Максим Чуркин: Скоропечатание
(с точки зрения чтения) - осмысленное произношение (ну или фокусирование внимания)
на каждом символе, пусть это даже происходит неосознанно, но на каждую буковку мозгом
посылается нервный импульс в соответствующий палец (и даже не один √ а множество
импульсов, но не буду вдаваться в подробности того, чего я (а может быть и не только
я) точно не знаю).
Скорочтение √ осмысление, поглощение, переваривание и пр. информации. Т.е. главная
цель - понять то, что до тебя хотят донести, сделать из этого вывод, выработать
к этому свое аргументированное отношение (это я называю ╚пропустить через себя╩).
Задача скоропечатания √ видеть буквы,
скорочтения √ смысл. Таким образом,
скоропечатание вредит скорочтению┘
Я обратил внимание на стойкую тенденцию: если я тренирую скоропечатание √ то
падает скорость чтения, но┘ также обратил внимание на то, что если тренируешь
скорочтение √ то со скоропечатанием нет никаких проблем,
только главное, - занять свой мозг чем-нибудь еще во время печатания. И еще более
важное √ ни в коем случае не смотреть на то, что ты печатаешь √ так уж получилось,
что глаза во многих делах являются помехой. Еесли кто-то пытался учиться играть
на гитаре или связывался с работой, которая требует слухового напряжения √ те меня
поймут. Глаза тут лишние. Может быть, именно по этому многие инженеры по звуку,
музыканты и т.д. носят
солнцезащитные очки √ это не от крутости, это от того, что им мешают глаза.
Но как же поступить, когда хочется все и сразу? Т.е. охота научиться быстро читать
и быстро печатать? Лично я пришел к следующим выводам:
практиковать скоропечатание и скорочтение нужно
в разное время, поскольку медленное чтение при печати может просто раздражать,
равно как и ╚ловля╩ себя на том, что ты перебираешь буквы при чтении.
печатать то, что не интересно (по крайней мере на тренингах) иначе невольно
начинаешь пытаться осознать то, что ты печатаешь √ а осознание в этом деле просто
мешает. Нужно добиваться недумающего, механического печатания. Если вдруг решено
убивать двух зайцев одновременно "печатать и скорочитать", то лучше от этой
затеи отказаться сразу. Необходимо поставить четкую грань между тренингом по
печатанию и чтением.
тупо печатать надо перед сном √ состояние ╚почти
на автопилоте╩ основательно помогает, и главное в таком состоянии лучше прорабатывается
бессознательное печатание и, как я это называю ╚связка глаз-пальцы╩, без посредника
мозга.
мотивация!!! Если при чтении позывающим фактором является интерес ╚а что
же дальше?╩, или ╚прочту это и сяду за это╩, ╚сдам экзамен╩, ╚буду умным╩ и
т.д. то при печатании мотивация в самом процессе лично для меня была невозможна┘
Что-то типа ╚ох как я сейчас здорово потрачу час за интереснейшим занятием √
печатанием╩ меня вдохновляло почти так же, как анекдотичное объявление: ╚требуется
бригада грузчиков для интересной работы╩. Лично для меня большим фактором стало
то, что скоропечатанием увлекся мой коллега √ тут уже появился дух соревнований
и мотив "стать первым". Кстати у меня есть желание дойти до 500 символов в минуту
при ошибках 2%.
надо настроить в себе некий переключатель между чтением во время скоропечатания
и чтением во время чтения┘ По-настоящему возникает большущая проблема, когда
ты садишься просто почитать и ловишь себя на мысли, что ты перебираешь буквы.
Как ни странно √ для меня это было и есть самым большим препятствием. Если его
полностью удастся преодолеть, то тогда можно будет свернуть горы (я еще эту
проблему для себя лично не решил √ переключаюсь достаточно долго через чертыхания
и саморугань).
во время освоения скорочтения придется избавиться от чудесной и в то же время
пагубной для скорочтения привычки √ читать стихи. Быстро их читать невозможно,
а медленно √ опять же нервы┘ Может быть, надо принять перед их чтением успокоительное?
Не знаю √ не пробовал, однако, бывает такое состояние, когда перестаешь понимать,
зачем нужны поэты и зачем одновременно нужны красота в словах и в смысле? Конечно
грустное рассуждение √ но это суровая правда жизни, ведь там, где есть движение
к прогрессу, есть и обязательно-принудительное движение к вершине чего-то непостижимого┘
Уж так сложилось, что если решишь ты заняться делом, то тебя обязательно будут
возвышать до уровня безделия и будут говорить что ЭТО очень важно. Вспомните
требования кандидатского минимума по философии, когда учишься в аспирантуре
на техническом факультете┘ Но это все философия, Аля софистика┘ и поэтому будем
выше этого и просто проглотим это неудобство (медленное чтение стихов) как пилюлю.
Но еще раз честно признаюсь √ стихи стал читать значительно реже, но в этом
есть и плюс √ теперь я читаю стихи не все подряд и не те, которые модно, а те,
которые мне нравятся. И читаю их что называется по настоящему. Вслух. С выражением.
Не скрою √ иногда с мурашками по телу и чуть ли не со слезой.
