Какая основная ошибка при чтении учебного или рабочего материала? Та, которую
мы обычно совершаем - начинаем читать сразу с самого начала. Что при этом происходит?
Мы пытаемся в голове удержать все подробности, врубиться во все сразу. А наша кратковременная
память, как известно, нормально "переваривает" 7+2 единицы информации. А
мы со своими подробностями сразу ее перегружаем. Результат - слабое понимание текста,
рассеивание внимания, потеря интереса и т.п.
Слава Богу, что эта самая единица информации жестко не детерминирована, ее можно
увеличивать, на чем, собственно, и строятся практически все системы запоминания.
Конечно, техника процесса играет заметную роль, и в одной из следующих рассылок
мы рассмотрим "метод образного группирования", то есть как в единицу информации
"впихнуть" как можно больше сведений.
ГО: Надежда на запоминание? Может быть, Вы помните, как Энштейн пытался
устроиться на работу в лабораторию Эдисона? На все вопросы, которые ему задавал
мэтр изобретательства, Энштейн отвечал "это можно посмотреть в таком-то справочнике".
За что и не был принят. Не лучше ли сделать ставку на структурирование знания? Как
раз над этим мы и работаем на http://knbase.fastbb.ru.
Принципы работы с текстом.
Любой тест должен осваиваться за четыре обращения к нему. И основной принцип
- не кидаться сразу на него, а осваивать поэтапно.
1-ый этап. Ознакомление. Внимательно просмотрите текст. Ознакомьтесь с
заголовками параграфов, названиями глав. Самое главное - попытайтесь выделить основные
мысли, которые содержатся в тесте. Смею Вас уверить, их не так и много. Возьмите
и выпишите их на бумагу. Или хотя бы подчеркните ключевые слова. Чтобы упростить
задачу - можете просто подчеркнуть ключевые слова в каждом абзаце.
2-й этап. Чтение. Вы как бы создали платформу для освоения текста. Теперь
можно начинать внимательно читать тест. При этом уже связывать подробности с основными
мыслями, которые Вы выделили.
3 этап. Обратный просмотр. Самый интересный момент. Нужно просмотреть
текст из конца в начало. При этом ответить себе на вопрос - а все ли Вы поняли в
тесте?
4 этап. Завершение. Этот этап немыслим без того, чтобы Вы снова не спросили
себя: "А верно ли я все понял, верно ли выделил основные мысли?". То есть постараться
повторить текст, только сверяясь с ним.
Лучше много раз по разу, чем ни разу много раз?
Первое. Простое многократное прочтение текста несравнимо с творческой
работой над текстом, то есть с фазой припоминания и ответа на вопросы, которые Вы
себе зададите. Провели такой эксперимент. Двум группам студентов давали один и тот
же текст. Первая группа просто читала текст четыре раза. Вторая - читала только
два раза, а два раза пересказывала текст. Результат был просто несопоставим.
Второе. При работе с текстом обязательны перерывы. Лучше всего работать
по такому графику - полчаса поработал с текстом, легкий перерыв, полчаса занимаешься
другим полезным делом, затем снова полчаса работаешь с текстом, и так далее.
Я понимаю, что все нутро протестует против того, чтобы устраивать такие мощные
перерывы в работе с текстом. Добросовестность требует сесть и не вставать, пока
текст не будет осилен. Но существует такое понятие, как интерференция мозговой деятельности.
Суть ее заключается в том, что если мы занимаемся подряд двумя делами, которые по
своей сути близки друг к другу, то шансы на забывание неимоверно возрастают.
Третье. Наверное, самое существенное. Попробуйте поработать по такой методике,
хоть она и немного непривычна. Человек устроен так, что всякие нововведения вызывают
подсознательную реакцию протеста. Переломите барьер сопротивления, и новый метод
работы с текстом станет привычкой.
По этому поводу такой случай из практики. Веду семинар у группы экономистов.
Вот где масса текстов! Каждый день новые постановления, указы, инструкции и пр.
Взял в соседнем кабинете несколько инструкций, и на занятиях все прошли их по новой
системе. Результат впечатлил даже скептиков.
Через недельку заглянул к ним и увидел, что "воз и ныне там", работают по старинке.
На вопрос: "Почему? Ведь так же хуже!", последовал ответ: "Так все же привычнее!".
Не ленитесь работать с ключевыми словами! Подчеркивать, выписывать, закрашивать
текстовыделителем.
Навык продуктивной роботы с текстом дорогого стоит. Ведь сколько всего интересного
выходит, сколько всего хочется усвоить и прочесть!
Учитесь работать с текстами - окупится!
Иван Полонейчик
Центр Интеллектуальных технологий .pobeda.info
[Сергей Михайлов] Попробуйте читать тексты с точки зрения возможного спора с
автором. Просто решите, что хотите написать автору письмо, и вы примените методику,
которую описал Иван. Иначе не получится. Первый раз просматриваете текст, для того
чтобы решить к чему привязаться. Второй раз читаете, чтобы найти спорную мысль.
Потом прочитаете, чтобы понять, а все ли правильно вы поняли...
[ГО] Технология работы с текстом, которую дает Иван Полонейчук, вточности
копирует технологию, которую дает В.А. Куринский в книге "Когда нет гувернантки".
Вы получите серию писем, в которых будет демонстрироваться простые и понятные упржнения на освоение навыка скорочтения. Вы узнаете о том, как сделать апгрейт мозгов и наконец, начать быстро читать.