Как я обучался скорочтению
по книге Андреева и Хромова "Техника быстрого чтения".
В первых упражнениях книги рекомендуется созерцать "зеленую точку" на бумаге, испещренной
словами аутотренинга. Я честно пытался это делать. Я старался, но... Видать ранее
просто переборщил чтением Леви, - не берет меня аутотренинг, хоть стреляй, а повторение
с молитвенным благоговением (как рекомендуется автором) текста, находящегося вокруг
зеленой
точки, приводит (до сих пор!) в состояние легкой сонливости.
Все верно! Зеленая точка и стереотипный текст аутотренинга и должны вызывать
такую реакцию. Состояние расслабления и состояние управления своими умственными
процессами - суть вещи разные. В следующих номерах будет представлена тибетская
испытанная жесткая методика по концентрации своих ресурсов контроля. Там тоже будет
точка - черная, большая и на абсолютно белом фоне! Страсть! И вы почувствуете разницу.
Причем очень быстро.
Уроком вторым в книге значилось "Интегральный алгоритм чтения". В ходе чтения
да и в процессе занятий, мне показалось, что это уже ближе к истине. Во всяком случае,
довольно долгое время после прекращения занятий я для себя продолжал отмечать и
автора статьи и краткое ее содержание. Единственное что не пригодилось, это запоминание
выпускных данных текста. Полезность составление резюме текстового материала и его
"пересказ самому себе" - несомненна.
Все, что не нужно, не затребовано - забывается. И ваш алгоритм обработки смысловой
структуры текста должен четко соответствовать цели чтения. Есть более глубокие возможности
анализа смысловых уровней текста. Это впереди
Третьим уроком был "Дифференциальный алгоритм чтения".
В книге часть упражнений построена на работе вдвоем - "один зачерняет слова,
а второй читает". При самостоятельном изучении материала ассистировать некому :-((.
Для меня самым полезным оказалось упражнение с газетой новостей (мною придуманное).
Я брал газету, прочитывал ее, и на всей странице желтым фломастером или неярким
цветным карандашом подчеркивал ключевые слова. Естественно, засекая время. Через
пару дней я возвращался к обработанной газетной полосе, и просматривал ее в ОЧЕНЬ
ускоренном режиме: с одной стороны текст знакомый, а с другой стороны - я отрабатывал
фиксацию в сознании ключевых слов. Это помогало - в основном в процессе первичной
обработки текста. Вскоре вторичное прочитывание газеты я отбросил, но отмечать слова
продолжал. Иногда даже не подчеркивая, а ставя точки под ключевыми словами.
А как у вас обстоит дело сейчас? Вы отмечаете автоматически, только в сознании
ключевые слова. Если это происходит - сохраняется ли скорость чтения?
Четвертый урок для меня оказался самым сложным. Тема: "Подавление артикуляции".
Для этого самого подавления надо освоить ритм и выстукивать его во время чтения.
Все вроде хорошо, да вот беда -
музыкальную школу я
не заканчивал, в нотах ни в зуб ногой. И все... Чего стучать - неведомо. Пробовал
мелодии песен. Результат: Читать стал "рывками", проговаривание не исчезло. (Где
ты была тогда ваша программа "Метроном"?)
Это упражнение хорошо для осознания и демонстрации свойства нашего мозга к адаптации.
Я тоже на тренингах использую простукивание и метроном, но несколько в иных целях.
Очень быстро студенты научаются стучать, петь, читать и одновременно проговаривать.
Мозг - мощная структура. Он быстро учится. А вот приучить его "включать" некоторый
триггер при появлении внутреннего проговаривания - тоже легко. Пусть появление своего
голоса служит для вас сигналом: "Увеличь скорость скольжения!" Как только вы услышали
себя - вперед! Чем больше вы тренируетесь, тем быстрее достигнете автоматизма навыка.
Но не должно быть детских иллюзий: проговаривание не исчезнет до конца. Ваш мудрый
мозг просто обязан проговорить все малознакомые, значимые, эмоционально окрашенные
для вас слова!
Пятый урок - продолжение четвертого. Тема "Артикуляцию ликвидировать как класс!"
Клянусь, не пройти бы мне дальше, если бы по телевизору не увидел, что в Америке
кто-то учит скорочтению по принципу:
читай как можно быстрее, а остальное приложится. И выход нашелся - я продолжал проговаривать
слова, но только ключевые слова, которые я вытаскивал "сканируя" текст. Подобная
техника скорочтения у меня
до сих пор - основная. Недавно начал заниматься с "Метрономом" и надеюсь, что смогу
избавиться от проговаривания ключевых слов тоже.
"Читай как можно быстрее - а остальное приложится!" См. ответ на предыдущий шаг.
В шестом уроке предлагалось, наконец, заняться таблицами Шульте. Упражнение
отличное - недаром именно оно присутствует ВО ВСЕХ методиках обучения скорочтению.
Небольшое послесловие.
После того, как подавил проговаривание слов (своим методом), тяжелее стало читать
стихи. Поэтому вернулся к частичному проговариванию ключевых слов (в смысле - не
стал его искоренять до конца).
Вот! Я говорила: мозг мудр!
После сегодняшнего сеанса воспоминаний, могу предложить одну идею программы из
упомянутой мной книги : "Закройте непрозрачными линейками по 1 см с каждой стороны
текста и попробуйте прочитать полученный отрывок. На время естественно". Довольно
забавное упражнение.
Спасибо!
Александр Ружинский
aquasolaris@mail.ru
Вопрос ко всем!
Какие упражнения по динамическому чтению нам представить вам в первую очередь?
На выработку каких навыков они должны быть направлены?
Подпишитесь на бесплатную рассылку
о скорочтении.
Вы получите серию писем, в которых будет демонстрироваться простые и понятные упржнения на освоение навыка скорочтения. Вы узнаете о том, как сделать апгрейт мозгов и наконец, начать быстро читать.