прибегнуть к совету Сергея Михайлова┘ Действительно надо прекратить готовиться
к чему-то. Овладевать быстропечатанием или скорочтением не для того, чтобы потом
это пригодилось, а в процессе освоения чего-то. Попутно. Лично у меня сложился
тромб в голове - я учился всему для того, чтобы подготовить себя для чего-то
того, что я буду делать в будущем┘ Замечательнейшая ситуация, когда начинает
захватывать сам процесс изучения. Т.е. начинаешь учиться не для того, чтобы
что-то познать, а для того, чтобы учиться. Я знаком с одной девушкой, она 6
лет занимается английским языком. Занимается серьезно, штудирует книги, готовит
домашнее задание (не в пример мне √ я его делал (к сожалению и делаю √ не далее
чем вчера) всегда на светофорах, когда ехал на урок), но у нее есть цель учить
язык┘ Заметьте не знать язык √ а именно учить. Вот
эту цель она и эксплуатирует на протяжении всех этих 6 лет┘ Она, видимо, готовит
себя к какой то высшей цели, но по-английски не может и двух слов связать. Сказать
по правде, именно анализ технологии самообучения моей знакомой и позволил мне
сделать вывод, который я указал в начале 7 пункта.
И еще √ когда мы говорим о выборочном чтении, чтении в режиме сканирования и
т.д. √ все это частности скорочтения. К сожалению, глупость нашего образовательного
процесса не всегда позволяет школьникам овладевать скорочтением с детства. Увы,
даже просто чтением некоторые не обладают. Одна моя знакомая готовилась к поступлению
в университет. Представьте себе мое замешательство, когда она пришла ко мне с просьбой
помочь ей подготовиться к экзамену по истории. Оказывается она просто была не в
состоянии воспринимать прочитанный текст. Моя помощь заключалась в том, что я читал
текст и своими словами ей его пересказывал. Вспомните эти бесконечные проверки техник
чтения. Моя дочь начала читать совершенно бестолково √ т.е. быстро и без выражения,
но зато начала получать пятерки. Кому нужны такие оценки? Если уж решил почитать
вслух, то будь добр √ с чувством, с толком и расстановкой. А 120 слов в минуту √
это уже много┘ Это - не красиво. Кстати, еще одна школьная глупость √ школьник не
усвоил прочитанный текст до конца, и преподаватель требует прочитать его снова.
Ни в коем случае такого делать нельзя! Лично я даю ребенку дополнительное время
на то, чтобы он нашел ответ на интересующий меня вопрос.
Максим Чуркин
Никонов Владимир: Странно, у меня на форуме как раз обсуждается
противоположная тема:
"Скорочтение без скорописи - недостижимая мечта...". Автор рассказывает о системе
скоростной записи - фоностенографии и утверждает, что пока мы ее не освоим, быстро
читать не научимся.
Мое мнение насчет этой системы: во-первых, я уже давно не пишу от руки и считаю,
что письмо от руки устарело. Во-вторых, я так ничего и не понял пока в предложенной
системе. Может у вас получится. Надеюсь к следующему выпуску рассылки связаться
с автором и узнать о системе подробнее.
Скоростная печать никак не вредит скорости чтения. Наоборот, ее ускоряет.
Чтобы научиться печатать вслепую мне нужно было 3 недели
по 15 минут в день.
Григорий Громыко: Что составляет примерно 5 часов? Это время
довольно точно совпадает с моими "за 4 часа можно научиться неплохо набирать"!
Никонов Владимир: Знакомая девушка освоила слепую печать за
1! день, правда, она музыкант,
но все же - один день!
Читать про слепую печать - пустая трата времени. Представьте себе рассылку, которая
называлась бы "Как научиться ездить на велосипеде". В ней бы рассказывалось
об истории велосипеда, принципах его работы, видах велосипедов, как садиться на
велосипед, как крутить педали и т.п. В рассылку бы писали люди и рассказывали о
том, как они учились ездить на велосипеде, спрашивали, обсуждали...
Доминик О Брайнен, чемпион турниров по памяти, сказал: "В том, что я делаю,
нет никаких трюков - нет специальных эффектов. Я, всего лишь, однажды сел и решил
"я начинаю тренировать свою память".
Григорий Громыко: В прошлой рассылке я предложил выслать каждому
желающему инструкцию, как тренировать слепой набор. Запросили более ста человек.
Многие из них сразу стали тренироваться и кое-кто даже прислал мне свои впечатления
и первые результаты.
Все эти отзывы я сложил в один файл и могу желающим выслать, чтобы не засорять
рассылку "инструкциями по обучению езде на велосипеде"...
В целом можно сказать, что большинство тех, кто тренируется набору вслепую по
моей инструкции, тренируются в день по 15-20 минут. Некоторые делают это просто
на работе, набирая прямо то, что нужно по работе, - тогда получается по часу или
даже по два в день. Программисты начали набирать программы вслепую. Люди тренируют
не только русский, но украинский и другие иностранные языки.
Читатель Саша Р. отметил, что "накрывашка со схемой - сильная вещь, - получается
разрыв между тем, что видишь, и тем, что ощущаешь. Вроде знаешь, где клавиша, а
искать ее должен только моторной памятью!".
Тамара из Павлодара посетовала, что накрывашка неудобна при работе с ноутбуком,
- пришлось срочно сделать
другую
конструкцию накрывашки.
Многие отмечают, что "прямо с текста" тренировать слепой набор заметно эффективнее,
чем на тренажерах, так как нет психологического давления. Кроме того, тренировка
"по отдельным буквам" не соответствует тому, что нужно получить в результате. А
в результате нужно уметь набирать связный текст! Поэтому лучше сразу этот навык
тренировать. Помните, что стало с сороконожкой, когда она задумалась, как это она
ухитряется управлять всеми своими ногами?
Вы получите серию писем, в которых будет демонстрироваться простые и понятные упржнения на освоение навыка скорочтения. Вы узнаете о том, как сделать апгрейт мозгов и наконец, начать быстро читать.