ВЫПУСК N 176(192) |
3-й Большой Московский фестиваль пива "Братина-2001" проходил с 21
по 29 июля в Олимпийском комплексе "Лужники". Это мероприятие за время
своего существования успело понравиться москвичам и гостям города. Отрадно,
что праздник проходит третий год в одном и том же месте. В этот раз даже
расположение фирменных заводских шатров практически повторяло 2000 год.
Снова появился входной билет, стоимостью всего 10 рублей (только на выходные
дни), что оказалось дешевле кружки пива. Туалеты оставили бесплатными.
|
|
Напомню, что все пивзаводы-участники платят довольно приличные деньги за возможность выставляться. Вернуть затраченные средства практически невозможно, что уж тут говорить о прибыли. Не знаю, утверждаются ли цены, но, скорее всего, каждая фирма может установить их по собственному разумению и менять по ходу дела, что частично подтвердилось практикой. Пивная общественность с большим скепсисом отнеслась к возможному появлению мелких производителей, но и тут есть улучшение. Коллекционеры в прошлом году были разочарованы отсутствием какой-либо атрибутики, но ведь это мероприятие не специализированная выставка, поэтому надо делать некую поправку на сам статус. Удивительно, но многие жители города даже не подозревали о проведении фестиваля. Создаётся впечатление, что лишние посетители устроителям просто не нужны. К сожалению, я побывал в Луже всего три раза, надо будет в следующем году брать отпуск. |
|
Вернёмся на территорию. Как и в прошлом году, Очаково и "Эфес" имели отдельные площадки с собственной концертной программой. В этот раз в компанию "крутых" попал и Клинский пивкомбинат. Удивили подмосковные производители собственным аттракционом. Не знаю, как эта штука называется по научному, но суть её в том, что совершенно бесплатно можно было полетать в специальном костюме под действием воздушных струй агрегата. На выходе отлетавшийся получал стаканчик "Клинского светлого". Других напитков завод не представил, но, честно говоря, их площадка меня совершенно не привлекала. Довольно продолжительные эксперименты по вхождению в "продвинутость" этого пива ещё больше отдалили меня от поклонников этого сорта (15 рублей 0,5 л, 4-ая кружка бесплатно). |
|
Такие же слова могу сказать по поводу "Эфеса", да и новинок там не
было (20 рублей 0,4 л). Очаковский пивзавод впервые представил не фильтрованное
пиво. Про этот сорт было известно ещё в прошлом году, но тогда его никто
так и не увидел. Учитывая, что разливных сортов у завода было всего два
- "Классическое" и "Экстра", то можно говорить о существенном увеличении
ассортимента. Надеюсь, что поклонники у этого напитка найдутся, по крайней
мере недостатка желающих попробовать я не заметил. 25 рублей за пол-литра
(остальное пиво стоило дешевле), вкус традиционный, очаковский. Атрибутики
пока нет, так что даже характеристики остались неизвестными. К фестивалю
завод выпустил специальный буклет.
Первой кружкой в Лужниках для меня было полутёмное пиво Лужниковского мини-пз. Этот напиток по модному назвали "красным", и опять не было представлено имбирное, которого в этом году варить не собираются. Напомню, что бутылочного пива эта пивоварня не выпускает, а на КЕГ клеят невзрачную черно-белую бумажку. Но вкус этого напитка весьма неплох, а цена 20-25 рублей уже никого не отпугивает. |
|
В прошлом году огромный интерес вызывала продукция Москворецкого пивзавода, поэтому его шатёр невольно манил. Разливное пиво этого предприятия можно купить только раз в году, в Лужниках, поэтому упускать такую возможность для любителя янтарного напитка недопустимо. На этот раз вниманию потребителей предложили все четыре сорта "Гонца". Напомню, что владельцем этой торговой марки является Центрально-Европейская пивоваренная компания (ЦЕПКО), а сорта напоминают по вкусу традиционное москворецкое пиво, но с изменёнными характеристиками. К сожалению, всё пиво в день открытия оказалось тёплым, если не сказать горячим. Понятно, что погода жаркая, но почему-то у других пз с градусами Цельсия было всё нормально. "Хмелевое" и "Бархатное" продавали по 12 рублей, а "Янтарное" и "Золотое" по 10. Разливать теплое пиво довольно сложно, поэтому заводчане выкрутились довольно оригинальным способом. В пол-литровый стакан наливали по 400 миллилитров. При отсутствии барной метки точно определить количество напитка было просто невозможно, поэтому кому-то могло достаться 450 г, а другим - 350. Можно было купить холодные ПЭТы тех же сортов, причём без очереди. Только стоили они дороже, чем в магазине. |
