Ключевые слова и скорочтение
Почти все технические тексты (в том числе и этот текст) имеют значительную избыточность.
Если стереть гласные буквы, то текст все равно будет понятен. Если стереть половину
букв в тексте, то читатель сможет понять смысл текста. Если закрыть правый или левый
край текста полоской бумаги текст, то понимамаемость текста почти не пострадает.
Все это доказывает наличие большой избыточности в текстах.
Почему тексты имеют избыточность
Многие авторы текстов должны прежде сломать лед предубежденности по отношению
к своим идеям. Авторы не могут прыгать с места в карьер, поскольку читатель не подготовлен
и может внутренне сопротивляться передаче информации. Автор подбирает вводные слова,
чтобы обеспечить психологический канал к слушателю. Автор не вываливает сразу смысл
(доминанту), а пытается завернуть ее в обертку, которую читатель старательно разворачивает,
чтобы получить доступ к конфетке смысла. Например, публичная речь будет строиться
по следующей схеме:
- вступление и постановка задачи (противоречие) описание возможных вариантов
решения.
- титул;
- содержание;
- резюме;
- предложения по использованию;
- нумерация;
- доп. пункты:
- выражение признательности;
- заключение;
- словарь;
- библиография.
Разным читателям будет интересны различные аспекты текста. Одному будет интересно
узнать только факты, а другому выяснить специфичные термины. Поэтому автор стремится
угодить и тем и тем, увеличивая избыточность своих текстов
Итак, смысл текста содержится не в каждой букве текста. Смысл содержится в том,
что можно выразить одним словом. Смысл - информация, которая должна быть обязательно
понята.
Если отбросить штампы, эмоциональную сторону текста, то останется голый смысл.
Авторы Техники Быстрого Чтения Анедреев и Хромов.
Для обучения методам скорочтения предлагают использовать дифференциальный алгоритм
чтения.
Дифференциальный алгоритм разбивает текст на отдельные логические элементы.
Читая, вы должны подчеркивать ключевые слова текста.
Дальше, ключевые слова следует складывать в смысловые ряды.
На третьем этапе следует из смысловых рядов формировать доминанту текста.
Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку признак предмета состояние или
действие в предложениях. Но не обязательно должен быть ключевое слово в каждом предложении.
Смысловой ряд это пары слов, которые состоят из комбинации ключевых слов. Смысловой
ряд позволяет понять истинное содержание текста.
Доминанта - главная составляющая часть текста. Понимание текста
сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие
фразы, которые предопределяют текст последующих страниц. Свести содержание текста
к коротким и существенным логическим формам, отметить в каждой формуле центральное
по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким образом
единую логическую цепь идей - вот сущность понимания текста Теперь,
вы должны читать текст в три этапа первое прочтение с карандашом в руке, подчеркивая
наиболее значимые слова в тексте. второй раз читая ключевые слова следует выписывать
на листок смысловые ряды
на третьем этапе следует переосмыслить смысловые ряды и определить
доминанту текста.
Упражнение следует выполнять до тех пор, пока оно не перейдет на уровень подсознания,
и не будет выполняться автоматически.
Сергей Михайлов
Статьи о Скорочтении
Что люди говорят о скорочтении
Тренинги
|