Читать или Скоро Читать?
Обычно, критики методики скорочтения строят карикатуру на этот жанр чтения. Они
начинают описывать взоры разрезающие страницы, шелест страниц, торопливость и поспешность
читателя. На месте книги обязательно должна оказаться ╚Война и мир╩, а читателем
обязательно должен быть школьник. С другой стороны, противники стандартного способа
чтения строят не мене глупую карикатуру √ некую отличницу, которая с ╚вдумчивостью╩
и ╚пониманием каждого слова╩ читает таблицу Брадиса.
Ни та, ни другая сторона старается не замечать, что словесность не состоит не
только из справочников и высокохудожественной литературы. Воюющие стороны не замечают
пласта литературы, лежащего между этими крайностями. Я, например, ежедневно получаю
по каналам Интернета несколько страниц английского текста, десяток страниц русскоязычного
текста и писем. Все эти тексты не относятся к художественной литературе, а их обязательно
следует прочитать.
Среди противников скорочтения много учителей. Их понять можно √ они преподают
литературу и являются хранителями родного языка. Учителям хочется, чтобы ученики
впитали в себя всю прелесть литературных произведений . Но, давайте посмотрим правде
в глаза √ школьников, которые прочитали предусмотренную школьной программой литературу
√ единицы. Большинство узнают о классиках через призму справочников сочинений, анекдотов
или критики. Мне кажется, что гораздо предпочтительнее будет, если человек прочитает
Достоевского в режиме скорочтения, (но прочитает), чем познает его по низкопробной
литературе.
Скорочтение можно описать как комплекс приемов, по эффективному восприятию информации.
Приемы приобретаются как результат систематизированных тренировок по расширению
угла зрения, подавлению проговаривания слов, применения выхватывающих суть алгоритмов
чтения. Обучение скорочтению, это чтение, чтение, чтение и еще раз чтение. Разве
плохо, когда человек читает? Разве плохо, когда человек ставит перед собой цель
и согласен методично, упорно и систематически добиваться ее?
У нас не возникает отрицательных эмоций, когда человек занимается спортом. Считают,
что спорт полезен. Я бы сравнил методики скорочтения со спортом. Единственное различие
в том, что тренируются не мускулы, а мозги.
Я веду Интернет конференцию, посвященную скорочтению. Мне удалось собрать отзывы
людей обладающих навыками скорочтения. Все эти люди личности: предприниматели, ученые,
переводчики, программисты. Мне кажется, что эти примеры говорят в пользу обучения
методик скорочтения. Среди обладателей методиками скорочтения нет безработных! √
все обладатели активные граждане, имеющие собственную позицию, и это понятно, поскольку
скорость нервных процессов у обладателей скорочтением выше, чем у ленивых противников
методик. Поэтому, скорочитающий всегда будет впереди.
Применять методики можно либо к знакомому тексту (по форме, по содержанию, по
автору), либо к тексту с явной избыточностью, √ например к газетам, или к текстам,
из которых читатель настроен почерпнуть несколько мыслей. Перед чтением, читатель
строит модель текста, что он намеревается почерпнуть из статьи, и старается предугадать
содержимое страницы. Если читатель настроится на то, чтобы замечать шероховатости
текста, то он будет их замечать, если он настроен на получение факта √ то он получит
его. Обедняет ли этот подход наш опыт? √ нет. Четкая постановка цели не обедняет,
а обогащает.
Учитесь скорочтению, это полезно.
Сергей Михайлов www.citycat.ru/iq/
Статьи о Скорочтении
Что люди говорят о скорочтении
Тренинги
|