Первую свечу я зажигаю в память о моем отце, Григории Абрамовиче.
Он был родом из Александрии.
Но не той, египетской, а той, что в степи под Херсоном…
Он прожил восемьдесят семь лет и похоронен в Москве, на Востряковском кладбище.
Мир праху его!
Моего деда звали Абрам-Мойше.
Он владел фуражной лавкой в той же неегипетской Александрии.
В двадцать девятом году его захотели раскулачить.
Дед оказался шустрее: вместе с моей бабушкой, Златой Семеновной, и многими детьми бежал в Москву.
Все они покоятся на Востряковском кладбище.
Мир их праху!
Третью свечу я зажигаю в память о моем прадеде.
Стыдно сказать, но имени его не знаю.
Сейчас спросить не у кого, а в свое время не догадался.
Но он жил – где-то на Украине… где-то в середине девятнадцатого века…
Пусть покоится в мире!
Жили-были и те, в чью память я зажигаю четвертую свечу… пятую… шестую…
Жили-были - вот и все, что я о них знаю.
Могу только догадываться, что в моем роду были и мелкие торговцы, и искусные ремесленники, и ученые знатоки Торы, и даже математики и поэты…
Они жили на Украине и в Польше…
В Германии и Голландии…
А еще раньше – в Испании…
А еще раньше в Аравии и Египте…
А еще раньше – под золотыми звездами Иерусалима…
Цепочка свечей ведет меня по коридору времени.
Шестьдесят вторая горит в дни разрушения Храма…
А семьдесят пятая - за двести пятьдесят лет до нашей эры.
Кем он был – мой семьдесят пятый предок?
Может быть, Элиягу?
А почему бы и нет?
Мудрый старец Элиягу жил как раз в это время.
И история, связанная с ним, называется
С Е П Т У А Г И Н Т А .
С Е П Т У А Г И Н Т А
Правил в те годы Египтом царь Птолемей Филадельф.
Он славился своей мудростью и любовью к наукам.
При его дворе в Александрии был создан величайший в мире музей.
Каких только книг, картин и скульптур там не было!
Все лучшее всех времен и всех народов!
И вот однажды Птолемею донесли, что у иудеев, маленького народа, бывшего частью его империи, имеется замечательная, прекрасно написанная книга, которую сами иудеи считают священной.
Предание рассказывает, что Птолемей тут же написал письмо иерусалимскому первосвященнику Элеазару и попросил прислать подлинник священной книги.
А вместе с ним сведущих людей, способных перевести еврейскую книгу на греческий язык.
Элеазар исполнил желание Птолемея.
Он отправил в Александрию семьдесят выдающихся знатоков Торы, которые к тому же прекрасно владели греческим языком.
Ну и конечно же, подлинник Торы.
Переводчики удостоились блестящего приема.
«Тот день, в который они явились к нему, - рассказывает Иосиф Флавий, - царь обещал обратить в праздник, и, на самом деле, в течение всей его жизни этот день считался таковым».
А перед торжественной трапезой царь отпустил греческих жрецов и предложил одному из приглашенных иудеев, священнослужителю Елиссею (так Флавий на греческий манер называет Элиягу), произнести молитву.
«Елиссей, - рассказывает дальше Иосиф Флавий, - выступил вперед и помолился, присоединив к молитве благословение царю и всем его подданным».
Ученым иудеям отвели дворец на острове Фарос, недалеко от Александрии, и там, в полной тишине, они начали свой труд.
Предание добавляет, что каждый переводчик получил отдельную комнату и не мог общаться в процессе работы с другими переводчиками.
Это касалось и Элиягу.
Но одиночество не тяготило его.
Конечно, логически выверенный язык эллинов был суше вдохновенного языка Торы.
Но слова ее были наполнены такой энергией!
Она сметала стены маленькой комнаты и уносила Элиягу в бесконечность Вселенной – к дням Сотворения мира…
И он оглядывал этот мир изумленными очами первого человека…
И вдыхал ароматы Эдема…
И плакал горючими слезами изгнания…
Он был Авелем, убиваемым братом…
И Лотом, бежавшим без оглядки из испепеляемого Содома…
И Ноем, чудесно спасаемым из волн Потопа…
И праотцем Авраамом, ведущим свой народ из Ура Халдейского в землю Ханаанскую…
Семьдесят два дня трудился Элиягу, - говорит предание.
