Обзор проекта развития памяти и интуиции

Выпуск 21
6900 подписчиков

Содержание
- Тренинг на неделю - вспомни все.
- Эриксонианский гипноз и техники Б.Эриксон (Е.Шугалей)  
- Тест on-line: скорость чтения и IQ
- Особенности изучения иностранного языка (из переписки)
- Опорные конспекты по русскому языку
- Практикуйтесь в продажах

 

Новинка сайта www.edisoft.ru/iq/indexr.htm

Реализована  программа "Посыпался текст". Реализация Ивана Скрипова (первая версия). Под Microsoft Word. Программа стирает в случайном порядке буквы из текста. См. http://www.edisoft.ru/iq/tresyp.htm. Оказывается, вы сможете прочитать текст, если уберете 50% букв. Это очень сильное упражнение на переход чтения от букв словами. Если невозможно прочесть по буквам, вы сможете схватить смысл, только когда охватите взглядом все предложение. Попробуйте.

Рекомендую!!! Действенное упражнение, которое очень тяжело осуществить технически в обычных условиях.

      Е. Шугалей

 

 

ПИСЬМА С ВОСТОКА 6 (из классики)

 

Что является основным в понятии «хорошая память»? Мне кажется, что за основу надо взять способность быстро и без излишнего напряжения извлекать из кладовых своего сознания необходимые в данный момент образы и факты. Прочитайте отрывок К.Г.Паустовского.

«Я вспоминал не последовательное течение жизни, а отдельные, если можно так выразиться ее рубрики. То я начинал вспоминать все гостиницы, где я останавливался, то все реки, какие видел за всю свою жизнь, все морские пароходы, на которых мне приходилось плавать, или всех девушек, которых я мог бы, как мне думалось, полюбить. Пристрастие к этим воспоминаниям было совсем не таким бессмысленным, как мне сначала казалось. Когда я вспоминал, например, гостиницы, я вызывал у себя в памяти все мелочи, связанные с ними, - цвет затертых дорожек в коридорах, рисунок обоев, гостиничные запахи и олеографии, лица гостиничных девушек и их манеру говорить, затасканную гнутую мебель, - все, вплоть до чернильницы из похожего по цвету на мокрый сахар уральского камня, где никогда не было чернил и лежали совершенно высохшие мушиные трупы. Вспоминая, я старался все это увидеть как бы вновь. И только потом, когда я начал писать, я понял, что такого рода воспоминания очень помогли мне в работе. Они приучили память к конкретности, полной зримости, к переживанию заново уже пережитого и накопили большой запас отдельных частностей. Из этого я потом мог выбирать то, что было мне нужно.»

Инструкции понятны? Тогда вперед!

Олег Кравченко

 

        Эриксонианский гипноз - откуда и куда?

                             (Е.Шугалей)

Гипнотические техники и состояния транса постоянно интересовали людей.  Реальность как таковая существует в нашем восприятии, и наше восприятие может создавать некоторую свою модель реальности.  Милтон Эриксон одним из первых начал использовать трансовые состояния в своей коммуникации с пациентами. Глубокие гипнотические техники не переводят продуцируемые во время сеанса гипноза навыки в осознаваемые. Человек, с увлечением разговаривающий на иностранном языке в состоянии гипнотического сна, не может даже вспомнить свой опыт. Иное дело - транс. Существует мнение, что мы постоянно находимся в состоянии той или иной степени транса. Мы "погружены в книгу", "захвачены фильмом", "увлечены разговором по телефону", "погрязли в быту" J… У каждого есть свои любимые виды транса - программисты меня поймут J. Хорошо это или плохо? Конечно, если вы встретились с человеком, продавшим вам жизненно необходимый для вас кусочек МЛМ-пирамиды или

страховку, которая обеспечит вам безбедную старость через пятьдесят лет - это ОЧЕНЬ ХОРОШО! И для него - и для вас! Вы задумаетесь о том, что трансовое состояние - это некоторая реальность, с которой нужно уметь грамотно обращаться.

