Путь Воина и Путь артиста. TOO LATE.

- Какие гордости есть за последнее время творческие?
- Главная гордость - это концерт, который удалось организовать 21 марта - в совместный день рождения Вертинского, Утесова, Козина. Давно вынашиваемая идея. Козин не менее велик, чем Вертинский и Утесов, но его незаслуженно забыли. А в этом году ему исполняется 100 лет, и ОРТ подготовило к его столетию фильм. А впервые я услышал о Козине в 80-м году - это был первый мой год пребывания в Корее, и мне было там очень плохо. Вплоть до того, что я придумывал способы, лежа бессонными ночами, что бы сделать такого, чтобы меня из Кореи выперли.

- Что ты делал в Корее?
- Я работал дипломатом. Самым низовым, начальным дипломатом в посольстве. Я не сумел придумать ни одного способа, который бы не поставил на мне крест как на социально-вписанную персону. А идти абсолютно против социума мне не хотелось.

- ?
- И случайно в это время приехал в Корею мамин очень хороший приятель, журналист, который работал в Иркутске. Мы с ним вечером встретились у меня на квартире и он мне рассказывал о Козине. О том, как он его посетил в его маленькой магаданской квартире. Мне удалось достать пластинки. Там, буквально, 3-4 песни его позднего периода, когда он был полностью реабилитирован. Это, примерно, 53-й год, ему было 50 лет, и он принял решение не приезжать в Москву и остаться в Магадане. А всего им в ╚поздний период╩ было написано менее ста песен! Эти песни он записывал на магнитофончик, который в фильме показали. Но были же рядом люди, знавшие о его судьбе, и у которых была реальная возможность ему помочь? Можно себе представить, что если бы к нему обратился кто-то, предложил: "ну, что вы там сидите в Магадане? не хотите возвращаться в Москву - ваше дело, но давайте мы вас запишем по-человечески, профессионально". Это несложная вещь, записать артиста под фоно, достаточно одного хорошего магнитофона. Привезти такую бандуру в Магадан √ дело просто тьфу!

- И что ж не предложили?
- Это и есть тот момент, который меня крайне разочаровал в фильме. Фильм снят нормально, достаточно уважительно, но вот от этого ощущения ты не можешь отделаться. Совок, конечно, порушил его жизнь. Но пост-совок, когда он был еще действующий артист. Где все? Где помощь друзей? Когда у него было 90-летие, он не поехал в этот зал творчества, где все было готово. Из двух отделений должен был быть концерт в его честь. И мэр Магадана стучался там, когда уже был полный зал, когда все собрались, золотое кресло поставил - а он сказал: я не поеду. Я его отлично понимаю. Вот так. Я объяснил?

- Да, и очень доходчиво.
- Я прекрасно понимаю, судьба у Вертинского - не слаще. Другая, но не слаще. Я Вертинского называю - "внешним эмигрантом". А Козина - "внутренним эмигрантом". Не эмигрировав из страны, он, тем не менее, оказался в абсолютной изоляции. Ну что такое Магадан? Конечно это территория, выкинутая из активного культурного контекста.

- Ты, наверно, очень добрый человек?
- Не знаю. Наверно. По крайней мере, я могу сказать, что очень где-то глубоко и внутренне - я очень справедливый человек. Я - Собака, а у Собаки, как известно, главное качество - это преданность и справедливость.

- И тебе, наверно, очень нравится петь?
- Это моя профессия. Мне не очень, может быть, иногда хочется петь. Я почти не пою дома. Став профессиональным музыкантом, я почти перестал петь в компаниях. Мне хватает моей концертной работы и репетиций с группой. Я люблю петь, когда у меня все складывается, когда у меня хорошая аудитория. А во всех остальных случаях я пою, потому что это моя профессия. "Я люблю петь" - это не очень точно. Я люблю читать. Люблю смотреть интересные для меня фильмы. Вот это я люблю.

- Из всех видов деятельности - не когда лежат на диване, а когда что-то делают - тебе больше всего нравится петь?
- Да. Наверно, да. Это факт.

- У меня такое впечатление, что ты создал некий мир и живешь внутри него?
- Абсолютно точно. Абсолютно точно.

- Как такой Будда. Паришь в центре.
- Ну, это слишком высоко на самом деле. Как Будда в центре.

