Дружба слона с китом.

   Да, вопреки заявленному порядку - первым выступал Ва-Банкъ. И я это не сразу понял, - но об этом чуть позже.    Перед началом шоу ничто не предвещало аншлаг. На треть заполненный зал, небольшая кучка у сцены... Кто-то вопит, как всегда, кто- то свистит. Хорошо продается пиво, люди ходят туда-сюда со счастливыми лицами.
   К началу выступления зал набит битком. Но вот - гаснет свет, зажигаются некие синеватые лампионы и играет что-то таки мрачно-психоделическое. Психоделия, одним словом, играет. Так вот, думаю, какой ты, новый альбом группы АукцЫон. Шаманские ритмы нарастают, бурчание какое-то, индустриальный размах - загораются огни - ба!
   А это еще кто такие?! Под этот самый бит на сцене появляется субъект в шапочке китайского мандарина, в очках и кожанке a-la Олимпиада-80. Поет, можно сказать - заклинает, размахивая продолговатой ретортой в руке, отхлебывет из бутыли изрядными глотками. Да это же Александр Ф. Скляр! Ну и ну. Поражаюсь изобретательности. От "элегантного позерского панк-рока" в конце 80-х, через увлечение "альтернативой" и уроками плаванья к шансону и вот теперь, здравствуйте - психоделия. Вот что такое "сила печатного слова" - в данном случае сила книг Виктора Пелевина...
    Я продолжаю наблюдать за происходящим, все более изумляясь. Песня со словами "я хочу слышать твой пульс" мне не знакома, я расчитываю услышать в дальнейшем уж совсем что-то из ряда вон - аудитория в растерянности - что такое, где же русский рок? А вот и он, родимый.
   В дальнейшем Ва- Банкъ не продемонстрировал сюрпризов. Радиохиты, просто знакомые песни, кавер Цоя - "Мама, мы все тяжело больны" и история про встречу с Петром Мамоновым, предварявшая "Досуги- Буги", из мрачного психоделического гимна в трактовке Ва-Банка превратившегося и в самом деле, в кабацкий буги-вуги. Но тут я вдруг обратил внимание на фендер- стратокастер цвета слоновой кости. Как известно, если в пьесе в первом акте висит на стенке ружье, то в третьем оно должно выстрелить. Так и тут - если стратокастер цвета ivory, то будет Джими Хендрикс. И точно: после шоу-стоппера "Вася Совесть", уже под конец программы, Александр Ф. и лохматый гитарист в широченных синих штанах и такой-же робе, подскочили к усилителям Marshall (опять Хендрикс!) - и ну давай вызывать фидбэки! Зал потонул в реве и вое. Феерия! Нет, это надо было слышать. Хороший фидбэк стоваттного лампового усилителя стоит пары хитов с иного нашего радио. Спасибо, Ва- Банкъ. Это было мощно.
   Обалдевший (я предпочел бы менее корректный термин) народ в испуге стал скандировать А-У-КЦЫ-ОН! А-У- КЦЫ-ОН! Но прислоненные к кабинетам (ящики с рядами динамиков) гитары - уже без музыкантов - продолжали завывать, покуда звукорежиссер не увел их с пульта.
   После технического перерыва на сцене - АукцЫон. Так, наверное, приветствуют гол, забитый любимой командой футбольные фанаты - зал просто заходится от восторга.
   На этой неделе у группы вышел новый альбом под названием "Это мама". Но со сцены про альбом сказано не было или было сказано, да я не расслышал - ибо говорил только Гаркуша, а его микрофон как-то так отстроили, что разобрать слова не представлялось возможным. Похожий в видоискателе фотоаппарата на Евгения Евтушенко, он читал стихи между песнями, доставая из саквояжа тетрадку, и общался с залом - это я понял, но смысл реплик постоянно от меня ускользал, несмотря на газированную водичку вместо пива, как положено. В VIP-зоне, куда я решил пререместиться из партера, шел непрерывный, так сказать, обмен жидкостями - не то, что вы подумали - люди то и дело вскакивали и убегали, потом возвращались с пластиковыми полулитровыми стаканами и опять вскакивали и бежали куда-то, чтобы опять прибежать. Я же сосредоточился на звуке и воспоминаниях,- думаю не один я: в зале было полно людей разменявших четвертый десяток, они подпевали каждой песне, зажмурив глаза, а некоторые даже привели с собой маленьких детей. Что можно сказать - АукцЫон убедительно доказывает, что эстетская, декадентская, неформатная музыка, сдобренная непонятными, эстетскими стихами, без какой-бы то ни было "ротации" имеет огромный успех вот уже без малого 20 лет.
   Совершенно непонятно, кем приходится эта группа "русскому року". Внучатый племянник? Седьмая вода на киселе? Теряюсь в догадках. Но рискну предположить, что эту группу все же надо слушать не на концерте.
   Да, все было, как обычно. Гаркуша в белой рубахе с баночкой из-под пива трясется как заведенный, Леня Федоров в серой майке трясется и поет своим нечеловеческим голосом, играют трубы, - все как обычно. Исполнялись хиты, много песен было с черезвычайно любимого мною еще со школьной скамьи альбома "Жопа" - тогда он, правда, назывался "Дупло", - что, возможно, звучало более многозначно. Звук был грязноват, но, возможно это укладывалось в новую авторскую концепцию: играют так же, как на пластинке, говорил я, когда спрашивали, как играет АукцЫон живьем, а тут все как-то по-другому - свирепо и даже несколько зло.
   Я давно перестал следить за творчеством этих колоссов. Для меня музыка АукцЫона слишком темна, депрессивна. Это музыка Петербурга, сырых морских ветров, туманов, темных парадных и призраков. Я искренне не понимаю, как под нее можно прыгать и веселиться, обливаясь пивом. Но зрители, пришедшие в ДК Горбунова, не разделяли моего мнения. Со мной было меньшинство. Оно-то и направилось к выходу, когда Леня, оборвав песню на полуслове, снял свой пижонский фендер-ягуар и ушел со сцены, а за ним, поиграв немного, ушли остальные музыканты. Партер не расходился, свистел, требуя "на бис" - но я уже спускался вниз по лестнице.
   На улице сыро и холодно - по- петербургски. Краем глаза замечаю на облупившейся стене дома плакат: "такое-то октября, группа Ленинград, специальный гость Захар Май". Крепите дружбу слонов и китов!
Версия Б. Блажковича.