В рассылке от 29 августа 2002 года Денисов Алексей Митрофанович написал об успехах
в "физическом мышлении", которых они достигли вместе с сыном. И дал практические
приемы, как эти успехи можно повторить. Вот конспект его рекомендаций:
Умение читать, небольшая тренировка по теме, знание темы, некоторая сообразительность,
навыки в технике вычислений - занимает несколько лет труда и постоянной практики.
Работа по этой схеме в течение 2х лет в среднем не более 1-2 часов в неделю позволила
продвинуть сына из "Большая посредственность" к "Наша надежда".
Это похоже на "если грипп лечить, то он проходит за неделю, а если не лечить, то
он проходит за семь дней", - разумеется, если регулярно два года работать, то всегда
будет сдвиг. Кто в этом сомневается? Дело ведь не в этом.
Вопрос в том, существует ли "физическое" мышление? Или, скажем, "математическое"
или "историческое" мышление? Так можно насочинять две страницы разных видов мышления.
Если человек говорит, что они существуют, то пусть назовет отличительные черты каждого.
Если не может назвать, то пусть себе хотя бы признается, что сочинил миф. А жить
в мифах хотя и приятно, но порою очень опасно.
Мне думается, что мышление "либо есть, либо его нет"... То есть я предполагаю, что
свойства мышления инвариантны по отношению к перерабатываемому материалу. Точно
также и профессионализм.
Про профессионала принято думать, что "он умеет вот только это классно делать"...
И это в самом деле так, но... Если бы его жизнь была подлиннее, то при желании он
мог бы также мастерски делать все, что угодно. Но "жизнь коротка", поэтому он профи
в чем-то одном. Есть некоторые свойства личности, обеспечивающие наличие профессионализма.
Я предполагаю, что эти свойства составляют ядро профессионализма, которое не зависит
от материала, то есть не зависит от сферы деятельности. Аналогично и с мышлением...
Из множества определений мышления мне помогает что-то практически делать вот такое
"мышление есть процесс делания сложных объектов из простых элементов и обратно".
В этом случае можно уже кое-что понять про мышление... Например, оно:
╟ Может быть динамичным. Это значит, что владелец мышления может уметь менять скорость
своего мышления по своему желанию в зависимости от задачи, а значит, это можно тренировать.
╟ Раз работа мышления заключается в том, чтобы манипулировать элементами, значит,
оно может заниматься структурированием знаний (одно из свойств профессионализма),
а это тоже можно тренировать.
╟ Мышление может быть ассоциативным. Это значит, что оно может связывать вещи, далеко
друг от друга лежащие, что тоже можно тренировать.
╟ Мышление может быть мощным, то есть оно может работать часами без устали, что,
разумеется, можно тренировать.
И вообще, если отнестись к мышлению как к производственному процессу (или просто
как к процессу), то легко перенести свойства известных материальных процессов на
мышление. При этом конечно, придется каждую такую аналогию обосновать на правомочность
и переложить на другие термины.
Технику тренировок мышления описал В.А. Куринский в книге "Когда нет гувернантки",
где он показывает, как тренировать способность управлять своим интересом, то есть
"рулить своей мотивацией" почти так же, как шофер рулит автомобилем. Книжка лежит
на http://kulichki.com/moshkow/POEZIQ/KURINSKIJ/guvernantka.txt
; http://lib.ru/POEZIQ/KURINSKIJ/autodidaktika.txt
, рядом (в библиотеке Мошкова) лежат его стихи и другие книги. К сожалению, все
ссылки на его сайты, которые я нашел в интернете, недействующие. Если кто-то найдет
другие адреса для скачивания, то просьба сообщить на mail
Если же еще вспомнить книжку А.А. Микулина (конструктора авиационных двигателей)
"Активное долголетие" (Москва, Физкультура и спорт, 1997), в которой он детальнейшим
образом отвечает на вопрос "какой вид энергии превращается мышцей в механическую
энергию подъема гири?", то становится понятен источник энергии и ее физический транспортировщик,
обеспечивающий работу мышления.
В заключение я бы посоветовал Алексею Митрофановичу и его сыну заглянуть в рассылку
"Парное обучение" http://subscribe.ru/archive/job.education.para/
; и посмотреть там алгоритмы парной работы... Возможно, они найдут там и другие
полезные для себя тренировки.
Кстати, я уже много раз говорил о "задании самому себе" (это такой простенький бланк
из пяти пунктов всего), - заполняешь его, и развитие тебя, любимого, начинает происходить
прямо на глазах "семимильными шагами"... Но что-то никто не спешит запросить его
у меня. Сережа, а ты его попробовал ли? Ну и как оно? Работает?
Желающий Вам, - и себе! - успехов в саморазвитии, Григорий Олегович,
gromyko@surfeu.de
В последнем выпуске Вашей рассылки я прочитал об отце, который рассказывал о
том, как решать задачи по математике и физике. Я сам несколько лет назад закончил
физико-математический лицей, учился у известных учителей вместе с призерами международных
олимпиад.
Конечно же, мне приходилось сталкиваться со сложными задачами, которые решались
не за один час. Я могу заявить, что не существует никакой схемы по решению задач.
Очень полезны бывают примеры решения задач. Все множество задач можно классифицировать
и обучать решению задач, показывая пример решения задачи данного типа и предлагая
затем решить подобные задачи самостоятельно. Очень важно, особенно в задачах по
физике, хорошо разбираться в теории, не просто знать, а глубоко понимать и чувствовать
ее.
Прочитав письмо, мне стало жалко того мальчика, которого отец обучает решать задачи.
У меня сложилось такое впечатление, что успехи сына нужны отцу для удовлетворения
собственного самолюбия. Вместо того чтобы попытаться заинтересовать сына предметами,
он делает из него "перспективного ученика". Существует очень много интересной научно-популярной
литературы по физике и математике. Мне кажется, что именно она играет очень важную
роль при выборе человеком своей будущей профессии.
Прошу Вас опубликовать это мнение на страницах Вашей рассылки. Быть может это остановит
хотя бы одного родителя от совершения подобных поступков.
Вы получите серию писем, в которых будет демонстрироваться простые и понятные упржнения на освоение навыка скорочтения. Вы узнаете о том, как сделать апгрейт мозгов и наконец, начать быстро читать.