- У Будды, может быть, мир - другими зави тушками или других размеров, но принцип...
- Принцип, да - такой. Я создаю мир вокруг себя и стараюсь поставить себя в центр этого созданного мной мира. Это факт. Это то, ради чего я вообще занимаюсь тем, чем я занимаюсь. Это позволяет мне организовать мою Вселенную. Я, ведь, очень много думал на эту тему в силу своих личных, жизненных обстоятельств. Я не тот человек, который сразу пришел к идее музыки, как способу существования. У меня была диаметрально другая линия жизни. И эту диаметрально другую линию я всячески старался сломать.

-Что за линия?
- Ну, вот эта, социальная линия. Работа на социум.

- Включая Корею?
- Именно. Именно в Корее.

- И ты ее хотел сломать.
- Я ее хотел не просто сломать. Я ее хотел вообще переломать об колено и полностью на 180 градусов изменить свою деятельность.

- Чем она тебя не устраивала? Неужели ее недостаточно для того, чтобы сделать человека счастливым?
- Для того, чтобы сделать человека абсолютно несчастным.

- Для чего эту линию нужно уничтожать? Умный, грамотный, воспитанный, образованный человек и вдруг...
- ОК. Давайте попробуем шагнуть назад. Представим себе человека, который заканчивает школу в 75-м году и ставит себе задачу поступить в достаточно престижное высшее учебное заведение, которое, с его точки зрения, обеспечит ему достойное место под солнцем в этой системе, которую он уже тогда не любит и не признает, но вынужден с ней идти на компромисс. Он осуществляет эту идею, поступает в МГИМО. Он начинает жить в этой среде и видит, что его окружают люди, совершенно чуждые ему по мировоззрению. Совершенно другие жизненные установки. И когда ты понимаешь, что ты вошел в среду совершенно других людей, то ты можешь или принять это, если ты к этому, был изначально подготовлен внутренне...

- Склонен.
- Да, склонен. Или отторгнуть это, и тогда ты становишься изгоем. Ты, конечно, продолжаешь со всеми здороваться. У тебя даже могут быть даже более-менее приятельские с кем-то отношения. Но ты √ не часть этого всего. Значит, какие у меня могут быть действия? Вообще, какие действия могут быть у нормального человека? Первое: уйти из института и попробовать поступить куда-то в другое место. Сразу возникает вопрос - опять проходить всю эту мясорубку заново? Опять сдавать куда-то? Уходишь к тому же из-под защиты военной кафедры, становишься военнообязанным. А это то, что я категорически не хотел. Значит, соответственно, второй вариант - ты, просто, пытаешься там существовать, не особо вступая в конфликты и замыкаясь, как бы, на себя. По сути дела, ты там уже начинаешь строить свою внутреннюю Вселенную. Учиться без хвостов - минимум усилий, Все остальное время я начинаю отдавать любимому делу - музыке. Соответственно, меня распределят куда-нибудь, в непрестижное, с точки зрения системы, место. Это место выплывает, примерно, к пятому курсу само по себе на меня: я интересуюсь музыкой, и вдруг, выясняется, что есть такая отличная контора под названием ╚Совискусство╩. А это, просто, то, что мне надо. Почему? Потому что ╚Совискусство╩ - это импорт и экспорт грампластинок! Я буду обычным функционером. С 9-ти до 6-ти. После шести у меня свободное время. Я еще молодой человек. Я могу это время как угодно использовать. Я могу заниматься музыкой. Моей любимой. Делать группу. Играть.

- Тогда ты еще любил петь?
- Тогда я очень любил петь и очень много пел. Я пел все свое свободное время. Я знал - когда-то пересчитывал - не меньше, чем 200 песен. Наизусть. Очень любил их петь под гитару. И делал это с большим удовольствием во множестве ансамблей, которые я создавал, и они как грибы проросли потом.

-Ты создавал ансамбли?
- Конечно. Я и создавал, и входил как гитарист в огромное количество ансамблей. Их было штук десять, не меньше. Вечера в МГИМО были любимым делом. Всегда нужно было, чтобы кто-нибудь сыграл на гитаре, спел. И на одном из Новых годов я пел песню "Марионетки" - "лица стерты, краски тусклы". В этот момент зашел Макаревич с группой - они должны были играть после вечера художественной самодеятельности. Суперэпизод! Я допевал песню, глядя на Андрея Макаревича, сидящего в первом ряду.

