Основная мысль в большинстве писем следующая
(всего пришло 17 писем): "Когда я конспектирую,
то благодаря мышечной памяти все лучше
запоминается". А одна из читательниц даже
написала, цитирую: "Мне, например, для полного
включения в ситуацию необходимо ходить на
лекции, видеть, слушать изаписывать
одновременно. Непонятное потом разбираетсяпо
учебнику".
Обратили внимание на эту фразу? Непонятное
ПОТОМ разбирается по учебнику! А преподаватель
зачем? Чтобы диктовать?
По поводу мышечной памяти. Такой способ
эффективен в лучшем случае для 30% людей, а то и
меньше. Люди-то разные бывают.
А потом поразительно такой довод слышать в
рассылке, где много раз рассказывали о методиках
скорочтения -- скорочтения, а не скорописания :),
со 100-процентным запоминанием прочитанного. Не
странно ли старательно изучать материалы
рассылки по скорочтению, а потом защищать способ
запоминания с помощью переписывания?
И последнее. А с каких это пор ОСНОВНОЙ задачей
обучения стало ЗАПОМИНАНИЕ? Если учесть, что
после окончания вуза вряд ли в памяти остается
больше одного процента от того, что, казалось,
было хорошо выучено, то в чем вообще смысл
высшего образования? Оставить один процент из
заученного в памяти? А может, тогда этот один
процент и изучать, и не тратить зря столько
времени? А как насчет того, что УМ и ПАМЯТЬ -- вещи
разные ичто эрудированный -- совсем не значит
умный?
Стоит еще учесть, что 98 процентов из того, что
изучается в вузе, НИКТО И НИКОГДА не применяет в
жизни. Даже если по специальности работает. А это,
кстати, еще и редкость в наше время. Так что же и
зачем мы делаем, получая высшее образование? Вы
не будете возражать против самой постановки
этого вопроса?
Хороший ответ на этот вопрос дает один из
читателей рассылки, который и студентом,
разумеется, был, и теперь преподаватель, и может
посмотреть на этот вопрос с обеих точек зрения.
Цитирую отрывок из его письма:
"Я думаю, здесь несколько причин. Во-первых,
нынешние студенты крайне слабо замотивированы.
Многие учатся только ради "бумажки"
(диплома), другие "косят" от армии, кого-то
загнали в институт родители.
Вышеуказанные формы обучения работают только с
людьми, которые сами пришли учиться. Во-вторых,
еще со школы у многих выдрессировали пассивную
позицию "слушай, что говорят" вместо
приучения к самостоятельной работе. В-третьих,
если лекция ведется хорошим преподавателем, с
чувством юмора, живо, усвояемость материала
намного выше, чем при чтении чего бы то ни было.
Были преподы, лекции которых мы не пропускали.
В-четвертых, на лекции (у хороших преподов),
особенно при использовании проекционного
оборудования, задействуется аудиальный,
визуальный и кинестетический каналы (да-да, это
когда студент водит ручкой по бумаге). Как ни
странно, даже написание шпаргалок помогает лучше
усвоить материал. И наконец, пятая причина (вы
будете в восторге) -- оторванность материала от
жизни, ненужные предметы и т.д.
Так что ваше скромное предложение на самом деле
затрагивает огромную проблему, связанную с
пороками существующей системы образования.
"Это не проблема, это -- большое горе!"
"использовать миллионы студентов в качестве
переписчиков -- глупость, это несомненно".
По большому счету они сами себя используют.
Когда я учился, я искал другие пути. Например,
сделать какую-нить реальную работу для препода,
самому изучить материал лучше, чем в программе, и
т.д."
С уважением, Анатолий developer@tlt.ru
За недостатком места не могу процитировать
несколько весьма категоричных писем на эту тему,
авторы которых с необыкновенной уверенностью
утверждают, что тут все ясно и тема надумана: сиди
на лекциях, пиши, что диктуют, и нечего тут
рассуждать. Как видно из вышеизложенного, все
совсем не так просто, хотя мы только прикоснулись
к этой теме. Не все так просто с ответом на вопрос,
что же является глупостью.
А как советовал еще дедушка Ленин, для
грамотного анализа стоит еще задать вопрос:
"КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?"
Для того, чтобы подбросить немного керосинчику
в начавшуюся полемику, приведу одно из моих
любимых высказываний:
"В университетах учат хорошо работать. На
других".
Какая связь между формированием мировоззрения
служащего или наемного сотрудника и системой
обучения в средней и высшей школе -- предоставляю
возможность поискать самим читателям.
Юрий Мороз moroz@onego.ru
Подпишитесь на бесплатную рассылку
о скорочтении.
Вы получите серию писем, в которых будет демонстрироваться простые и понятные упржнения на освоение навыка скорочтения. Вы узнаете о том, как сделать апгрейт мозгов и наконец, начать быстро читать.