Представьте, - первоклассник читает справочник по высшей математике, а после
чтения он не может связать двух слов о прочитанных формулах. Конечно, это нельзя
назвать чтением, поскольку школьник не может повторить факты (1) приведенные в справочнике,
не может изложить основную идею текста (2) и не может высказать свое отношение к
тексту в свете того, как он собирается использовать полученные знания в своей жизни
(3).
Если же человек по прочтении текста может
- выделить факты из текста и запомнить их,
- объяснить как прочитанный текст соответствует его внутреннему представлению
о затрагиваемом предмете,
- высказать критику по отношению к тексту,
- привести факты из собственного опыта, дополняющие текст,
- перефразировать основную идею текста,
то мы считаем, что текст прочитан.
Кстати, в хороших учебниках обязательно встречается вступление, заключение, выводы,
контрольные вопросы. Такая структура изложения материала позволяет проверить усвоение
знаний. Составители учебников готовы из ложечки положить вам в рот знания.
Авторы Техники быстрого чтения Олег Андреев и Лев Хромов предлагают использовать
Интегральный алгоритм чтения для универсального запоминания текста.
Читая текст, вам необходимо разложить его по полочкам
- Название статьи Автор Выходные данные.
- Проблема.
- Факты.
- Особенности изложения.
- Вопросы к автору и критика
- Новизна и практическое использование
На начальном уровне освоения алгоритма обычно пропускают пункты - название книги,
автора, выходные данные. Новичок пропускает эти пункты, поскольку считает, что не
стоит тратить силы на мелочи, а стоит тратить время на запоминание сути. Смысл и
факты - вот что важно - считают они.
Я тоже пропускал эти пункты. Мне было не понятно, почему авторы методики настаивают
на их запоминании. Осмысление наступило позже, когда я стал сам писать статьи и
активно вести переписку через Интернет. Для меня возникла необходимость визуализировать
того, с кем я общаюсь. Потребовалось вспомнить ход дискуссии или беседы, прежде
чем я садился писать ответ на новое письмо. Я заметил, что с теми, кто представлялся
именами Alex, Алекс, Михаил, Сергей, СМ... (с неполным именем и фамилией) мне очень
трудно вести переписку, поскольку я их не мог представить собеседника и восстановить
ход предыдущей беседы.
После небольшой практики переписки я стал замечать за собой, что прежде чем начать
читать статью в газете или журнале, я непроизвольно стал отмечать название статьи
и автора. Теперь я с автором веду беседу. Я его представляю. Он неторопливо или
в азарте сообщает мне свои идеи, я запоминаю его образ.
Эффект скорочтения во многом зависит от того, на сколько читатель уже знаком
с текстом или с автором текста. Перед чтением, происходит настройка на тон автора
(торопливый, медленный, отрывочный, красочный). Эти предустановки дают богатую пищу
для подсознания читателя и позволяют быстро схватывать текст.
Я призываю вас не сокращать алгоритм за счет названия и автора текста.
Особенности и критика
Шестой пункт алгоритма (Особенности и критика) требуют от читателя сравнить текст
с уже известными читателю текстами и попытаться провести аналогии и ассоциации с
уже известными фактами. Чем больше вы найдете особенностей, тем лучше запомнится
текст.
Особенности могут быть следующими
- стилистические
- эмоциональные
- логические (на сколько логически правильно выстроен текст)
- по типу преследуемой цели (развлечение, информация, воодушевление, призыв
к действию, преследование конкретной цели)
- По применению вспомогательного материала (наличие определений, сравнений,
примеров, ссылок на авторитеты, статистические данные, наличие картинок).
- Как полно соответствует текст схеме (вступление, постановка задачи, решение
задачи)
Кстати, публичные выступления и ваши будущие статьи, готовятся по подобной схеме.
С той лишь разницей, что вы будете выступать в роли конструктора, а не анализатора
текста.
Пункт Практическое использование
Бросая камни в воду -
смотри на круги ими образуемые,
иначе твое занятие
будет пустой тратой времени
Если нет резюме и побуждающего вывода, то нет смысла читать. Пытайтесь выделить
метко сказанные фразы, старайтесь определить идеи, дополнив которые вы сможете создать
новый продукт, спрашивать себя, как я могу использовать эту информацию.
Пункт Вопросы автору и критика
Вы должны придумать пять вопросов. Не больше и не меньше (конечно, шутка), которые
вы хотели бы задать автору текста. Почти всегда под статьей вы сможете увидеть электронный
адрес автора статьи, что позволит вам оперативно связаться с носителем информации.
А может быть автор статьи или книги сможет решить вашу проблему. А может быть
вы сможете объединится с ним для решения общей задачи. Даже если вы не сможете обратиться
к автору, все равно продумайте спорные вопросы.