Милтон-модель, используемая умелыми "продавцами воздуха", является способом употребления языка с целью наведения транса путем:

1.      Присоединения к реальности человека и ведения его за собой (в воображении).

2.      Отвлечения и утилизации сознания.

3.      Получения доступа к бессознательному и его ресурсам.

Последний пункт является целью любого трансового состояния. Ваше подсознание - ваш верный помощник. Ваше "углубление в книгу" - залог качественного взаимодействия с информацией. Ваше "углубление" внутрь себя - это поиск индивидуальных ресурсов вашего сознания. Вы не замечали, что часто первое пришедшее в голову решение или идея бывают самыми удачными? Что действуя автоматически вы порой достигаете более эффектных результатов? Это происходит потому, что вы начинаете использовать потенциал своего сознания с большим К.П.Д. И этому стоит поучиться.

Любой навык требует осознанной тренировки. Если вы в состоянии шока перемахнули через забор высотой 2 метра - это всего лишь ПОВОД для обучения. Сознательное обучение сделает ваши навыки УПРАВЛЯЕМЫМИ.

Как научиться входить в транс?

Существует очень популярная и простая техника самогипноза Бетти Эриксон. С полной версией и с английским оригиналом вы можете познакомиться на http://www.cyberp.kemerovo.su/nlp/rus/WATSON/betty.htm

                                    Техника самогипноза

1.      Устройтесь поудобнее — Найдите позу, которую вы легко сможете сохранять все время, пока будете проделывать этот процесс. Можно сесть или лечь, хотя лучше сидеть, это удержит вас от засыпания. Выпрямитесь, глядите перед собой, дышите медленно и легко. Позвольте себе расслабиться.

2.      Время - Определите, сколько времени вы собираетесь потратить, и объявите его себе, например, "Я собираюсь загипнотизировать себя на 20 минут..." (или сколько хотите). Вас восхитит точность, с которой ваши "внутренние часы" следят для вас за временем.

3.      Цель - Теперь объявите себе цель погружения в самогипноз. В этом процессе мы позволяем подсознанию работать скорее над некоторой целью, чем над последовательностью внушений, следовательно, формулировка цели должна учитывать этот факт. Например: "...с целью позволить моему подсознанию произвести соответствующие настройки, чтобы помочь мне ____________"(для программистов J). Вставьте вместо прочерка то, чего вы хотите достичь, например, "развить более доверительные отношения с людьми".  Точные слова совершенно не важны, важен факт, что вы передаете процесс своему подсознанию.

4.      Состояние по выходу — Наконец, объявите себе, в каком состоянии вы хотите быть, когда завершите этот процесс. Обычно, в гипнозе мы слышим о том, что "возвращаться" нужно, чувствуя себя "проснувшимся, собранным и освеженным", но в реальном мире это может быть не то, что вам нужно. Например, если вы собираетесь заняться самогипнозом на сон грядущий, вы можете предпочесть вернуться "расслабленным и готовым ко сну". Если вы занимаетесь этим перед каким-то делом, вы можете захотеть выйти из транса "мотивированным и энергичным". Просто скажите себе: "И когда я закончу, я буду чувствовать себя ___________".

5.      Процесс - Глядя перед собой, отметьте три вещи (по одной), которые вы видите. Делайте это медленно, останавливаясь на момент на каждой из них. Лучше, если это маленькие вещи, например, пятно на стене, дверная ручка, угол рамы картины и т. д. Некоторые люди любят называть их, когда смотрят: "Я вижу трещину на дверном косяке". (Если не знаете, как это называется, попробуйте "Я вижу эту штуку вон там").

6.      Теперь переключите внимание на аудиальный канал и отметьте, одну за другой, три вещи, которые слышите. (Вы заметите, что это позволяет инкорпорировать окружающие звуки, которые иначе отвлекали бы вас.)

7.      Далее, обратитесь к своим чувствам и отметьте три ощущения. Опять-таки, переключайтесь с одного на другое медленно. Полезно использовать ощущения, которые обычно остаются незамеченными, например, тяжесть очков, давление ремешка часов, текстуру рубашки и т. д.

