Успех ≈ это переход от одной неудачи
к другой с нарастающим энтузиазмом.
Уинстон Черчилль.
Содержание
Обучение физическому мышлению
Здравствуйте Сергей !
Я подписан на Вашу рассылку наверное с самого ее начала. Темой творчества и способностей
я интересуюсь не один десяток лет (Книги по ТРИЗ
изучал еще в 70 годы). И тем не мение я получаю достаточно много новой для меня
информации (удачных примеров и определений ) из рассылки.
У меня подрастает сын, с которым я вынужден заниматься математикой и физикой (школа
не дает необходимых навыков в этих дисциплинах). За несколько лет упорной борьбы
-;), я сформулировал ряд правил, которые помогают решать задачи. Я конечно и раньше
и теперь перечитывал книги известных авторов по этой теме, но меня не устраивали
формулировки или акценты.
В процессе занятий я постоянно сталкивался с ситуацией, когда разобрав с сыном
теоретический материал
и задав самостоятельно решить задачу я получал сосредоточенное молчание. И на вопрос:"
Ты чего не пишешь?" получал - "А я не знаю как ее решать?". В дальнейшем я понял,
что если он не видит сразу готового решения то и не знает, что делать?.
В процессе взаимного обучения я написал последовательность правил для решения задач
и повесил над его столом. Это позволило разбить процесс "А я не знаю как ее решать?"
на части, по которым можно мне определить пробелы в знаниях и навыках, а ему начать
и хотя бы частично решить задачу или увидеть решение.
Кажется это в вашей рассылке я прочитал, что любая наука это терминология, а умение
применить термин к
конкретному явлению изучаемого этой наукой -есть владение данной научной дисциплиной.
В принципе эти правила работают при решении любой задачи.
Вот эти правила (возможно они будут интересны и другим читателям рассылки) .
Если ВЫ не знаете КАК РЕШИТЬ ЗАДАЧУ последовательно выполните указанные ниже пункты.
1. Прочитать задачу 3 раза.
2. Каждое утверждение задачи записать в математическом виде. Разбирая ее последовательно
по предложениям и словам. Например:
а) "Прямая персекает ось Х в точке равной 10".
"Прямая" р Формула прямой У=а Х
"Пересекает ось Х" р Y=0
" в точке равной 10" р Х=10
3. Записать вопрос задачи в математическом виде. Пример:
а) "Тетрадь стоит 1 грн. Сколько стоит 10 тетрадей.?"
Стоимость 10 тетрадей - X.
4.Если в задаче есть математические или физические термины, необходимо вспомнить
их определение,
теоремы и формулы связанные с ними, Подставить в формулы данные задачи. Пример:
а) "Бессектриса треугольника".
Бессектриса угла -прямая делящая угол на два равных. Отношение сторон треугольника
равно отношению отрезков стороны теугольника поделенных бессектрисой. И т.д.
б) "Тело движется равноускоренно."
Тело- значит есть масса -m.;
Движется - изменяет расстояние - S=a*t;
Равноускоренно - значит действует сила F=m*a;
5. Интуитивно найти в условиях задачи равенство или общую часть составить уравнение
или систему уравнений ( Наиболее творческая часть- по сути это и есть решение задачи).
Пример:
а) Известна сила( F), путь(S) и время(t). Найти массу тела.
Пункт 2 Сила-F путь-S время-t;
Пункт 3 масса - m;
Пункт 4 F=m*a; S:=a*t**2/2;
Пункт5 F/m=S/t**2; Общая а;
6. Применяя математическую технику вычислений, решаем уравнение или систему уравнений.
Навыки и время необходимые для решения задач:
Пункт 1 - Требуется умение читать.
Пункт 2,3 - Требуется небольшая тренировка по каждой теме . В школе у сына и на
уроках математики и на уроках физики этот пункт не акцентируется . Хотя мне кажется,
что любая научная дисциплина это аналог языка. И не научившись переводить с разговорного
на язык конкретной науки изучить ее невозможно.(Явление хорошо знакомое программистам
пишушим на заказ). Еще труднее перевестина этот язык природное явление. Поэтому
и возникают явления, когда материал учебника ученик знает, а ответить на вопрос
поставленный не так как в учебник не может.
Детский вопрос -Что тяжелее килограмм пуха или железа? По моей схеме слово "тяжелее"
переводится в формулу силы тяжести , вместо массы подставляется значение. Вывод
для школьника очевиден. Это пример "физического мышления".
Пункт 4 - Знание темы по которой составлена задача - 1 час для конкретной школьной
темы.
Пункт 5 - Требуется некоторая сообразительность (Это иногда называют способностями)
и практика.
Пункт 6 Приобретение навыков в технике вычислений - процесс наиболее трудоемкий.
Он занимает несколько лет труда и постоянной практики.
Работа по этой схеме в течение 2х лет в среднем не более 1-2 часов в неделю позволила
продвинуть сына из троечника по физике, про которого его учительница высказалась
типа "Большая посредственность" в десятку лучших физиков областного центра. (Вопреки
его героическим усилиям). Теперь учитель называет его "Наша надежда".
Денисов Алексей Митрофанович. г. Николаев.