|
Останкинский пивзавод новыми сортами не порадовал. Всё было как обычно: "Московское", "Останкинское классическое", "Останкинское светлое" и "Останкинское тёмное". Цена также была прошлогодней - 15 рублей. Отмечу новый галстук у "светлого", а для "тёмного" пока ничего не придумали. Да и какой смысл, потому как этот сорт варят только к фестивалю. Традиционно, во Дворце Спорта проводилась народная дегустация (50 рублей). Но желания её посетить у меня не возникло, хотя кондиционеры этого сооружения со своей задачей справлялись. Результаты опроса, в принципе, известны заранее, тем более, что сортов в дегустационном листе было совсем мало и всю программу можно было выполнить на улице. |
|
Далее располагались шатры группы "Балтика". Не музыкальной конечно,
а пивоваренной. "Ярпиво" выступило очень скромно, в продаже имелось "Янтарное"
по 20 рублей и ничего другого. О чём тут рассказывать? "Балтика-Дон" предложила
гостям фестиваля свою разливную "единичку". Это весьма лёгкое пиво как
раз для жаркой погоды. Имеется фирменный галстук и бирдекель. Рядом с кранами
располагались холодильники с бутылочным пивом, видимо для почётных гостей.
Новинок не обнаружил. Туляки выстрелил "Арсенальным", причём совсем без
номера. Подставка также обезличена. По вкусу не понял, то ли 1-ый, то ли
третий. Оказалось, что пятый. Добавлю, что оно светлое и стоило, как и
ростовское, 20 рублей за 0,5 л.
Шатры "Балтики" впечатляли размерами. Но заполнялись не так активно. Может быть, посетителей несколько отпугивала цена 30 рублей за 7-ку и 8-ку. За такие же деньги предлагалось и безалкогольное. Разливное пшеничное понравилось меньше, чем бутылочный вариант, но это могло быть вызвано тем, что рецепторы уже несколько устали. Коллекционеры знают, что получить не наклеенные этикетки у этого производителя очень сложно. Ни на какие выставки или фестивали такой атрибутики "балтийцы" не возят. Но это кому как. Благодаря работникам отдела маркетинга Павлу Бирюкову и Юрию Катунину, я могу проинформировать читателей обо всех новинках из Питера. Сначала отмечу новый бренд "Парнас" с оригинальной этикеткой и без номера. Выпускается он в двух разных бутылках 0,33 и 0,5 л. Изменилась этикетка безалкогольного пива, теперь стало проще определить его номер. У недавно вышедшего "Пшеничного" появилась новая разновидность этикетки с синими буквами, будет и мелкий вариант. |
|
Как видите, пока ничего сверхинтересного в плане пива не наблюдается. Одним махом упомяну "Золотую бочку", "Хольстен" и "Бочкарёв" (25-30 руб.), представленные специализированной торговой компанией. Рядом стоял шатёр Бадаевского пивзавода, который в первый раз полноценно участвует в фестивале. К уже давно привычным "Кутузовскому" и "Специальному" к лету добавили "светлое", но галстука на нём пока нет. В первый день пиво у бадаевцев стоило всего 10 рублей, но ажиотажа не было. Но уже на второй день цену подняли на пятёрочку. Зато бирдекелей можно было набрать в товарных количествах. Далее располагался теремок Хамовников. В продаже было сразу два сорта "Хамовническое" и "Царь-Пушка" по пятнашке (позднее и "Золотая Пена"). Последние два я никогда не встречал в разливном варианте, но мало того. Хамовники выпустили 1,5 литровый ПЭТ всё того же "Хамовнического" (25 рублей). Этикетка повторяет стандартный вариант для стекла. Из других больших шатров осталось упомянуть питерскую "Вену", представлявшую "Невское светлое" и "классическое" (16 и 20 рублей соответственно) и "Туборг" (35 рублей). |
|