- Не обязательно, если тебе не нравится какой-то мир, сидеть и, просто, ╚думку думать╩?
- Абсолютно необязательно. А чего? На лекциях можно было читать спокойно. Какие проблемы? Сиди себе с книжечкой и все. Главное, что ты не болтаешь и не спишь. И у меня был очень интересный круг общения вне института. На втором курсе я познакомился с очень интересной группой творческих людей, которые были объединены студией экспериментальной музыки.

- Как ты их нашел?
- Один из моих сокурсников с ними был знаком, и мы довольно долго с ним на эту тему общались.

- А потом?
- Потом он меня с ними познакомил, и я стал большую часть времени своего свободного проводить там. Там стоял единственный в Москве moog-синтезатор! Его привезли для озвучки какого-то фильма, использовали, потом уехали и забыли. И это чудо - сокровище! осталось бесхозным. И на базе этого moog-синтезатора стали собираться разные композиторы: Эдуард Артемьев, Володя Мартынов, Леша Любимов. Андрей Тарковский использовал его в "Сталкере", по-моему. Мне было, чем заняться.

- Когда ты в Корее думал, как переломить эту линию, твой другой мир уже существовал?
- Абсолютно. И более того. Я все больше и больше прихожу к мысли о том, что внешнее направление человеческой судьбы никоим образом не связано с его внутренним направлением. Человек может продолжать оставаться музыкантом, в САМОЙ внешне, казалось бы, не приспособленной для этого ситуации. Я мог бы, на самом деле, остаться и в этой Корее, и в этом МИДе, и ничего бы не изменилось.

- Как?
- Никак! Я просто не был бы "активным музыкантом". Но внутреннее содержание не изменилось бы.

- Человека?
- Конечно! Я бы стал тем, что я для себя называю "внутренним музыкантом". Вот сейчас я - "внешний музыкант". Музыкант, который внешне проявлен. А если бы я оставался в этой системе, я все равно стал бы музыкантом. Но только я стал бы "внутренним музыкантом". Музыкант - это не тот, кто может играть. Музыкант - это тот, кто не может не играть.

- Если бы ты остался в той системе, ты сейчас был бы таким же или другим?
- Как "внутренний человек" √ таким же. Как "внешний человек" наверно немножко другой.

- Если бы ты обстругивал себя 20 лет, как бы ты остался?
- Ну ты себя обстругивал, а внутри уходил бы все дальше и дальше. И вот перед тобой стоит абсолютнейший чиновник, со сгрижечкой соответствующей, в модном прикиде. А внутри √ человек.

- Люди не меняются?
- Нет, конечно.

- Как родился, так и все?
- Не как родился. Как осознал √ так и пошел. Если точно осознал. Но человек может сам не поверить или пропустить свое это внутреннее осознание. Тогда с ним начинаются страшные, и в общем-то, необратимые изменения внутренние. Бывают моменты ярких вспышек этого осознания. Когда ты очень точно понимаешь, что ты есть. Эту вспышку можно сознательно погасить. Первый раз прошла и погасла эта вспышка. Прошло еще какое-то количество времени - она возникла снова, меньшей активности. Ты ее опять погасил. Уже проще ее погасить. Потом она снова возникла √ ты ее опять погасил. А потом она просто не возникла! Ты загубил в себе то, что несколько раз давало о себе знать. И чем более жесткая система социальная, в которую ты вписан, тем это проще делается.

- Может быть, она бы тебя задавила?
- Может быть, конечно. Когда я вот эту мысль продумывал, я уже был в такой степени понимания этой вспышки, что уже не мог меня бы МИД задавить. Но кто знает, как было бы, если бы я тогда не сделала этого. Найдя какие-то причины - например, ну, как же я оставлю семью без шоколада? Как же я расстрою своих родителей? А я их реально расстроил так, что мой отец не ходил на мои концерты 16 лет. Ни на одном концерте не был. Можете себе представить, какую я нанес травму ему? Единственный сын в семье. Соответственно, он никогда не спрашивал меня о музыке, о моей деятельности. Я уже 16 лет занимался "Ва-Банком", я уже 4 года вел сольную карьеру, у меня там уже пластинок неизвестно сколько - а он никогда не спрашивает! И вот только год назад ситуация изменилась. Поэтому, если бы все эти причины я провел бы как первые, конечно, можно было бы и не уйти из МИДа. И погасить эту яркую вспышку.