А на семьдесят третий день вместе с другими переводчиками представил свой труд царю.
Сначала Птолемей слушал Книгу как собрание прекрасных легенд.
Как еврейские «Одиссею» и «Илиаду»…
Но когда речь дошла до Моисея…
До встречи с Богом на горе Синай…
До Закона, дарованного Иудеям…
Снова и снова заставлял царь повторять слова Десяти Заповедей…
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла, ничего, что у ближнего твоего…
Разумеется, человеку эллинской культуры не все было одинаково близко в Кодексе Моисея.
Он с трудом воспринимал идею равенства всех перед Законом.
Он не соглашался с мыслью о всеобщей ценности человеческой жизни.
Любой жизни: свободного или раба…
Но что-то задевало струны его сердца в преждевременном и наивном призыве:
- Люби ближнего твоего, как самого себя.
Думал ли Птолемей, что спустя столетия именно эти слова и именно на его родном, греческом языке будут звучать в храмах Сирии и Египта… Византии и Киевской Руси.
Преждевременно и наивно:
- Люби ближнего твоего, как самого себя.
Предание говорит, что когда сравнили перевод, сделанный Элиягу, с другими переводами, оказалось, что все они совпадают – слово в слово!
Впоследствии этот перевод получил название «Септуагинта» – то есть
«Книга семидесяти».
О С Т А Т Ь С Я Е В Р Е Я М И
Следующая моя свеча горит спустя триста лет.
Девятого числа месяца ав семидесятого года Тит штурмом взял Иерусалим.
Какой-то римский солдат, взобравшись на стену Храмовой горы, бросил горящий факел внутрь Храма.
В несколько мгновений святилище было объято пламенем.
Иудея была разгромлена и народ ее покорен.
Казалось, судьба евреев решена.
Их историческое время подошло к концу.
Но…
Случилось чудо.
Утратившие родину, рассеянные среди племен, говорящих на чужих языках и поклоняющихся чужим богам, евреи пережили и греков и римлян.
Откуда же взялась та внутренняя духовная сила, которая позволила им сохранить себя,
О С Т А Т Ь С Я Е В Р Е Я М И
Разгадка таилась в заколоченном гробу, тайно вынесенном из погибающего Иерусалима.
В гробу томился крайне изможденный, но живой мудрец и ученый раввин Иоханан Бен Заккай, которого я выбираю своим предком.
В память его горит шестьдесят вторая свеча…
Бен Заккай пережил все ужасы осады.
Он голодал и болел.
Он видел римские кресты за городскими стенами и слышал крики распятых.
Но сильнее физических мук и страха было предчувствие неминуемой катастрофы.
Падение Иерусалима означало изгнание евреев, рассеяние, гибель еврейской общины Иудеи.
Неужели нет выхода?
В том-то и дело, что в уме и сердце старого рабби давно созрел тайный план спасения.
Он видел свет.
Он знал, какими путями должен идти народ, чтобы сохранить себя.
И готов был указать эти пути.
Но для этого нужно было вырваться из осажденного города…
Темной ночью, за городом, верные ученики вскрыли заколоченный гроб.
И наутро перед римским полководцем Веспасианом предстал старый бородатый еврей.
«- Я пришел объявить пророчество и изложить просьбу», - сказал он.
Моему предку разрешили говорить.
И он предсказал, что грозному Веспасиану предстоит вскоре стать римским императором!
«-Когда это сбудется, - попросил Бен Заккай, - разреши мне основать в каком-нибудь городке Иудеи небольшую школу. Там, в тишине и спокойствии, я буду толковать своим ученикам еврейские законы и предания…»
« – Быть по сему! – повелел Веспасиан. И добавил: - Если пророчество исполнится!..»
И оно исполнилось.
В шестьдесят девятом году сенат предложил Веспасиану римский трон.
Суеверный император сдержал свое обещание.
В маленьком городе Явне Иоханан Бен Заккай основал первую иешиву – еврейскую религиозную школу.
