...В проблеме "Корректность моделирования гениальности" еще одна
грань.
Дело в том, что начиная с 1986 г. я провел серию экспериментов и
знаю, что за 5-6 месяцев с помощью ТРИЗ (точнее -- очень
качественного обучения ТРИЗ) можно вывести старшеклассника, студента, выпускника
вуза на уровень решения творческих задач, от которых отказываются матерые специалисты,
отделы и НИИ. Эффект воспроизводился десятки раз (частично это описано в книге:
Березина В., Викентьев И. и Модестов С. Встреча с Чудом. СПб, 1995). Входного тестирования
не было -- в наших группах занимались и дети рабочих, и дети интеллигенции.
Столь быстрый "вертикальный взлет": обычный гражданин -- решатель
сложных проблем таит ряд неочевидных антиэффектов:
1) Первые успехи, вызванные не столько личными заслугами, сколько
разработанными другими специалистами методиками решения, приучают пользоваться двумя-тремя
принесшими успех методиками, а не осваивать либо разрабатывать новые модели.
Типовые усиления опасности:
- низкий культурный уровень семьи и самого обучаемого;
- первая -- пусть и заслуженная -- внезапная слава (пресса, ТВ и т.п.).
Это может привести к стремлению не развиваться, а работать исключительно "на популярность",
а в итоге -- деградировать в научном и личном плане. Ибо недаром сказано: "В поте
лица своего".
2) В личном плане -- особенно при исходном низком культурном уровне
-- первые успехи ведут к возникновению презрения к людям, "не могущим так, как я"
(аналогичный эффект встречается в некоторых спортивных секциях в отношении старожилов
к новичкам).
3) Как правило, молодые люди НЕ имеют навыка до-думывать, пере-делывать
однажды созданное. Если решение творческих задач начало получаться, то хочется решать
еще и еще, получая кайф "идеекидательства", не проверяя, не доводя до работоспособного
вида уже решенное. А отсюда недалеко до "ненаучной фантастики" и откровенно завиральных
идей...
4) Возникает стремление заниматься простыми, а не качественно сложными
задачами. (Или, для знающих основы ТРИЗ, стремление заниматься низкоуровневыми задачами
и потом апеллировать к ним).
5) Сильное, новое решение -- это всегда целый "куст" задач, от очень
сложных до простейших. Принципиально уметь не только находить центральную (стволовую)
идею, но и уметь решать десятки более простых задач, обеспечивающих ее; проводить
эксперименты. Фиксация на "глобальных" задачах only -- непрофессиональна и губительна
для самой "центральной идеи". (Здесь еще целый ряд специфических проблем.)
Замечу: антиэффекты 4 и 5 взаимодополняют друг друга.
Удивительно: в литературе, посвященной творчеству (ее список ежегодно
публикуется в журнале "Вопросы психологии"), я НЕ читал о перечисленных выше и других
негативных антиэффектах, что -- в продолжение проблемы, сформулированной Сергеем
Михайловым, -- приводит к естественному вопросу: "А была ли у авторов теорий творчества
нормальная экспериментальная проверка?". Или это очередное из серии: "я сам не знаю,
но имею СВОЕ мнение..." Невольно вспоминается оценка авиаконструктора Антонова:
"О творчестве написано много, в том числе и ерунды".
Ряд иных негативных эффектов, с которыми приходится сталкиваться
творцам высокого уровня, подробно перечислен в высококлассной книге: Альтшуллер
Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск:
⌠Беларусь■, 1994. 478 стр.
Искажение информации о творцах -- один из подробно описанных в этой
книге эффектов. Так, впервые о "яблоке Ньютона" было рассказано его родственницей
через 200 лет после смерти великого механика.
При перепечатке ссылка на адрес
Скорочтение обязательна.
Подпишитесь на бесплатную рассылку
о скорочтении.
Вы получите серию писем, в которых будет демонстрироваться простые и понятные упржнения на освоение навыка скорочтения. Вы узнаете о том, как сделать апгрейт мозгов и наконец, начать быстро читать.