-Но ты ушел.
- Здесь есть еще один момент, очень важный. Важно не упустить момент, когда еще можно начать. Я начал, ну, вот совсем на излете! Еще чуть-чуть, еще год, ну, может быть, два от силы - я бы уже не стал профессиональным музыкантом. Я ушел из МИДа в 26 лет. Создал группу в 28. Артисты, на которых я ориентировался - из жизни уже уходили в это время, а не то, что создавали группы! Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон - три моих главных кумира. Джимми Хендрикс - номер один. Его портрет у меня с пятого курса, вырезанный из пластинки, прошел со мной Корею, всегда стоит у меня в кабинете. В той же рамке, что когда я его вырезал. Он ушел, ты только начинаешь! Ты начинаешь, когда его уже нет. Потом -Гумилев! Тебе 35, а он ушел в 35. Все то, чем ты восхищаешься в его поэзии, уже им сделано к этому возрасту. Последний рубеж, о котором я думал, это 43.

- А что в 43?
- Высоцкий. Теперь я живу уже в рубеже 45. У меня нет никого на этом рубеже. Следующий рубеж -50 лет, Козин. Когда он принимал для себя судьбоносное решение: оставаться в Магадане, не переезжать в Москву. Мне еще 5 лет до этого рубежа. Ну, а дальше, конечно - Миямото Мусаси уже идет!┘ Доходишь до 50, а дальше, конечно, у тебя становится следующий рубеж √ 63.

- А что в 50 и 63?
- Ну как! Миямото Мусаси пишет: ╚в 50 лет я понял путь меча╩. В 30 √ перестал сражаться. В 30 осуществил свой главный поединок, после которого его петрестали вызывать на поединки. После этого поединка за ним закрепилась на всю его жизнь его пожизненная кликуха - "Бог Меча". Бог Меча 30 лет! И в 30 лет он осознал, что он не понимает Путь. То, что он провел до этого √ а это было около 60 поединков насмерть - все те люди, которых он убил...

- По-моему, он с 13 лет начал.
- Да, в 13 лет он убил первого соперника. Так вот, в 30 лет он понимает, что не понимает Путь. Тогда он стал на Путь и занялся внутренним Путем меча. Он пишет ╚в 50 лет я понял Путь меча╩.

- При чем здесь Путь? Как связано ╚петь╩ и ╚Путь╩?
- Ну, вот именно и есть тот самый Путь. У него - свой, у меня - свой. Конечно. Я стал на Путь лет в 35. Когда я это понял. Я не просто музыкант, я на Пути.

- Тот, кто идет по Пути - одинок и в опасности. Тебе, наверняка, знакомо это древнекитайское изречение?
- Одинок √ это уж точно. Чем дальше идешь по Пути, тем более одиноким становишься. Я это ощущаю. Внешнее количество людей, которые тебя окружают, не имеют к этому никакого отношения. Это путь внутреннего одиночества.

- Это же не то одиночество, которое тебя тяготит?
- Нет, конечно. Если бы оно тяготило, Миямото Мусаси не ушел бы в последние три года в пещеру. Он же за три, за четыре года до смерти, в общем-то, получил все то, к чему он шел: осознал Путь меча, его больше никто не вызывает... Он реально жил в одиночестве, в пещере. Явно это то одиночество, которое не тяготит. Без сомнения.

- Ты же, наверняка, задавал себе вопрос: что заставляет тебя идти по Пути?
- Наверняка задавал. Не знаю ответа. Точнее, есть несколько "внутренних версий"... Во-первых, музыка - это один из наиболее точных и действенных способов преобразования души. Музыка, как элемент Вселенной. Она организует душу. Другая версия, дополнительная: мы выбираем то, к чему у нас есть какое-то призвание. Если ты имеешь возможность петь и делаешь это с удовольствием, почему бы ни сделать это формой своего существования?

- Но что заставляет идти по Пути безотносительно к форме?
- Это очень глубокий вопрос. Я не знаю ответа на этот вопрос. Что заставляет?

- Ты по нему идешь, и чем дальше, тем меньше отклоняешься?
- Да. Это - форма самодисциплины. С этим связан любой профессиональный вид внутренней деятельности. Почему человек достигает вершин, выбрав то, что ему близко? Почему он достигает, если достигает?

- Да-да, важно.
- Очень много факторов различных, но есть один фактор совершенно точно присутствующий у тех, кто достиг. Фактор внутренней самодисциплины. Это действительно вещь, которая с годами только усугубляется. Это абсолютно точно. Может, я знаю еще не очень много из главных рецептов, но это один из главных рецептов.