8.      Продолжайте процесс с двумя визуальными, затем двумя аудиальными и затем двумя кинестетическими впечатлениями.

Точно так же продолжайте (медленно!) с одним впечатлением в каждой системе.

Вы завершили "внешнюю" часть процесса. Теперь пора начинать "внутреннюю" часть.

Закройте глаза.

Вызовите какой-нибудь образ. Не напрягайтесь. Можно создать образ, или просто использовать то, что само появится. Это может быть точка света, или прекрасный пляж, или пицца. Если что-нибудь появилось само по себе, используйте это. Если ничего не появляется, придумайте что-нибудь. Назовите это, как вы делали выше.

Остановитесь на момент, и позвольте себе заметить какой-нибудь звук, или сами вызовите его, и назовите. Хотя технически это "внутренняя" часть, если услышите звук снаружи или в комнате, используйте его, это нормально. Помните, что идея в том, чтобы инкорпорировать то, что вы воспринимаете, чтобы оно не отвлекало. Опять-таки, не спрашивайте...

Затем заметьте и назовите какое-нибудь чувство. Лучше делать это внутренне, воспользуйтесь своим воображением. (Я чувствую, как мои руки нагревает летнее солнце). Однако, как и со звуками, если ваше внимание привлекло реальное физическое ощущение, используйте его.

Повторите процесс с двумя образами, затем двумя звуками, затем двумя чувствами.

Повторите весь цикл еще раз, используя три образа, три звука и три ощущения.

9.      Завершение процесса — Во время этого процесса вполне обычно "отъехать" или потерять сознание. Сначала некоторые думают, что заснули. Но  окажется, что вы автоматически возвращаетесь в конце отведенного времени. Это — указание на то, что вы не спали, и что ваше подсознание делало то, о чем вы его просили.

NB: Многие не доходят до конца процесса. Это совершенно нормально. Если вы завершили процесс до истечения назначенного срока, продолжайте с 4 образами, звуками, чувствами, потом с 5 и т. д. Что касается вашей цели, верьте, что ваше подсознание работает для вас в "фоновом режиме" во время всего процесса.

Регулярная Практика будет Улучшать и Улучшать Результаты.

Итак, ваш переход в зону глубокого внутреннего внимания - ваш ресурс. Вы можете использовать его для того, чтобы максимально полно осознать текст по философии или проблему "Выходить или не выходить замуж". Вы можете "увидеть" будущую программу такой, какой она действительно будет удовлетворять самые взыскательные запросы. Вы можете увидеть себя и детали своего поведения, которые вам пригодятся в будущей конкретной ситуации…

В следующем номере рассылки я познакомлю вас с уникальным упражнением по взаимодействию с собственным бессознательным при поиске творческого решения, разработанном Д.Делозье на основе стратегий К.Кастанеды.

Более подробно техники НЛП при работе с бессознательным будут рассмотрены в рассылке "НЛП по делу. Семинар on-line"(автор Е.Шугалей). Подписаться на рассылку, просмотреть текущие материалы, программы моих тренингов по динамическому обучению и условия конкурса для участников семинара можно на моем сайте "NLP&Dynamic Learning"   http://nlp2000.cjb.net

 

 

ВНИМАНИЕ: на этом же сайте вы можете пройти тестирование on-line (скорость чтения, эффективность усвоения текста, тест IQ , не требующий знания английского языка, с немедленным получением результатов тестирования) и самые подробные системы ссылок на мировые и европейские сайты, проводящие тестирование IQ!

 

 

 

Особенности изучения иностранного языка (из переписки с читателем)

 

From: Mr. Gramgr <gramgr@mail.ru>

Мнение подписчика - "Вы предлагаете ложный метод!"

