Коллективный способ обучения,
или Парадоксы метода Ривина
Михаил ЭПШТЕЙН, Андрей РУСАКОВ
В 1928 году наплыв в вузы на свободный набор
достиг небывалых размеров. В некоторых вузах на
каждое вакантное место претендовали по 120
человек. И тогда по инициативе самих учащихся
образовалось Объединение групп по высшему
техническому образованию (ОГВТО).
...Ривин предложил изучать точные дисциплины по
основным формулам, теоремам, типовым задачам и
т.п. По его мнению, наиболее удобным и подвижным
оформлением учебного материала для занятий по
методу сочетательного диалога является карточка
с одним заданием на ней. Организаторы сначала
пытались просто брать учебник математики,
вырезали из него страницы и наклеивали их на
карточки. Материал получался непригодный.
Слишком подробная разработка тем в учебнике,
направленная на индивидуальное чтение-изучение,
не давала работы для пары. Каждый учащийся
индивидуально прочитывал текст и считал, что он
все в нем понял. Не было повода, чтобы спорить,
беседовать, все разъяснял автор учебника.
Для того чтобы на тему, изложенную на карточке, в
паре шла живая беседа-спор, в карточках должны
быть недоговоренности, которые заставляли бы
учащихся думать и каким-то образом объяснить то,
что не объяснено было в задании.
Каждый учащийся в отдельности вел свой учет
пройденного в учетных карточках. В каждой
карточке были графы: "дата", "номер
карточки", "принял", "передал". По
этой карточке учета учащемуся было видно каждый
раз, какую карточку он принял, передал ли он ее и
когда это было. Учетная комиссия объединения
собирала через определенные промежутки времени
эти карточки у учащихся и, таким образом, имела
необходимые сведения о темпах и качестве
усвояемости отдельных карточек, целых
комплектов.
Вы получите серию писем, в которых будет демонстрироваться простые и понятные упржнения на освоение навыка скорочтения. Вы узнаете о том, как сделать апгрейт мозгов и наконец, начать быстро читать.