В освоении языков есть очень много разных моментов:
Надо читать. Надо писать. Надо учить слова. Надо осваивать грамматику. Надо говорить
спонтанно, не думая о грамматике. Надо переводить. Надо понимать без перевода. Надо
быть дисциплинированным. Нельзя себя заковывать разными ╚надо╩. Надо работать много.
Надо не уставать. Надо говорить и общаться. Надо слушать фонетику, не связывая ее
с пониманием. Надо понимать, что слушаешь. Надо ставить произношение. Надо читать
именно интересные книги. И так далее, и так далее┘
Часто одно ╚надо╩ отрицает другое, и их трудно сочетать.
Чтобы ╚создать╩ в кавычках методику, достаточно выбрать из списка несколько пунктов,
придать им исключительное значение, и начать раскрутку ╚своего╩ в кавычках метода.
Для раскрутки желательно и самому быть крутым: кто знает язык лучше, у того лучше
и методика.
Так в результате и получаем калейдоскоп методик. Но многообразие это только кажущееся.
На самом деле, ни к чему вся эта суета не приводит, и все возвращается на круги
своя.
Как создаются реальные методики?
Ты что-то делаешь, как тебя учили. У тебя не получается или получается хуже,
чем хотелось бы. Ты спрашиваешь себя, в чем дело? И пробуешь сделать то же самое,
но рациональней. Примеров нерациональных и просто лишних движений можно привести
великое множество┘
И со временем, за отдельными иррациональностями, которые ты исправил, ты начинаешь
видеть саму иррациональную систему и ее логику. И тогда ты формулируешь принципы
обратные тем, что кажутся очевидными, и, вооружившись этими принципами, ты создаешь
уже не разрозненные приемы работы, но стройную систему - метод.
Стоит ли за это браться?
Труд этот совершенно не благодарен. Если бы у народа была бы готовность следовать
разумным движениям, то эти разумные движения давно уже были бы найдены. И причины,
по которым рациональные движения не принимаются народом, вероятно, достаточно глубоки.
Методист столкнется с той же проблемой, с которой сталкивается любой психолог,
консультирующий клиента. Проблема не в том, чтобы увидеть жизненные ошибки клиента.
Гораздо труднее эти ошибки показать тому, кто их не хочет видеть.
И шаги твои будут непопулярны - народ всегда хочет простоты, и готов идти за
теми, кто предлагает простые пути. Пусть пути долгие, нудные, тупые - лишь бы не
были связаны с необходимостью себя глобально перестраивать. Но ты-то видишь неизбежную
необходимость глубинной перестройки всего сознания, и ты не собираешься этого скрывать.
По этой причине, люди, занятые квартирным вопросом, едва ли станут разрабатывать
новую методику. Но, когда методика будет отработана и обкатана, и станет общепринятой,
возьмут ее на вооружение даром, и разработчикам спасибо не скажут.
Иррациональность
Потребитель - это, как правило, существо совершенно иррациональное, совершенно
не осознающее собственных мотивов. Лохотронщики эту иррациональность актуализируют
и используют, впендюривая свой товар. В результате потребитель становится еще более
иррациональным, и в развитии своем движется назад.
Сделать человека обыкновенного человеком разумным очень не просто. Если ему показать
его иррациональность, он станет еще более иррациональным, в полном соответствии
с правилом, ╚если человеку указывают на транс, в котором он находится, транс только
углубляется╩.
Но, если ты хочешь научить человека, сделать его мастером, ты все равно должен
показать ему его глубинные иррациональные установки и мотивы (которые тебе гораздо
виднее, чем ему). И как это сделать, чтобы, отстаивая ╚себя╩ - а ему кажется, что
он отстаивает себя - он не впал в еще более глубокую иррациональность.
Кстати, он ведь не просил его воспитывать - он просил научить языку, только и
всего. Но ты-то видишь все барьеры, которые он бессознательно возводит между собой
и языком, между собой и ресурсами. Ты-то видишь, что барьеры эти просто необходимо
устранять. Но ему чувствуется, что происходит вмешательство в его интимное пространство.
Короче, методика - это преодоление иррациональностей, и методика всегда будет
встречать бессознательное сопротивление.
Что есть методика?
Методика - это не просто набор советов. Методика - это инструменты и инструкция
к их применению. Инструменты, обратите внимание. А чтобы создавать инструменты,
вам, вероятно, придется освоить и программирование, и работу с потенциальными сотрудниками.
То, что реально создано за последние двести лет, создано не столько учителями,
сколько технарями. И магнитофоны, и программы, и Интернет. А в остальном, еще под
вопросом, лучше ли учат сейчас, чем раньше учили.
А как пишутся программы? Пишутся, обкатываются, переписываются, дорабатываются,
опять обкатываются. И надо совершенно беспристрастно уметь высматривать в собственных
программах недоделки и несовершенства, чтобы вновь и вновь все переписывать с самого
начала.
Хорошие программы пишутся не по принципу ╚что бы такое написать?╩. Они пишутся,
когда нужность их очевидна, и вопрос не в том, нужны они или нет, а в том, как конкретно
написать, как сделать удобный и красивый интерфейс, и где найти на все это свободное
время?
Кстати, тому, кто сверхкритически к своим программам относится, трудно выдавать
самоуверенные интонации, которые так легко выдают лохотронщики. Но о том, как создаются
и раскручиваются лохотроны, будет отдельный разговор.
Что есть методика?
Я много лет пиджак ношу.
Давно потерся и не нов он.
И я зову к себе портного
И перешить пиджак прошу.
Я говорю ему шутя:
╚Перекроите все иначе.
Сулит мне новые удачи
Искусство кройки и шитья╩.
Я пошутил. А он пиджак
Серьезно так перешивает,
А сам-то все переживает:
Вдруг что не так... Такой чудак.
Одна забота наяву
В его усердье молчаливом,
Чтобы я выглядел счастливым
В том пиджаке. Пока живу.
Он представляет это так:
Едва лишь я пиджак примерю ≈
Опять в твою любовь поверю...
Как бы не так. Такой чудак.
Подпишитесь на бесплатную рассылку
о скорочтении.
Вы получите серию писем, в которых будет демонстрироваться простые и понятные упржнения на освоение навыка скорочтения. Вы узнаете о том, как сделать апгрейт мозгов и наконец, начать быстро читать.