С большим удовольствием представляю вам письмо талантливой читательницы,
являющейся "живым носителем" методики. То, что методика спонтанного овладения грамотностью
и навыками изучения иностранного языка, описанная в работах специалистов по НЛП,
имеет основу в естественных моделях успешного обучения - показательно. Я обращаюсь
к тем людям, которые, как и Вера, уже имеют богатый опыт эффективного взаимодействия
с информацией. Поделитесь своими наблюдениями и навыками! Мы все будем вам очень
благодарны!
Елена
Меня зовут Вера Подшивалова, переводчик.
С большим интересом читаю вашу рассылку и нахожу много полезного
как для себя лично, так и для детей. Поскольку всю жизнь читаю быстро, хочу ответить
на ваш призыв поделиться информацией.
Читать я начала с 4 лет и хорошо помню, как осваивала процесс
чтения. Поскольку это происходило в те несколько месяцев, которые я провела в другом
городе у родственников, то эти воспоминания достоверно датируются. Я отчетливо помню,
как читаю какой-то рассказ о птичках зимой и при этом совершенно сознательно заставляю
себя не произносить слова "про себя". Я была тогда абсолютно уверена, что так читают
все взрослые: просто смотрят на слово в целом, не прочитывая его по буквам, и тут
же понимают, что оно значит. Кто мог мне сказать об этом? Интересно, что никто из
окружавших меня людей не читал быстро и вообще об этом не задумывался, и я не помню,
чтобы кто-то обсуждал со мной подобные вопросы. Я просто знала, была уверена, что
нужно читать "по-взрослому", и очень быстро освоила скорость около 8 тыс. знаков
в минуту. Это впоследствии причиняло мне некоторые неприятности √ родители, учителя
и библиотекари считали, что я просто смотрю картинки или "глотаю" книги, не усваивая
содержания. Приходилось доказывать (и посейчас иногда приходится). О методиках
скорочтения я узнала уже лет в 30
и была очень удивлена.
При чтении текста я скольжу глазами наискосок абзаца или части
страницы (может быть, и страниц в целом, но когда отвлекаешься на анализ процесса
чтения, его скорость значительно падает √ вторжение сознания очень мешает). При
этом содержание текста входит как поток образов, ярких, цветных картин √ личный
видеофильм. Однако одновременно воспринимаются и фонетические качества текста √
рифмы, стилистические особенности. Любая опечатка или грамматическая неправильность
производят ощущение "спотыкания" и приходится на мгновение замедлять чтение. Кстати,
у меня так называемая врожденная грамотность, всю жизнь меня проверяют, и я сама
себя часто проверяю по словарям и справочникам, и убеждаюсь, что права почти во
всех спорных случаях. При этом я не помню ни одного правила, а просто ощущаю какое-то
неудобство, почти физическое, когда встречаю ошибку. Если же я сознательно сомневаюсь
в правильности слова или строения фразы, когда пишу сама, то мне лучше это написать
(а чаще набрать на клавиатуре) √ пальцы "сами" дают верный вариант. Но иногда
могу не заметить собственную опечатку, особенно если проверяю текст сразу после
написания.
При чтении я могу отвлекаться от текста на любой период времени.
Могу отложить недочитанный текст и заняться другим, а иногда и его отложить и взять
третий √ и потом возвратиться к первому. Это похоже на работу с компьютерными файлами
√ вызвала, закрыла, опять вызвала. Поток образов сразу восстанавливается и течет
дальше. Довольно часто перечитываю любимые книги, и при этом всплывают эмоции и
мысли, появлявшиеся при предыдущем чтении (или даже нескольких чтениях). В процессе
чтения я погружаюсь в него настолько, что могу не слышать, как ко мне обращаются,
игнорирую различные помехи √
музыку, телевизор и
т.п.
Есть еще один "режим" работы с текстами √ очень быстрый просмотр,
поиск. При этом я сознательно удерживаю внимание на том, что мне нужно, будь то
слово или понятие, и "вылавливаю" это при одном взгляде на страницу. Если поиск
происходит в уже читанном тексте, то просто вижу, где на странице находится то,
что мне нужно найти, и где примерно по толщине книги расположена эта страница. Часто
пальцы автоматически открывают книгу там, где надо.
Как ясно из всего вышеизложенного, я интенсивно пользуюсь подсознанием.
Ему нужно просто не мешать, не вторгаться сознанием в то, что оно делает значительно
лучше. Это относится и к памяти. Меня с детства называют "ходячей энциклопедией".
Чаще всего я нахожу ответы на всевозможные вопросы, а если никакой информации не
приходит, значит, я об этом никогда ничего не читала и не слышала. Если было хоть
что-то, картинка-образ обязательно появится √ если эмоции и сознательные усилия
вспомнить не будут мешать. Чаще всего, когда нужно "вызвать данные", я формулирую
вопрос и как бы "выталкиваю" его из сознания, намеренно отвлекаюсь от него √ и вскоре
"всплывает" ответ. Эмоции этому очень мешают. Если тема чем-то мне неприятна, мне
гораздо труднее работать с информацией.
Все это для меня естественно и я никогда сознательно не развивала
и не тренировала эти способности √ мне и так достаточно того, что есть. Они были
очень полезны при изучении английского языка √ я не получила никакого лингвистического
образования, но владею языком свободно, была аттестована как переводчик I категории.
Да практически язык я и не учила, а осваивала. Но это уже другая тема.
Vera Podshivalova
Подпишитесь на бесплатную рассылку
о скорочтении.
Вы получите серию писем, в которых будет демонстрироваться простые и понятные упржнения на освоение навыка скорочтения. Вы узнаете о том, как сделать апгрейт мозгов и наконец, начать быстро читать.