AlexCat mailto:AlexCat@nibulon.comcent.nikolaev.ua
Я с вами совершенно согласен. Если человек проговаривает "не правильные" слова,
то он заходит в тупик или попадает под чужую зависимость.
Приведу пример из своей практики. Клиент говорит -- я хочу чтобы эта рамка оказалась
там где была в чера. Что за рамка, какое вчера? Если же говорить со всеми словами
костылями (буду их называть так), то получается совершенно другая картина: - хочу
чтобы эта ЭКСЕЛЬНАЯ ТАБЛИЧКА оказалась в ТОЙ ЖЕ САМОЙ ПАПКЕ, что и табличка "a.xls"
. Сказал правильные слова -- и решение нашлось само собой.
Сергей Михайлов
Как стать "Щасливее"
Как не ходить на работу, которая мне обрыдла... Как повысить прибыль
для предпринимателя... Как получить не диплом, а именно ту работу, которая мне нужна...
Как не закончить жизнь грошовой пенсией. (это вопросы из предыдущей рассылки)
Сережа, эти все задачки связаны с изменением стереотипов человека
(а еще более точно, - со сменой его ценностных ориентиров). На бытовом уровне, эти
задачки формулируются так: я привык вот так, а теперь нужно мне эту привычку позабыть
и заменить ее на другую, но ведь вот как не хочется! Психолог сказал бы, что тут
срабатывает аппарат защиты целостности личности, а это ну ооочень жесткий аппарат!!
Его преодолеть человеку самому без посторонней помощи почти невозможно. В этом смысле
твоя рассылка как раз точно в десятку, - она направлена на развитие способностей
человека что-то делать такое, чего он раньше не хотел уметь. То есть, - если в двух
словах, - задача сводится к замене хотений... Только и всего! Насколько мне известно,
на сегодня она еще нигде и никогда не была системным образом решена. "Системным"
означает, что она не решена в виде технологии, обеспечивающей результат в 90% случаев.
Много различных примеров из жизни об этом рассказывается, но они ничего не дают
тому человеку, который сам не есть "герой этого примера".
Поэтому рассмотрение в рассылке каждой из этих задач по отдельности в виде "как
сменить работу" или "как повысить прибыль" не имеет смысла, так как уводит от первопричины
и создает у читателя миф о том, что задачу можно разрешить в данном конкретном случае,
не изменив своих собственных привычных действий... Человек, создавший у себя такой
миф, начинает усиленно грести в ту сторону, время уходит, а он все время только
и заботится о том, чтобы сохранить себя, любимого, в прежнем виде...
Всего доброго, - Григорий Олегович, со-ведущий рассылки
⌠Парное обучение■
http://subscribe.ru/archive/job.education.para/
Как за десять слов получить 800 рублей?
Я не приглашаю вас участвовать в финансовой пирамиде. Я приглашаю
задуматься над тем, как с наибольшей эффективностью использовать связи и знания.
Приведу пример того как комьютерщики (я сам комьютерщик) могут получать
доход за несколько правильно сказанных слов. Помните притчу об одном ударе молотком
в нужном месте, за который специалист попросил 100 долларов? -- этот подход можно
распространить и на вас. Вы ухмыляетесь? Тогда проанализируйте факты:
Факт первый - Каждая компьютерная фирма готова выплачивать агентский
процент за информацию о том, кому можно продать компютер.
Факт второй - Если ваша работа связана с компьютерами (допустим,
вы программист), то вас регулярно будут спрашивать о том какой компьютер купить.
Попробуйте придумать, как вы можете синтезировать два эти факта
и извлечь выгоду. Например, желающему купить комьютер можно сказать следующую фразу:
"Если желеаете, то я помогу вам выписать счет.". За то, что вы
правильно проанализировали ситуацию, и сказали правильные слова, вы можете получить
4% от продажи.
Вам кажется, что мой совет не имеет ни какого отношения
к теме рассылки? Ошибаетесь. Расширьте рамки своего мышления шире вашего профессионального
круга. Попытайтесь включить в схему анализа все факты, извествные вам. Задайте вопрос,
как я могу извлечь стократный эффект из создавшейся ситуации но так, чтобы вложить
минимум средств. Согласитель, данная работа требует немалых умственных усилий.
Успешные люди чаще других задают вопросы о том как вложив меньшие
средств получить больший эффект. Приведу последний пример. В предприятии состоящим
из нескольких торговых отделов работает приходящий программист. Случилось так, что
этот программист сижнем просиживает в одном отделе. Из этого же отдела идет сплошной
поток нареканий в адрес программиста. Возникла конфликтная ситуация.
Задав несколько правильных вопросов конфликт не только был погашен,
но и дал долгосрочный положительный эффект.
Вопросы были следующими:
- Как удается другим отделам общаяясь с программистом в течении
двух часов в месяц добиваться того же результата.
- Как сделать так, чтобы вы видили программиста в течении трех частов
в месяц?
Директор задал два вопроса, но каких!
Я публиковал данный текст в другой рассылке и получил отклик на
статью. Посмотреть на переписку вы можете здесь:
citycat.ru/iq/obzor/n15201.htm
Сергей Михайлов
При перепечатке ссылка на адрес
citycat.ru/iq/ обязательна.
|