- В чем проявляется твоя внутренняя дисциплина?
- В повышенной строгости к себе в профессиональном плане. Ты уже не можешь себе позволить в день концерта быть не в форме. Ты не можешь позволить себе легкое времяпрепровождение, не связанное с музыкой, если у тебя впереди цикл важных репетиций. Ты же сам перед собой эту цель поставил, тебе же никто не навязывал. Это с годами только усиливается. У человека, который решил дойти по Пути. До того, чтобы можно было самого себя назвать мастером.

- Мастер никогда не назовет себя мастером всерьез.
- В этом-то все и дело, и ты это тоже начинаешь понимать. И Миямото Мусаси себя мастером не называл. Но, тем не менее, конечно, он - мастер. Это вот ╚ощущение мастера╩. Когда ты шел, шел, шел по некоторому туннелю, и вдруг - как некий цветок! √ у тебя раскрылись, просто, другие горизонты. Это и есть момент, когда ты стал мастером. Хотя внутри ты понимаешь: ╚да нечего там пахать, и вообще все бесконечно, сколько бы я не жил, я буду идти, идти, идти╩. Но горизонт-то уже раскрылся - другой. Ты шел - и бах! - и вот он все. Другие, другие открылись дали.

- Тот, кто идет по Пути, он ориентируется на свои внутренние ценности?
- Конечно. Без сомнения.

- Это значит, что его внутренние ценности - это первичное, основное, главное?
- Это первичное, основное, главное.

- Если внутренняя система ценностей - это главное, первичное и основное, то это означает, что внешние ценности, ну, общественные, это вторично?
- Ну, конечно.

- Это означает, что, если мир тебя не признает...
- Он просто выкинет тебя.

- Но это ты сам сделал свой выбор? А признает или не признает, это зависит от твоего мастерства и от расположения звезд?
- Да, конечно.

- И обижаться не на что?
- Не на что.

- Я хочу сомкнуть две линии вопросов. Один вопрос: если ты идешь по Пути, то какие причины, что ты идешь по Пути? Второй вопрос: если для тебя важны внутренние ценности, а внешние - постольку поскольку, то это можно назвать битвой, войной?
- Конечно, поэтому я это всегда сравниваю с самурайским поединком.

- И теперь я свожу эти два вопроса в такой: так что тебя заставляет объявлять войну Миру ежесекундно, ежечасно?
- Только внутреннее осознание родственности Пути меча и Пути артиста.

- Люди объявляют войны из-за недовольства чем-то. А основа твоей войны, битвы - там, ведь, нет недовольства, она не основана на недовольстве?
- Нет. Там если есть недовольство, то только самим собой. Только самим собой. У цветка есть внешние лепестки, и есть внутренние. Внутренние - это и есть ты, а внешние - это Мир. И какое имеет значение для розы, в каком конкретном мире она растет? Она - роза. И важно для нее то, что внутри. То, что раскрывается в последний момент, А еще важнее то, что вообще не раскрывается То есть, не дает себя Миру.

- Важнее то, что вообще не раскрывается?
- Вообще не раскрывается! Это и есть то самое зерно. Как бы искренне Миямото Мусаси ни писал книгу "Пяти Колец", но любой, кто дочитает ее до конца - последняя, самая сложная, часть его книги называется "Книга Пустоты" - упирается в абсолютную невозможность это понять и понимание, что со стороны мастера это абсолютно невозможно высказать. Он говорит: ╚И вот, когда вы поймете, что Путь √ это пустота, а пустота √ это Путь ,вот тогда вы поймете все!╩. Вот все, что можно на эту тему сказать.

- Миямото Мусаси, Ден, Конфуций, Ницше √ все эти темы тебе знакомы. А твои песни √ очень простые. Ты специально избегаешь сложных тем?
- Да. Специально. У меня есть те образы, которым я внутренне следую, которые уже, видимо, стали частью моей ╚сочинительской╩ натуры. Они всегда очень простые. Будь то стихи Гумилева или ╚Семь самураев╩ Акиро Куросавы. Письма Такуано Сохо или же кристальной частоты проза Пушкина. Вот они - образы. Просто. Естественно. Кому-то удобно писать сложно. И это бывает также офигенно как Рембо. Он не мог писать просто. А Гумилев мне ближе. Просто, ближе моему внутреннему чему-то.