"Красный Восток" предлагал посетителям два сорта "Специальное" и "Восточную Баварию". Пиво из Казани довольно легко купить в Москве, поэтому большого интереса эти напитки не вызвали. Стакан предлагали по 15 рублей, можно было купить баночный "Солодов". У "Кр.в." на улице было четыре крана, но необходимо упомянуть и тех, у кого была всего одна (или две) разливочная тележка. Лакинский пивзавод предлагал попробовать три сорта: "светлое", "классическое" и "ХХI век" (не фильтрованное). Разливные варианты по вкусу мало отличаются от бутылочного. Изюминка этого пива в том, что оно сварено на минеральной воде "Ундольская". Так что в этом плане с лакинским пивом всё нормально. "Букет Чувашии" из Чебоксар располагался в стороне от основной массы производителей, поэтому его избушку можно было принять за часть парка, но никак не за торговую точку. В кегах привезли "Букет Чувашии" и "Пенное", а в пластике сортов было больше: "Летнее", "Гусарская удаль", "Жигулёвское", "Чебоксарское" и другие. ПЭТы стоили по 40 рублей, что довольно дорого для обычного магазина. |
|
ОАО "Слободская пивоваренная компания" из города Слободской Кировской области отмечает в этом году 130 лет с дня основания. Может быть именно этим событием и вызвано её появление в Москве. Можно было угоститься светлым и не фильтрованным пивом (15-25 руб. за 0,5 в зависимости от дня посещения). К удивлению, при покупке кружки пива можно было получить комплект этикеток. На мой вкус пиво было слишком горьким, не фильтрованный вариант показался более вкусным. По лейбакам могу сообщить какие сорта выпускает завод сейчас. В названиях большинства присутствует слово "Елена": юбилейная, люкс (тоже удалось попробовать), золотистая, светлое, тёмное. Но есть оригинальные названия: "Холодок" и "Губернаторское". |
|
Московский мини-пз "Семь Холмов" уже несколько лет радует любителей
своим великолепным пивом. Разливной вариант, в основном, весь продаётся
в ресторанах. Поэтому найти этот напиток довольно сложно. Продавалось по
25 рублей за 0,5, но директор предприятия щедро угостил нас как давних
поклонников. Пластиковый вариант также встречается редко. Отпускная цена
в настоящее время составляет 35 рублей, так что найти его в магазинах его
дешевле 45 руб. за 1,5 ПЭТ проблематично. Имеется оригинальные галстуки
и бирдекель.
В этом году обещали в первый раз приехать немецкие пивовары с пивом. Говорят, что привезли бочку на открытие. Однако, из импорта были замечены разливной "Котайк" и баночная "Оболонь". |
|
На фестивале кроме пива обязательно должны присутствовать культурные
мероприятия. Так оно и было. В первый день состоялось торжественное открытие
в традиционном стиле. Команды пивоваров и артистов прошли нестройными рядами
мимо трибуны с Юрием Михайловичем Лужковым и прочими уважаемыми гражданами.
А для простых посетителей предлагались различные аттракционы, которые сейчас
установлены в любом московском парке. Музыкальные программы предлагались
на большой сцене и на стендах пивзаводов. У Останкина, к примеру, играл
собственный коллектив. Временами было шумновато.
Вот чего мероприятию точно не хватает, так это нормальных цен на закуску. Шашлыков, воблы, сарделек и прочего было много, но для того, чтобы осталось на пиво, пришлось довольствоваться сухарями. Из других дешёвых, но оригинальных заедок предлагался новый продукт - хрустящие шкварки. Остаётся надеяться, что московские власти продолжат традицию проведения пивных фестивалей. Пивоваров будет приезжать всё больше, и они порадуют коллекционеров своим пивом и атрибутикой. |
|
В заключение хочу сказать большое спасибо всем поздравившим меня с
Днём Рождения за добрые слова, многочисленные подарки и прекрасную компанию.
Обычные новости несколько стушевались на фоне фестивальных. Попытаюсь восстановить их и донести до суда общественности в ближайшее время. В качестве анонса: новые бадаевсие и останкинские ПЭТы 1,25 литра; ещё два сорта армянской "Киликии"; продолжение "живительной" серии (медведь сдох); что пьют в Тамбове и многое другое. 31.07.2001 |
|
|