Друзья, вот некоторые интересные отклики на
предыдущие лекции с моими комментариями. Не
ищите в них личных выпадов, кажущаяся резкость
вызвана необходимостью писать кратко :-))
Отклик 1
На счет ударений (правильно в данном случае
"насчет" "На счет" переводят деньги --
А.М.). По правилам русского стиха ударение в слове
подвижно (это не правила "русского стиха"
/таких просто нет/, это правила русской орфоэпии
А.М.)
т. е. может стоять на любом слоге слова: в начале,
в середине, в конце (в
- отличие, например, от французского стиха, в
котором ударение всегда стоит
- на последнем слоге ). (Тут важно понять, что в
разных словах ударение
разное, но в одном слове оно обычно
фиксированное, кроме некоторых случаев, когда
оба варианта допускаются: твОрог и творОг -- А.М.)
Основа ритмичности русского стиха - более или
менее - урегулированное чередование качественно
неравноправных ударных и - безударных слогов, при
этом главенствующее значение принадлежит
ударным.
Так что нечего наезжать на Пушкина. Уж он то (-то,
-либо, -нибудь -- через дефис -- А.М.) точно писал
грамотно.......(В принципе, конечно, так, но есть в
его стихах примеры нарушений тогдашних правил, о
которых сам поэт говорил -- А.М.)
Отклик 2 (на отклик 1)
Свобода ударений есть "преступная"
возможность из любого текста сделать стих как
отсутствие закона против каких-то действий - это
возможность совершать преступления
безнаказанно.
....можно превратить в стихи ЛЮБОЙ ТЕКСТ, например,
предложение из отклика:
По русскО'го стихА' правилА'м
УдА'рение в словЕ' подвижно,
То есть' можЕ'т стоять на лЮ'бом
Слоге слова:
В начале, в середине и в конце
(В отличие, например,
От фрАнцузского стИ'ха, в котором
УдарЕ'ние всегда стоит на пО'следнем слогЕ').
Отклик 3
Сперва музыка, а потом ноты. Записываем как
слышим. Тогда - зачем правило, которое логически
вытекает из необходимости передать звучание. (В
русской орфографии есть два принципа: 1)
фонетический и 2) морфологический. Первый
говорит: "Пиши, как слышишь". Второй
предупреждает:
"Да, это верно, но пиши одну и ту же часть слова
одинаково в разных словах, независимо от
произношения". То есть мы пишем "водный" с
буквой О в корне, как и слышим. А вот слово
"вода" мы бы уж хотели написать по первому
принципу "вАда", но нас модерирует второй
принцип -- гласную в корне пишем ту же самую -- А.М.)
Что касается "ОПТЕКА" на вывеске аптеки, то
если в этом городе большинство жителей пишут и
говорят ОПТЕКА, а не АПТЕКА, то значит это местный
диалект и правильнее для успешной коммуникации
писать ОПТЕКА. (Старый тезис, много раз
обсуждавшийся среди профи. В нем есть
рациональное зерно, безусловно. Как в
предложении перевести Владивосток на
левостороннее движение (там же все машины
японские) или как в идее печатать свои деньги в
каждой губернии -- А.М.)
Отклик 4
"Отучились мы писать!", решил я, перечитав
свое последнее письмо: так много хотел сказать,
но, второпях/, не смог выразить всего, что
хотелось...
Аналогия не полная: 5 открывающих тэгов, 2 -
закрывающих... Лучше дополнить правило, что
закрывающими тэгами универсального назначения
могут служить также точки, двоеточия,
тире...(разделители блоков текста)
Ведь ситуация, когда запятые накапливаются и
завершается такое "нагнетание" точкой - не
редкость...
(Согласен полностью -- А.М.)
Теперь у меня появилась СОБСТВЕННАЯ РАССЫЛКА на
ГорКоте в разделе "Образование. Языки",
которая называется "Грамотность и культура
речи "для сомневающихся" (хотел назвать
"для чайников", но .... вдруг не так поймут :))
Там я развернусь на полную катушку -- лекции, все
ваши отклики на них, практикумы, конкурсы,
предоставлю трибуну для ваших мнений по сабжу. В
общем, подписывайтесь, не пожалеете :))
Подпишитесь на бесплатную рассылку
о скорочтении.
Вы получите серию писем, в которых будет демонстрироваться простые и понятные упржнения на освоение навыка скорочтения. Вы узнаете о том, как сделать апгрейт мозгов и наконец, начать быстро читать.