Кто придумал использовать музыку в качестве манифеста, средства борьбы за свободу и справедливость, сказать сейчас невозможно. Но музыканты абсолютно уверенны в своем всемогуществе и стремятся конкурировать с политиками в деле миротворчества. "За мир в Закавказье" - именно такой лозунг появился на афишах Тбилисского рок-фестиваля; датой проведения был обозначен 2000 год. Более точный временной период для фестиваля, который собирает музыкантов и слушателей три раза в год, придумать сложно.
Надо сказать, великолепная столица Грузии давно не слышала музыки: гражданская война. По большому счету, это первый большой музыкальный праздник за последние несколько лет. Сразу стоит оговориться, что он никоим образом не связан со знаменитым фестивалем "Тбилиси-80", на котором выступали самые известные рок-группы нашей страны.
Принцип подбора музыкальной программы фестиваля был прост: на нем должны выступать самые известные группы из Грузии, Армении, Азербайджана. Плюс гости. Правда, в результате в основном выступали именно грузинские коллективы. Зато очень впечатляющие. И, самое главное, абсолютно незнакомые даже искушенному российскому меломану, пусть и разбирающемуся в рок-наследии бывшего СССР.
Начать стоит с организатора фестиваля Ладо Бурдули, чья музыка оказалась известной всем без исключения зрителям. Его группа в разных воплощениях существует 14 лет. Как ВА-БАНКЪ, один из почетных гостей фестиваля. Да и Александром Скляром Ладо Бурдули дружит давно.
Еще одним бесспорным лидером в области симпатий посетителей оказался брат Ладо Бакур Бурдули. Модная гитарная музыка. Это, судя по всему, для самых юных и прогрессивных. И - как противоположность самой новой музыке - другой участник фестиваля, один из первых, кто начал играть рок на 1/6 части суши Бачи Китиашвили. Почти 40 лет назад. Почти одновременно с ROLLING STONES. Играет не виртуозно, а┘ ну вот как вы ходите или дышите. Ведь нельзя сказать, что вы это делаете виртуозно, или кто-то делает это лучше или хуже. Но играют так немногие. Равно как немногие уверенны, что рок-н-ролл основан на грузинской народной музыке┘ Конечно же, все прекрасно помнят, что главное музыкальное течение 20 века породил гений печальных североамериканских негров, а все остальное называется элементом фольклора. Но почему-то в грузинском роке нет "элемента". Отзвук народных ритмов и мелодий слышен, но отделить его от музыки невозможно, потому что он разлит в ней, как воздух. Возможно, кто-то помнит группу из Кутаиси OUTSIDER. Коллектив в самом начале 90-х регулярно выступал в Москве и даже выпустил виниловую пластинку, записав ее на студии у Петра Мамонова. Надо сказать, что-то есть у них от Звуков Му, а может, и от Тома Уэйтса. А может от панк-рока, а может┘
Первая часть фестиваля прошла в мае, вторая в июле в Зеленом Театре. В сентябре Тбилиси на одной из своих центральных площадей намерен собрать не только лучшие группы Закавказья, но и любопытное музыкальное, что есть в Швейцарии, Англии, России, Америке. Вот этот сентябрьский трехдневный фестивальный марафон должен удивить по-настоящему. Да что тут говорить, когда майский фестиваль привел в легкое замешательство не только российских гостей, но и остальных музыкантов. Главное удивление относилось к группе из Батуми с не самым оригинальным названием INSIGHT. Коллектив исключительного музыкального обаяния. При всей мягкости звука - внушительный драйв и глубинная сила. Ну а главный козырь - вокалистка, очаровательная и голосистая Нино Катамадзе. Тут в голову лезут банальные определения вроде "открытие", "потрясение" и т. д. Но, скорее всего, не пройдет много времен, как эту группу услышат и в России. Тогда наверняка не будет недостатка ни в количестве, ни в разнообразии восторженных эпитетов.