Привет!
Хочу заметить, что приведенный вами способ запоминания слов <с привлечением всего спектра чувств см. Выпуск19.> ни к чему хорошему не приведет. Я могу утверждать это вполне обоснованно как профессиональный переводчик. Дело в том, что  этот способ устанавливает ложные ассоциативные связи и не устанавливает истинные. Это не одно и то же. Ложные связи часто приводят к употреблению слова в неверном контексте (причем, совершенно бессознательно). Отсутствие истинных связей ухудшает запоминание в целом. И то и другое суть нарушение в ассоциативной структуре памяти, подобное дефектам кристаллической решетки.

            Я пользуюсь другим методом - этимологической трассировкой или ассоциативным поиском по другим словарям (энциклопедиям). Это более трудоемкий путь, но он дает существенные преимущества, являющиеся следствием образования правильной ассоциативной структуры. Значения многих слов могут быть приблизительно (часто даже - точно) определены без словаря, и запоминается не только само слова (как лексические единицы), но и их  прагматические значения. Это позволяет не только употреблять слова в правильном контексте, но и организовывать этот контекст "записью между строк".

Этот метод позволил мне, не имевшему практики активного использования языка, писать на уровне, близком к резидентам англоязычных стран. Думаю, и коэффициент активности моего словаря значительно выше среднего.
Из переписки с автором:

Пишет вам Елена Шугалей, которая не воспринимает ваше письмо как "критику", а как мудрое наблюдение единомышленника :-))).

Вот что бывает, когда упражнение вырвано из контекста!

Это мое упущение! Спасибо Вам за отклик. Дело в том, что рассылка ограничена по объему, и приходится жертвовать некоторыми важными пояснительными вещами. Больше не буду. Упражнение предназначено для запоминания какого-то слова, именно вырванного из контекста. На занятиях мы тренируемся на древнегреческих словах,которые не могут быть естественным образом ассоциированы. НО! Я обязательно даю их звучание и значение, чтобы эти ассоциации попутно возникали. Сперва без них - потом с ними. Это так же служит и способом демонстрации того, как много ресурсов вносит работа с естественными ассоциациями и смыслом.
Этот способ очень хорошо действует, если вы, например, делаете постоянную ошибку в написании какого-то иностранного слова, забываете слог или букву. Тогда вы отдельно работаете по этой методике и маркируете ускользающую информацию. Или если никак не запомнить написание целого слова, значение которого вы знаете. Не буду подробнее останавливаться. Хочется поговорить о том ценном, что содержится в Вашем письме.

Вы совершенно правы. Иностранный язык нужно изучать способом ЕСТЕСТВЕННЫХ ассоциаций. Существует целая НЛП-методика по изучению иностранного языка сенсорным способом, по формированию естественной грамматики (см. ниже). Позвольте я Вас процитирую:

Дело в том, что этот способ убивает в нас двух зайцев:
устанавливаются ложные ассоциативные связи и не устанавливаются истинные.
Это не одно и то же. Ложные связи часто приводят к употреблению в
неадекватном контексте (причем, совершенно бессознательно). Отсутствие
истинных связей ухудшает запоминание в целом. И то и другое суть нарушение в
ассоциативной структуре памяти, подобное дефектам кристаллической решетки.
Это то, под чем я могу не только подписаться, но что я и "пропагандирую" на своих курсах.

Прежде всего, чтобы не было недопонимания, нужно определиться с терминами. Под естественной ассоциацией можно понимать и спонтанные ассоциации (скажем, как в юнгианском методе ассоциаций), и ассоциации между элементами языка или с элементами других языков, установленные лингвистами. Я подразумеваю второе.
Я тоже больше подразумеваю второе, но Юнг был во многих отношениях "провидцем". Я вот как раз сейчас занимаюсь его стратегией работы с бессознательным.
 Ваше замечание об оторванности от контекста и объяснение оного всё ставит на свои места. То есть, спонтанные ассоциации действительно можно использовать, но только как дополнение к естественным, и это действительно прекрасный метод коррекции систематических ошибок и "забываний" (ради чего, собственно, психологи и используют ассоциации (в первом приближении)).