Здесь, вместе с немногими учениками, он положил начало новым правилам еврейской жизни – жизни в рассеянии.
Мы должны унести Израиль с собой! – учил мой далекий предок.
Где соберется вместе десяток еврейских мужчин, - там и будет их Иерусалим.
Там – вместе молиться, вместе решать свои дела, вместе делить радость и горе.
Там – жить общиной.
И не дать превратить себя в рабов!
В Риме, рядом с Колизеем высится знаменитая арка Тита.
На ее барельефах изображено шествие пленных евреев.
Их провели в цепях по улицам и площадям имперской столицы.
А потом каждому назначили его судьбу.
Кого – в рабы.
Кого – в жертву львам на аренах цирков.
А кого – вниз головой с Тарпейской скалы…
Кто погиб – тот погиб.
Но кто был продан в рабство – не долго страдал.
Римские евреи хорошо усвоили первое правило выживания.
- Каждый еврей – страж брату своему, а все евреи – братья друг другу.
Не могут братья допустить, чтобы хоть один из них был рабом.
Община обязана выкупить его!
И снова пели победные трубы.
И по ревущему Риму вели пленных евреев.
И снова община выкупала их.
Потому что каждый еврей сторож брату своему.
А все евреи братья друг другу.
И где собирались вместе десять еврейских мужчин, там и был их
Иерусалим.
Они вместе молились в еврейском квартале Рима.
Они делили радость и горе на знойных улицах Малаги и Кордовы.
Они жили маленькой Иудеей в тесных закоулках Витебска.
Две тысячи лет они берегли еврейскую общину.
В Праге, в здании еврейской Ратуши, висит древний колокол.
Он помнит старые времена.
Когда-то его звон звал людей на собрание и молитву.
И на традиционное чтение Торы.
Бессмертные слова звучали под сводами синагоги.
Одинаково родные для всех ее прихожан.
Такой Дом молитвы – синагога – был не только в Праге.
Он был обязателен для любой еврейской общины.
Так же как еврейский суд.
Еврейская школа.
И еврейские налоги. Которые как раз и шли на содержание синагоги, суда и школы.
И на помощь нуждающимся.
В Праге, так же как в Риме, Малаге и Витебске, помнили:
ни один член общины не должен жить впроголодь.
Самый бедный обязан помогать тому, кто беднее его!
ни один член общины не должен оставаться неграмотным.
Это нужно для того, чтобы спасти язык Торы от растворения
среди сотен чужих языков и наречий.
Профессия рабби – учителя – самая привлекательная и почетная!
Так учил мой предок Иоханан бен Заккай.
Он похоронен где-то возле израильского города Ашкелона.
Там, где вечно шумит море.
И вечные звезды сливают свой свет в ровное сияние Млечного пути.
Один человек – не остров, существующий сам по себе.
ГОВОРИ, ИУДЕЙ!
Сорок четвертая свеча горит в память о моем предке из Аравии.
Караван шел из Мекки в Дамаск.
Когда наступала ночь и стреноженные верблюды тихо бренчали бубенцами,
чернобородый водитель каравана подбрасывал в костер порцию саксаула и не то просил, не то приказывал: - Говори, иудей!
Евреи бежали в Аравию после разрушения Иерусалимского храма.
Здесь они разводили скот, сажали финиковые пальмы, строили города в оазисах возле источников воды.
Они ввели в Аравии календарь.
И основали в Медине, которая тогда звалась Ясрибом, духовную Академию.
Арабы уважительно называли их «людьми Писания».
Евреи и арабы вместе занимались торговлей.
Купеческие караваны везли золотой песок и слоновую кость из Африки…
Ткани, оружие и зерно из Сирии…
Шелка из Китая…
Вкладывать деньги в торговлю было так выгодно, что даже женщины не гнушались этим.
Конечно, богатая вдова Хадиджа сама не водила караваны.
Ее делами занимался приказчик – молодой араб Мухаммед.
А у него были помощники – евреи Абдалла ибн Салам и Мухнарик.
Караваны шли долго, неспешно.
За день проходили путь от колодца до колодца.
А вечером, напоив верблюдов, погонщики усаживались у костра и чернобородый Мухаммед не то просил, не то разрешал: - Говори, иудей!
