Каждый массив информации требует своей скорости чтения, своей стратегии в соответствии
с субъективным опытом воспринимающего информацию оптимальная скорость обработки
должна совпадать со скоростью мышления.
Навыки "вертикального чтения, подавления артикуляции, выделения ключевых слов,
развития периферического зрения", о которых мы все слышали, являются необходимыми,
но не достаточными условиями динамического чтения. Необходимо сформировать не только
базовые физиологические стратегии быстрого чтения, восприятия, запоминания, но и
когнитивные стратегии управления этими процессами. Приобрести не только инструменты
для улучшения индивидуальной динамики, но и способ оценки их соответствия воспринимаемой
информации и гибкость в применении. Впечатляющих результатов достигают только те,
кто смог перевести свои навыки на новый уровень осознанности.
В моей методике я придерживаюсь следующей стратегия овладения навыками динамического
чтения:
формирование физиологических навыков,
обучение эффективным стратегиям чтения,
восприятия и запоминания (невозможно говорить о быстром чтении, если нет
стратегий быстрого восприятия, концентрации внимания и не расширен объем оперативной
памяти),
формирование навыков автоматического поиска и взаимодействия с информацией,
стратегии оценки и выделения смысловых уровней и блоков информации.
Выделение ключевых слов соответствует только начальному уровню обучения работы
со смысловой структурой текста. Аналогично переходу от чтения словами к чтению блоками
скорость восприятия качественно улучшается при переходе к работе со смысловыми структурами.
Умение вычленять эту логическую структуру (или эмоциональный сценарий) и укрупнять
смысловые единицы воспринимаемой информации, соотносить их с целями чтения является
основой личной динамики.
Следующий этап - формирование строго индивидуальной стратегии динамичного взаимодействия
с информацией (я не разделяю отдельно "чтение", "восприятие", "запоминание", "обдумывание",
поскольку это составляющие целостного процесса). Этот этап наиболее важен, поскольку
обусловлен системой личных ограничений, начиная с физиологии и заканчивая убеждениями,
ценностями. Успешные на определенном этапе стратегии ("Читай медленно, внимательно!"
"Вслух!" "Повтори!" "Перечитай заново, вслух и медленно!"), часто автоматически
переносятся в другие контексты без учета их соответствия. Недостаток осознанности
компенсируется системой ограничивающих убеждений.
Работа с динамикой восприятия - это работа с личными ограничениями, поддерживаемыми
системой убеждений, сформировавшейся как целесообразный, позитивный навык в процессе
учебы. Не бороться, а утилизировать навыки и стратегии, расширять их диапазон, подбирать
их в соответствии с контекстом, целями, проявляя при этом гибкость, сформировать
мета стратегию (стратегию выбора стратегии) - единственный способ перехода на новый
уровень динамики обучения.
Еще один аспект работы над собой - это осознанное управление субъективными состояниями.
Состояние эффективного восприятия информации (например, чтения со скоростью выше
1000 слов в минуту с полным осознанием смысла прочитанного и возможностью его воспроизведения)
полярно состоянию "мечтательного" чтения со скоростью 120 слов в минуту. Необходимо
уметь калибровать (отслеживать и характеризовать по определенным параметрам) свои
состояния и спонтанно генерировать ресурсные для данного вида деятельности. Условием
такой спонтанности становится только богатый личный опыт осознанного самовосприятия.
Условное разделение процесса чтения и процесса мышления существует только в наших
головах:-). "Мозг работает быстрее, чем мы думаем", говорил Бендлер, хочется добавить:
"А наше сознание - медленнее, чем нам кажется".
Я заметила, что интенсивные тренинги, сравнительно небольшие по времени (3-5
дней), с последующим переходом на следующую ступень, представляющую собой такой
же краткосрочный тренинг, но уже большей интенсивности, дают впечатляющий эффект
по сравнению с продолжительным курсом (2,5 месяца) еженедельных занятий. Они как
бы предоставляют эталон эффективного внутреннего поведения, включают общие ресурсные
состояния повышенной восприимчивости к информации, которые затем генерируются спонтанно.
И что крайне важно: доставляют много положительных интеллектуальных эмоций. Нам
всем нравится испытывать состояние интеллектуальной
силы, легкости, мгновенной восприимчивости, "расширения сознания" и управления.
Это незабываемый ресурсный опыт.
Для тех, кому интересно будет узнать более подробно об особенностях моей методики,
о ее связи с НЛП (нейро-лингвистическое программирование), могут обратиться к материалам
конференции "Многомерный мир: НЛП методология и моделирование" - к моему докладу
"Перспективы применения методологии НЛП к моделированию процессов
динамического обучения ":
Шугалей Елена Викторовна, директор отдела динамического обучения Центра современных
психотехнологий (г. С-Петербург, Дом ученых в Лесном).
Рада буду и лично ответить на вопросы всех желающих, рассмотреть предложения
о сотрудничестве, предоставить информацию о курсах и тренингах, просто обменяться
мнениями.
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ (в том числе и о себе самом) РАВНО УПРАВЛЕНИЮ СИТУАЦИЕЙ!
УСПЕХОВ В ЭТОМ ВСЕМ НАМ!!! ВСЕМ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ!!!
Елена Шугалей
Подпишитесь на бесплатную рассылку
о скорочтении.
Вы получите серию писем, в которых будет демонстрироваться простые и понятные упржнения на освоение навыка скорочтения. Вы узнаете о том, как сделать апгрейт мозгов и наконец, начать быстро читать.