Теперь о трассировке. Всё началось с приобретения оксфордского толкового словаря, в котором для каждого слова приведено его происхождение. Причем для многих слов, заимствованных из европейских языков дается не только ссылка на слово этого языка, но и на то латинское или греческое слово, от которого оно произошло. Но увы, даны далеко не все связи, например, нет ссылок на немецкие слова, которые оказывались источниками англо-саксонских слов (они маркированы как Old English). А поскольку я учил еще и немецкий язык, эти связи часто были просто очевидны. У меня был замечательный случай. Одно время я преподавал английский в школе, где было некоторое количество детей, переучивавшихся на английский с других языков. У многих, в частности, была проблема с запоминанием неправильных глаголов. Тогда мне пришла в голову идея сгруппировать их по "спряжениям" (построенным ad hoc) и выписать в таблицу рядом с аналогичными немецкими глаголами. Это произвело фурор (я даже не ожидал такой сильной реакции).
 Есть еще один прекрасный пример трассировки: русское слово "ураган" пришло к нам из языка майя, но не напрямую, а через один или два европейских. У майя это было именем бога ветра Хуракана, слово позаимствовали испанцы и заразили им Европу.
 Об ассоциативном поиске. Между языками много заимствований. В принципе, можно построить схему таких суммарных связей между языками и оценить их вес, то есть, вклад каждого языка в другой (кстати, кое-кто из моих учеников умудрился додуматься даже до циклических заимствований). Практически из этого важно то, что, не имея слова в словаре одного языка, можно попытаться подобрать аналогичное в другом языке. Иногда это работает, но здесь гораздо интереснее сам процесс, чем результат. А удачный поиск дает чувство просто-таки огромного удовлетворения. Увы, я знаю лишь двух-трех людей, которые реально сами пользуются таким методом. Большинство слишком ленивы для этого. Да и вообще, подавляющее большинство изучающих языки не хотят смотреть в словаре каждое незнакомое слово, а без этого получается слишком много ошибок и пробелов.
Владимир!!! СПАСИБО Вам огромное за то, что вы нашли время на переписку и поделились с нами Вашим опытом! Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

Вопрос подписчика: Как быстрее изучить иностранный язык с помощью НЛП? (Я хочу изучить разговорный вариант за месяц).

Основная причина медленного овладения языком и быстрого вытеснения информации по нему состоит в том, что чужой язык "входит" в нас неестественным путем - исключительно через дигитальный, аналитический канал. Дети изучают язык ВСЕМИ чувствами - на вкус, на глаз, на слух, у них цельный образ, соответствующий слову или конструкции. То есть, вы должны определить для себя минимальный набор самых универсальных предложений, означающих действия с какими-то предметами, понятиями, которые вам, как вы предполагаете, пригодятся в общении через месяц. Это должны быть базовые элементы, на которые потом наращиваются дополнительные. Например, "Эта модель выполнена в соответствии с нормами", "Пойдем пообедаем", "Девушки - моя слабость" :-). Это вы вполне можете спрогнозировать. Далее - вы как бы ПРОЖИВАЕТЕ это предложение. Тоже пробуете его на вкус, на цвет, на интонацию, сопутствующие чувства, рисуете очень подробный образ действия и предмета в своем воображении. ПРОЖИВАЕТЕ МАКСИМАЛЬНО ПОЛНО. Заменяете какой-то элемент (девушку - на парня :-) или на ребенка, на сосиски в тесте, люблю - на не люблю, модель - на программу, и проигрываете это. Только помните - овсянка в вашем представлении должна быть ароматной, дымящейся, цветной, с золотыми подтеками растаявшего масла (по-английски думаете, стараетесь!), произносите вы это название так, как будто у вас слюнки текут, голос должен это выражать. Это только кажется, что процесс более трудоемкий. В начале, как всегда, будет получаться довольно медленно. Но очень быстро - дня через два-три - все быстрее и быстрее, а потом вы будете именно так обрабатывать все новые конструкции и прочно их запоминать.
          Хороших вам ПЕРЕЖИВАНИЙ!

