Сергей Михайлов: ┘ если вы хотите научиться рисовать, то для начала научитесь
рисовать параллельные линии и круги. Нужно просто изрисовать 10 листов параллельными
линиями и кружками, квадратиками, треугольничками... Потом неплохо было бы научиться
научиться копировать пропорции. Я набиваю руку, к примеру тем, что перерисовываю
персонажи из мультфильмов и статуэтки бегущих лошадей или средневековых див. Не
беспокойтесь, через сотню набросков у вас начнет получаться.
ГО: Идея у Сергея верная, но до системы обучения рисованию от такой
"исходной печки" еще плясать и плясать, а вот один школьный учитель рисования, входивший
когда-то в "комплект" учителей "педагогики сотрудничества", художник, руководитель
школьной ИЗО-студии, автор нескольких книг, - Игорь Павлович Волков, - рассказывал
мне лично, а потом и в книжке написал кое-что на эту тему. Я вот сейчас не поленюсь
и наберу для Вас ручками кусочек из его книжки...
Начало цитаты.
Прежде всего мы решили для себя понять, чем "талантливые" произведения отличаются
от "неталантливых", найти четкий критерий. Для этого мы провели сравнительный анализ
работ старых русских и современных художников-реалистов различного художественного
достоинства, чтобы определить, чем "Репин" отличается от "нерепина" (такое направление
работы было выбрано потому, что в ИЗО-студии Волков преподавал реалистическое направление,
- ГО).
Мы обнаружили, что "талантливые" художники владели самым обычным ремесленным
мастерством, которое легко формализуется до уровня, понятного машине, и которое
сводится всего к тринадцати пунктам:
1. Компоновка в листе - правильное расположение
в листе элементов картины (людей, предметов, животных и т. п.).
2. Построения. Имеются в виду обычные академические
построения: от общего к частному, от большого к меньшему, от геометрических форм
к конкретным очертаниям, рисование по осям и т. д.
3. Тон. Общий - насколько один предмет темнее или
светлее другого; местный - разница в освещенности частей предмета.
5. Мазок. В одной картине не может быть двух одинаковых
мазков по цвету, форме, площади; повторный мазок (особенно в акварели) не должен
повторять предыдущий по контуру, а быть или больше, или меньше ранее положенного;
мазок подчеркивает форму, фактуру предмета; нельзя делать мазком одной формы и небо,
и траву, и кору дерева и т. д. Чем разнообразнее мазок, тем выше квалификация.
6. Гармоничное сочетание красок. Двух одинаковых
работ по колориту быть не должно.
7. Штрих. Тонирующий: параллельный, перекрещивающийся;
набросочный: круглый - ломаный, сплошной - прерывающийся, толстый - тонкий. Штрих
должен работать. Никаких лишних штрихов в наброске быть не должно.
8. Светотень. Имеются в виду градации светотени:
свет, полутень, тень, рефлекс, блик.
13. Технология наложения красок. Для каждого случая требуется свой
способ наложения красок: густо, лессировкой, полусухой кистью, разными инструментами
и т. п.
Анализ также показал, что среди "неталантливых" есть и такие, которые свели все
эти компоненты в одной картине, а не талант. Но оказывается, что талантливость определяет
второй признак - степень образности в передаче явления, события, сцены: у "талантливых"
художников в картине передано самое характерное для эпохи, события. У "неталантливых"
же в картине изображено случайное, нехарактерное. О таких художниках Репин сказал,
что посредственный художник что видит, то и рисует: вышел на улицу, видит мужика
- рисует мужика, видит свинью - рисует свинью.
От этого четырнадцатого пункта и зависит степень талантливости художника.
Конец цитаты.
Взято из "Художественная студия в школе", Просвещение, Москва, 1993, ISBN -5-09-003630-6.
ГО: Волков разработал систему тренировочных заданий по рисованию,
выполняя которые, ученик натренировывается профессионально делать все 14 пунктов.
Одну его ученицу прямо после школы взяли художником на "Союзмульфильм".
ГО: Для старожилов нашей рассылки напомню, что приведенный выше рассказ
о системе И.П. Волкова мы уже публиковали однажды в выпуске номер 185.
Сергей Михайлов: Может быть, у вас уже возникла идея подобного тренинга, тогда
напишите мне.
ГО: Ага, возникла. Из пепла истории. Пожалуй, вряд ли есть среди
образованных людей такие, которые не слышали эту байку. Байка очень простая и короткая.
Чтобы стать великим писателем, необходимо и достаточно сесть и переписать от руки
произведения великих писателей. Конец байки.
ГО: Довесок к байке "от меня". Задача сильно упрощается, если переписывать
не всех великих подряд, а только тех, которые лично тебе симпатично пишут. Задача
еще более упрощается, если набирать вслепую на клавиатуре. Задача еще более упрощается,
если зарядить исходник в "говорилку" и набирать под ее диктовку (вслепую, разумеется).
Объем работы можно еще уменьшить, если при этом громко проговаривать все то, что
набираешь.
ГО: Мелкий технический совет, - если "великий" носил усы, то при
наборе вслепую с проговариванием полезно наклеить себе точно такие же усы. В этой
шутке доля шутки очень небольшая. Думаю, что такой способ самообучения себя, любимого,
требует для достижения цели в 100 раз меньше времени, чем обучение в лит. академии,
при гораздо меньшем проценте бракованных писателей и за существенно меньшую цену.
ГО: Мелкая личная похвальба. Волков познакомил меня со своей системой
на 10 лет раньше, чем вышла его книжка. Он не только растолковал мне свои 14 пунктов,
но также дал почитать рукопись так и не увидевшей свет книги под названием "Проектирование
процессов обучения с заранее заданным конечным эффектом"...
Вот примерно на таком "фундаменте" и построен иняз-спорт, друзья.
Вы получите серию писем, в которых будет демонстрироваться простые и понятные упржнения на освоение навыка скорочтения. Вы узнаете о том, как сделать апгрейт мозгов и наконец, начать быстро читать.