Скорочтение художественной и более сложной литературы. (Смысловой фундамент
скорочтения)
Скорочитать газеты, научно популярные журналы и прочее сильно разбавленное
чтиво не согласится только чудак или неумейка. А вот научную литературу и особенно
художественную многие не рекомендуют бегло читать - качество, видите ли, страдает.
В основе таких мнений лежит непонимание фундаментальных законов, на которых
основано скорочтение. Мнения составляют по большей части недоучки по классу
скорочтения и сплетники (повторялы).
Те, кто серьезно освоил этот навык, такого сказать просто не могут. За одним
исключением - если они регулярно и много читают, а не берегут свои таланты на
потом.
Почему мы легко соглашаемся читать "разбавленное" чтиво "быстро"? Да потому,
что оно состоит в основном из расхожих оборотов и штампов, которые мы многократно
слышали и которые уже не несут для нас никакой информации. Разве что интересно
узнать, кто, где, когда и по какому случаю какой штамп применил. Отслеживание
этого и составляет предмет скорочтения жиденькой писанины. Ну, а собственно
новая информация в ней содержится как золотые крупицы в золотоносном песке.
Ее мы в первую очереди и вымываем.
Другое дело художественная литература. Авторы оной люди более
продвинутые, да и размышляют они над каждой фразой и мыслью подоле, чтобы быть
выразительнее и интереснее, а то и до читателя что-то нетривиальное донести.
Кроме того, художественная литература призвана нас всесторонне развивать (а
не развлекать, как многие думают) и воспитывать. Тем не менее, и она строится
на основе типовых оборотов, описаний, мысленных конструкций, сюжетных принципов
и т.п. Короче говоря, само мышление человеческое имеет блочный характер. Характерных
блоков ограниченное количество √ остальное комбинации из них. Причем существуют
правила построения комбинаций. Относительно чувств и способов их вызывания можно
высказаться аналогично. Кроме того существуют ритмические и другие особенности
литературы. Сами же основные мысли автора составляют небольшую долю произведения.
Часто они растворены в нем или произведение служит иллюстрацией к ним.
В результате для быстрого чтения художественной литературы достаточно быть
очень начитанным - штампы сами осядут в подсознании и будут быстро воспроизводиться
в нужный момент, не уменьшая удовольствия от переживаний. Если же начитанность
низкая - тогда, конечно, шаблонов в подсознании недостаточно и при быстром чтении
часть информации и эмоционального фона ускользает.
На самом деле не все так просто. Во-первых, хорошие авторы описывают не только
собственные мысли, но и обладают способностью реалистично отражать существующий
мир - без осмысления, просто они наблюдательны, многое видят и пишут так, как
есть. В результате у читателя появляется возможность самому проделывать анализ
увиденной "правды", как будто он сам все это заметил... Во-вторых, вряд ли многие
люди обладают энциклопедическими знаниями. Между тем, многие авторы перед написанием
какого-нибудь произведения достаточно серьезно изучают некоторые специальные
вопросы. Наиболее часто это исторические факты и интерпретации и психология.
В этом случае чтение литературы становится еще и познавательной процедурой.
Здесь художественная литература уже начинает пересекаться с педагогической и,
отчасти, с научной.
Самым сложным для скорочтения жанром считается научная литература. Но если
вы обратитесь к серьезным специалистам в науке, то узнаете, что читают они удивительно
быстро без всяких техник скорочтения. Просто круг научных идей в каждом научном
направлении весьма ограничен, и публикации в основном многократно их повторяют.
Сама же более-менее новая мысль или взгляд часто содержится в каком-нибудь одном
- двух предложениях из научной статьи. Кроме того, многие статьи носят "учебный"
характер - в них молодые ученые тренируют свои мозги. Что же касается учебников
и фундаментальных трудов, то их просто нужно изучить хорошо некоторое количество
- остальные будут все это же повторять, только в другой последовательности и
с другими "красивыми" словами.
Скорочтение заставляет мозг работать много и качественно сортировать информацию.
Таким образом, оно способно только повысить качество любого чтения. Разумеется,
чтобы стать профессором, нужно вначале как следует потрудиться. Так и в скорочтении...
Да и еще, чуть не забыл. Так вот, шаблоны распознаются подсознанием, а иногда
и сознанием не по полному их тексту, а по некоторым характерным чертам - словам,
оборотам, тематике... То есть по "представителям класса". Это и является фундаментом
осмысленного скорочтения наряду с богатым запасом шаблонов, сформировавшимся
в голове в результате прочтения значительного и разнообразного материала и других
процессов. Кроме того, существует принцип подобия явлений - очень многие явления
аналогичны. Но для осмысления этого и знать нужно много...
С уважением Владимир Чаев.