УСПЕХА ВСЕМ НАМ!

Елена viktor@robotek.ru

Что касается конкретных тренингов по выработке стратегий быстрого изучения иностранного языка, то в Санкт-Петербурге в октябре будет проходить великолепный тренинг Виктора Савицкого (тренер Международной Ассоциации НЛП, специалист экстракласса). Записаться на тренинг можно у меня. Единственное ограничение - в группе будет до 15 человек, так что желающим следует поторопиться.

 

Ссылка в Интернете
(Опорные конспекты по русскому языку
)


www.yamal.org/ook/index.htm Опорные конспекты по русскому языку.

Эта первая работа, которую я встретил в российском интернете, в компактной форме рассказывающая о грамматике русского языка. Всем технократам советую посетить, чтобы вспомнить и восстановить в памяти нормы русского языка

 

Кому: director@yamal.org

 

Что важнее интеллект или пробивная сила?

 

"Истинна в том, что слишком высокий IQ или слишком высокая образованность практически в любом деле только отдаляют от успеха. Сверхобразованные люди склонны все теоретизировать, в то время как следовало бы просто следовать намеченному плану. Лучшие спортивные выступления происходят тогда, когда выступающий болен гриппом или нездоров. Причиной тому заниженные ожидания и высокая мотивация. " -Джин Ландарм "Гении, которые ломали правила". Восемь человек из приведенных в книге не заканчивали высшей школы:  Дисней, Дункан, Гитлер, Хьюз, Пикассо, Пиаф, Рубинштейн, де Сад.

Главное не интеллект. Главное - уметь продавать. Но и просто процесс продаж не выведет вас на вершину славы. Важно научиться продавать реальные товары и постепенно переходить к умению продаж идей. Автор диска "Система скорочтения" и я предлагаем вам провести небольшую учебу в это                области.

Продать можно любой товар. И это вам подтвердят работники корпорации Проктер энд Гэмбл, которая выпускает мыло Сэйфгард. Мыло выглядит точно так же как и мыло других разработчиков, а продается лучше. Мы вам не предлагаем продавать мыло, мы предлагаем научиться  продавать работающую идею!

Попробуйте, например, продать (КУПИТЬ) 10 дисков по цене 150 рублей (И ПРОДАТЬ ПО ЦЕНЕ 250 РУБЛЕЙ) В случае неуспеха возврат денег гарантируется. Подойдите к процессу продаж как учебе, а не бизнесу.

Сергей Михайлов (
mailto:msd@apkha.khv.ru), Сергей Гмыра - Авттор диска (mailto:gi@gi.ru)

  

Объявления

 

Учитывая неэффективность монолога в обучении  созданию своего Дела, приглашаю всех желающих перейти в обучении от монологов к диалогам.         

 С уважением, Ю. Мороз moroz@onego.ru      

Школа своего Дела http://megaproect.cjb.net
 

============

 

Счастливые обладатели скоростным чтением! Поделитесь своими секретами. Считаете ли вы, что скорочтение связано с вашей физиологической особенностью? Считаете ли вы, что не каждый способен научиться читать быстро? Что этому можно научиться только в детстве? Может быть, у вас есть знакомые счетчики перемалыватели цифр? Люди, которые могут спать в любых условиях или те, кто может спать три часа в сутки? Как это им удается?

 

 

Адреса и творческий коллектив рассылки  

Адрес проекта http://www.citycat.ru/iq/  
Архив обзоров http://www.citycat.ru/iq/obzor.html  

Сергей Михайлов - Компьютерные тренинги и редакция рассылки (программист бухгалтерских и торговых систем) http://www.citycat.ru/iq/program.html  mik@mail.kht.ru
Елена Шугалей - Динамическое обучение и НЛП (психолог) http://www.citycat.ru/iq/nlp.html  viktor@robotek.ru  
Олег Кравченко - Тренинг на неделю (Преподаватель иностранного языка) http://www.citycat.ru/iq/week.html  mailto:hanyf@public.hr.hl.cn