- Я хочу вернуться к началу разговора. Не помогли. Козин. Путь. А как для тебя лично вопрос помощи другим живым существам?
- Подтолкни падающего. Никакой помощи. Нет.

- ╚Падающего - толкни╩ - это строчка Ницше.
- Никакой помощи. Это слишком сложный путь, это слишком индивидуальная вещь, я слишком серьезно к этому отношусь, чтобы можно было моими усилиями искусственно поддерживать кого-то. Кому суждено, тот упадет и так. Значит, подтолкни его. Чтобы он быстрее упал и быстрее разбил себе лоб и быстрее понял, что он - не там.

- Ты - человек, идущий по Пути. Человек достаточно проработанного внутреннего мира. И ты исповедуешь философию ╚падающего √ толкни╩. Ты смотришь на людей - мэров и прочих - которые не помогают, и говоришь: ╚ну, как же так, не могли помочь╩. Но у них-то - сознание еще менее проработанное. Что получается? - И некому в этом мире кому бы то ни было помогать?
- Я понял твой вопрос таким образом: помоги или не помоги тому, кто еще идет. И совсем другой вопрос, когда мы говорим о помощи мастеру. Я же не имел в виду ╚помоги ему в творчестве╩. Нет, конечно. И это совсем другое, и тут бы и Ницше, в этом конкретном случае не сказал бы ╚подтолкни╩. Его некуда толкать. Он на краю стоит. А если на краю, то на своем. И к этому краю ты еще фиг подойдешь. Чтобы его подтолкнуть. Я о другом говорил. Если же ты спрашиваешь меня о помощи Козину, то вот как я расшифровываю свою позицию: нельзя быть абсолютным тупым приверженцем догмы. И восприняв мысль Ницше ╚подтолкни падающего╩, должен понимать, какого падающего он имеет в виду.

- Мне кажется, что элементом Пути должно являться сострадание, причем, в деятельной форме. И что наиболее продвинутые люди - наиболее приспособлены к тому, чтобы это делать.
- Согласен с тобой. Это вполне может быть. Тут я с тобой соглашусь абсолютно, потому что догма - это одно, а реальная жизнь - это совсем другое. И у тебя может оказать на твоем пути человек, которому... Ну, скажем так, в которого ты, просто, поверил. Он столько раз может упасть. Но вот он почему-то симпатичен.

-Да.
- Вот. В этом случае наверно не нужно свое сердце закрывать. Тем более догмой. Как бы она тебе ни была близка, понятна и эффектна. И, скорее всего, нужно следовать велению сердца. Я думаю, что это тоже часть Пути, и я не могу поверить, что можно стать мастером, закрыв свое сердце.

- Какое-то количество молодых людей √ бьется, мечется, пытается что-то понять. Что бы ты им мог сказать?
- Одна из немногих вещей, в которой я абсолютно уверен. У Миямото Мусаси в его преамбуле есть несколько заповедей. Я пока еще не все заповеди понимаю, но одну осознал настолько точно, что даже сделал себе татуировку, чтобы помнить об этом осознании. Осознание невозможно забыть, но нужно напоминать себе. ╚Too Late╩ - ╚слишком поздно╩. И это вот и есть то, что я могу сказать молодым людям.

1 Не опоздайте встать на путь война. Всегда помните, что какие-то вещи нужно успеть сделать до какого-то временного рубежа.
2 Не опоздайте встать на путь война, иначе что-то в этой жизни для вас окажется ТОО LАТЕ.
3 Не опоздайте влюбиться.
4 Не опоздайте понять, что вы музыкант. Не опоздайте понять, что вы не музыкант.
5 Не опоздайте пойти против толпы, иначе она пойдет против Вас.
6 Не опоздайте войти в стадо, и не опоздайте уйти из стада.
7 Не опоздайте начать читать хорошие книги, потому что со временем вы не будете понимать какие книги хорошие, какие плохие. Не опоздайте вообще начать читать.
8 Не опоздайте начать думать своей головой.

И этот ряд можно продолжить до бесконечности. Я думаю, что я выразил свою мысль.
ТОО LАТЕ! Всегда помните, о том, что в этой жизни, в этой единственной и уникальной жизни, есть какие-то важные внутренние рубежи, преодолев которые, вы не сможете вернуться назад, а, соответственно, что-то будет сделать поздно. Вот.
ТОО LАТЕ! имейте всегда в голове. "Слишком поздно".

беседовал: Клейн