркетингу учебных программ АОЗТ "1С".
Тел.: (095) 253-46-43 доб. 253 (по средам и пятницам).
+++
Прошу дублировать письмо на mailto:mi2s@hotmail.com  (ваши предложения будут вноситься в создаваемый каталог 
Российских прогрессивных методик обучения). 
Сергей Михайлов

 

Адреса и творческий коллектив рассылки  

Адрес проекта http://www.citycat.ru/iq/  
Архив обзоров http://www.citycat.ru/iq/obzor.html  

Сергей Михайлов - Компьютерные тренинги и редакция рассылки (программист бухгалтерских и торговых систем) http://www.citycat.ru/iq/program.html  mik@mail.kht.ru
Елена Шугалей - Динамическое обучение и НЛП (психолог) http://www.citycat.ru/iq/nlp.html  viktor@robotek.ru  
Олег Кравченко - Тренинг на неделю (Преподаватель иностранного языка) http://www.citycat.ru/iq/week.html  mailto:hanyf@public.hr.hl.cn