Статья любезно предоставлена одним из тренеров
скорочтения Еленой
Шугалей.
Одним из камней преткновения в
быстром чтении считается проговаривание, то есть активизация
внутренней речи. Эта часть всех традиционных курсов по скорочтению дается слушателям
тяжелее всего и, судя по письмам, вызывает наибольший дискомфорт и чувство неуспешности.
"Борьба" с проговариванием, как правило, заканчивается победой нтеллекта
и свернутой внутренней речи. Человеческий мозг обучается
очень быстро - простукивать, пропевать, проскальзывать глазами текст и проговаривать
ключевые слова. Часто может создаваться иллюзия подавления внутренней речи,
что скорее свидетельствует о высокой мотивированности обучающегося, чем о его наблюдательности.
Конечно, с помощью определенных упражнений можно достичь состояния медитативного
покоя и "отключения внутреннего диалога", но это состояние не будет свидетельствовать
о прекращении взаимодействия нашего сознания с потоком информации. При чтении мы
всегда имеем определенную цель такого взаимодействия, имеем возможность осуществлять
его активно и сознательно. В этом случае внутренняя речь - не помеха, а превосходный
индикатор, помогающий нам максимально полно ее реализовать. Главным критерием успешного
взаимодействия с конкретной информацией является как раз соответствие наших интеллектуальных,
волевых, эмоциональных действий поставленной цели.
Скорость чтения равна скорости нашего мышления, скорости восприятия и формирования
обратной связи, наконец, скорости сопутствующего эмоционального процесса. Если вы
читаете любимое стихотворение, если какая-либо фраза в тексте встречает ваш эмоциональный
отклик, поток значимых для вас образов, если вы просто сталкиваетесь с относительно
новой и значимой для вас информацией - здесь будет присутствовать и внутренняя речь,
и активное осмысление (с ее помощью), и погружение в образную среду, индивидуальную
для каждого читателя и каждого произведения. При активном восприятии создается единое
информационное пространство. Меня часто спрашивают, можно ли после моего курса динамического
обучения читать учебник по математике или "Войну и мир" с такой же скоростью, как
и вечернюю газету. Можно "читать" еще быстрее. Все зависит от нашего индивидуального
интеллектуального и личностного своеобразия. Учебник по математике для первого
курса математического факультета я, математик по образованию, "читаю" значительно
быстрее, чем стихи Мандельштама. Однако, как только я дохожу до любимых нелинейных
и топологических многомерных пространств - интеллектуальные эмоции, наслаждение
от соответствующего потока образов, взаимодействие с ними, поиск актуальных решений
тут же "тормозят" процесс, традиционно называемый чтением. И начинается "проговаривание"
:-). Внутренняя речь в сжатом виде маркирует значимую для нас информацию. Проделайте
небольшой эксперимент - проскользите глазами какой-нибудь текст и обратите внимание
на то, какие именно слова вами проговариваются. Чаще всего они являются
ключевыми, несущими основную смысловую или эмоциональную нагрузку. Конечно, я не
беру крайний вариант, когда проговариваются все слова без исключения - при активном
восприятии в процессе чтения мы максимально приближаемся к характерной для нас модели
мышления. Внутренняя речь - неотъемлемая ее часть. Именно она позволяет нам
свертывать уже освоенную информацию и актуализировать ее в зависимости от контекста
умственного действия. Л.С. Выготский говорил о том, что мысль не воплощается в слове,
а совершается в слове. Внутренняя речь предоставляет нам план умственных
действий, который затем развертывается во внешнюю речь, в результат этих
действий.
Если внимательно проследить за внутренней речью, мы заметим, что именно уровень
ее "сжатости" свидетельствует об эффективности интеллектуального процесса. "Динамичный"
читатель не борется с проговариванием, а изучает, использует его, совершенствует
общий процесс восприятия информации - и это энергоцелесообразная стратегия. Мы все
помним, как в школе впервые столкнулись с названием "дезоксирибонуклеиновая кислота",
я даже помню, как в такт шагов повторяла по слогам это слово, чтобы наконец-то можно
было воспроизвести его без запинки. Что происходит сейчас, когда вы сталкиваетесь
с ним в тексте при быстром чтении? Произносите ли вы его полностью или "сжимаете",
не проговаривая целиком, даже не заменяя компактной аббревиатурой "ДНК"? Внутренняя
речь может многое рассказать нам о нашем состоянии, об уровне подготовки в том или
ином вопросе, об актуальности информации, наконец, о наших мыслительных стратегиях
и особенностях восприятия. "Подавить" ее проще, чем кажется, достаточно читать невнимательно,
бесцельно, но зачем? Вот я пролистываю, скользя глазами, "Войну и мир" - и вдруг
глаза выхватывают фразу на заложенной странице, и тихий голос произносит ее:
"Мудрость не нуждается в насилии"... А потом происходит пресловутая регрессия,
глаза сами возвращаются к ней, и голос снова повторяет ее, но уже с другой интонацией
и еще медленнее. Примерно то же самое происходит и с "Максимами и мыслями узника
Святой Елены" Наполеона, эту книгу я купила сегодня, почти прочла. Многое я воспринимаю
очень быстро, но некоторые фразы останавливают какими-то проговоренными про себя
значимыми словами, я возвращаюсь к ним и произношу уже полностью. Например:
"Написано более чем достаточно; я хотел бы поменьше книг и побольше здравого смысла"
:-)... Можно добавить - и пристальности к нашему внутреннему миру, умного обращения
с нашими мыслительными особенностями. Знакомство с добросовестными научными исследованиями
также бывает полезно в оптимизации своих умственных действий. С этой точки зрения
очень рекомендую главу из книги А.Р. Лурии "Язык и сознание" о происхождении и структуре
внутренней речи.
Желаю всем нам приятного и полезного внутреннего диалога на эту тему, и если некоторые
из моих мыслей "проговорятся" осознанно и пригодятся вам, буду очень рада! :-)
Елена Шугалей
Подпишитесь на бесплатную рассылку
о скорочтении.
Вы получите серию писем, в которых будет демонстрироваться простые и понятные упржнения на освоение навыка скорочтения. Вы узнаете о том, как сделать апгрейт мозгов и наконец, начать быстро читать.