Вывод
Известно, что когда человек настраивается найти железный рубль, то он найдет
рубль с большей вероятностью, чем тот, кто не ставит задачу найти монету на полу.
В работе человека очень важна пред установка. Как корабль назовешь - туда и поплывешь.
Настройка мозга на определенный результат делает достижение результата более вероятным,
чем случайный поиск.
Ваша задача превратить использование алгоритма в стереотип. Теперь, любой технический
текст следует читать под призмой этого алгоритма. Ваша цель - перевести использование
алгоритма из сознательного использования в бессознательное использование. Добиться,
чтобы алгоритм выполнялся сам собой, а нужные факты алгоритма запоминались без умственных
усилий.
Пример использования этого алгоритма я проиллюстрирую на статье Юрия Мороза см.
текст ниже
Школа √ это не сайт, расположенный по адресу
www.mega
proect.cjb.net , а люди, которые объединились вокруг этого проекта.
Я считаю, что лучшим способом проверки идеи, является изложение ее своим знакомым
и друзьям. Если Вы не можете своей идеей увлечь человека, которого хорошо знаете,
то тем более, этим не заинтересуется не знающий Вас человек.
С точки зрения этого критерия, большинство идей, выдвигаемых в Школе, оказываются
слабыми и не вызывают откликов у коллег.
Попробуйте пригласить в партнеры еще несколько человек и до тех пор, пока Вам
этого не удается, Ваша идея сыровата и требует доработки.
Такая обкатка не требует никаких финансовых вложений.
Люди, сумевшие добиться чего-то в жизни √ это люди, которые увлекли своими идеями
тысячи, а иногда и миллионы людей.
Для того, чтобы Ваша идея была понятнее, желательно использовать формулу, которую
используют при патентовании изобретений. Там от каждого изобретателя требуют найти
прототип своего изобретений и далее изложить свое изобретение следующим
образомПрототип по патенту (авторскому свидетельству) номер такому-то отличающемуся
тем, что ┘
Если Вы будете копировать кого-то, вы уже не первый и это значит, что Вам предстоит
выдержать конкуренцию. Для Дела, которое только создается √ это очень сложно, почти
невозможно.
Правда можно использовать не мировую новизну, а локальную, если что-то применялось
в другом городе, но ни разу не делалось в Вашем, то у вас есть шансы на успех.
Подберите прототип, выделите в Вашей идее, чем она отличается от прототипа, и
постарайтесь это изложить так, чтобы это было понятно неспециалисту и привлекло
к реализации этой идеи ваших знакомых.
Если у вас это не удалось с первого раза, повторите попытку, и так пока не получится.
Ю.Мороз
Анализ текста с применением
интегрального алгоритма чтения
Название - Двенадцатая лекция (я бы назвал Прототип проекта)
Автор - Юрий Мороз (хорошо бы запомнить адрес moroz@onego.ru)
Выходные данные - www.megaproject.cjb.net
20/08/99
Проблема - (Уверенность в успешности проекта и (наличие отличий) отличие проекта
от других проектов - основа будущего успеха) Факты
- Большинство идей высказываемых учениками в Школе своего дела не выдерживают первой
критики
- Люди сумевшие добиться чего-либо в этой жизни - это были люди, которые увлекли
своими идеями миллионы людей.
- Нужно развивать (создавать отличия) различия своего проекта с уже существующими
проектами.
Особенности изложения и критика
- В одном учебнике по рекламе написана фраза Ваш продукт должен быть отличен от
других и он будет иметь успех, отличие от других. В этой статье я нашел схожую мысль.
- Как реальный обладатель авторского свидетельства на изобретение, я могу сказать,
что сначала изобретение изобретается, а потом ищется шаблон, под который подходит
изобретение для его регистрации. Патентование - это игра казуистики и логики.
- Идея этой статьи напомнила мне упражнение школы учитесь говорить публично Владимира
Шахиджаняна. В этой школе предлагается для преодоления ложной скромности рекламировать
школу Шахиджаняна.
Новизна и практическое применение (лично для меня)- Дать упражнение подписчикам
- рекламировать проект рассылки для обучения дару убеждения. Как можно рекламировать
то, в чем не убежден. Или предложить подписчикам указать, чем эта рассылки ОТЛИЧАЕТСЯ
от других рассылок
В результате анализа текста у вас, скорее всего, получится другое разложение
текста, поскольку вы имеете опыт отличенный от моего опыта.
Хорошо, если вы будете подходить к критике с более легким сердцем. Красить в черное,
всегда проще, чем иметь взвешенный подход. Или, критикуя, предлагайте (и делайте)
как сделать лучше.
Статьи о Скорочтении
Что люди говорят о скорочтении
Тренинги
|