И Мухнарик говорил…
Трещал саксаул в костре.
Взлетали искры.
И пламя отражалось в глазах Мухаммеда.
Он слушал историю о прекрасном юноше Иосифе, проданном братьями в Египет…
О том, как благодаря своему чудесному дару – умению разгадывать сны – Иосиф стал правителем всего Египта…
В другую ночь Мухнарик рассказывал о юном пастухе.
И снова Мухаммед не отрывал глаз от пламени костра.
Словно там, в сердце огня, он видел мальчика, нашедшего в себе силу и мужество.
Мальчика – победителя Голиафа.
Давида – царя Израиля…
Был день… И был вечер…
Искры костра улетали в звездное небо.
И Мухаммед разрешал: - Говори!
И мой предок Мухнарик рассказывал о славном воине Иегуде по прозвищу Макковей – «Молот».
Он поднял евреев на восстание против греков.
С кличем «С нами Бог!» маленькое еврейское войско бросилось на врага и освободило Иерусалим…
И почти каждую ночь Мухаммед просил: - Говори о пророках!
Он готов был снова и снова слушать истории об Аврааме – общем предке евреев и арабов.
О Моисее, научившем народ жить по Закону.
Об Амосе, Исайе, Иеремии и Иезекиле – хранителях веры.
Учителях праведности.
- Это были Божьи посланцы, - говорил Мухнарик.
Через них Бог обращался к людям.
Ночь за ночью проходила в рассказах.
А по утрам погонщики поднимали верблюдов.
И, звеня бубенцами, караван неторопливо брел по пустыне.
От колодца к колодцу…
Шли годы.
Мухаммед женился на своей хозяйке Хадидже.
Он по-прежнему водил караваны.
Но его интерес к еврейскому Писанию не слабел.
Напротив. В душе Мухаммеда все сильней и сильней напрягались какие-то струны.
И однажды они зазвучали.
В пещере, где имел обыкновение уединяться Мухаммед, ему явился архангел Гавриил.
Архангел вознес Мухаммеда к Божьему престолу.
И Мухаммед увидел поразившую его надпись:
«Нет Бога кроме Аллаха и Мухамед – пророк его!»
Так потрясенный араб узнал, что Бог назначает его своим посланником на земле.
С этого дня началась проповедь Пророка.
- Бог один! – говорил он своим соплеменникам. – Это Бог Священного писания,
Бог Авраама и Моисея!.. Бог руководит людьми по своей воле и требует совершенного подчинения!..
- Нельзя медлить с обращением! – возвещал Пророк. – Ибо скоро наступит суд Аллаха, и какой суд!
- Небо поколеблется в тот день, и горы сдвинутся с мест своих. Горе тогда неверующим!
В простых ритмичных строках Мухаммед призывал язычников-арабов признать власть единого Бога.
Забыть своих племенных идолов, забыть жестокие обычаи и кровавые обряды.
Жить по новым правилам, которые он – Пророк – возвестит им.
Мухаммед проповедовал Ислам – «покорность Богу».
Печально, но жители Мекки – родного города Пророка – оказались глухи к его проповеди.
И Мухаммеду пришлось перебраться в Ясриб – Медину, где было много соплеменников его помощника Мухнарика.
Мухаммед рассчитывал на их признание.
Ведь его учение, как он считал, восстанавливает древнюю веру Авраама.
Сначала так и было.
Евреи помогли Мухаммеду укрепиться в Медине.
Но потом стало ясно: они вовсе не спешат изменять своей вере ради Ислама.
Начались распри.
И, в конце концов, еврейские племена были изгнаны из Медины.
С ними, наверное, ушла и семья Мухнарика.
Но пламя ночного костра не забылось.
И вскоре было установлено, что «люди Писания», то есть иудеи и христиане, не подлежат насильственному обращению в ислам.
Мухаммеду повезло.
Он вернулся в родной город – священную Мекку.
Он сумел убедить арабов в правоте своего Слова.
Он увидел, как разнородные племена превращаются в единый народ, верный одному Богу и его Пророку.
А после смерти Мухаммеда его ученики понесли зеленое знамя Ислама за пределы Аравии.
«Аллах велик!».
|