У Пушкина написано:
Татьяна, русская душою
...
Любила русскую зимУ.
(где ударение формально должно быть на первый
слог.)
Но, может быть в те времена в русском языке была
допустима произвольность ударения (ведь архива
законодательных актов и самих этих актов о
языковых нормах не существует) и этот перенос
ударения с акцентом в рифме - это действительно
попытка сообщить какой-то специальный смысл? Уж
Пушкин нашел бы рифму, чтобы не писать
безграмотно!
Потом все подспудно уверовали, что может быть
либо грамотное письмо, либо неграмотное, а ведь
разве не может быть иное. Например, почему слово
"объявление" с Ъ, а "предопределение",
"разочарование",
"безответственность", etc. без Ъ? Ведь имеет
место такая же лексическая конструкция и такое
же вероятное подчеркивание правильного
произношения, а ведь "предопределение"
ввиду отсутствия Ъ можно читать, например, как
предоп_ределение. Или может быть вообще Ъ - есть
аппендикс языка? А может быть бывает важно именно
отметить особое произношение и потому пишет
"предъопределение". Мне кажется, что
грамотность - это не законы, а форма согласия. А
потому проявление безграмотности - это либо
незнание о согласии, либо нарушение этого
согласия, хотя незнание норм согласия и
намеренное неоправданное нарушение этих норм
есть факт отсутствия культуры. И грамматика
тогда это дисциплина о том, в чем и за счет чего
можно достигнуть более полноценного и более
гибкого согласия.
Что об этом есть в филологии? Тогда: что есть
грамотность - как не более, чем условие успешной
коммуникации, а не неотЪемлимое (ib. уж в этом
слове без Ъ явно напрашивается уродливое
прочтение) обстоятельство общего уровня
развития? И потом в Германии ведь была попытка
провести языковую реформу: допустить правило
"как слышно - так и писать" - у одного и того
же слова много написаний, знаки препинания
ставить более по понятиям, чем по грамматическим
нормам, не накладывать ограничения на
использование строчных и прописных букв, etc. и, по
имеющейся информации, немецкий народ вовсе не
отошел от классического немецкого языка.